Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5–8-е классы

Итоговые диагностические работы
по русскому языку

Значительное место в системе работы преподавателя русского языка занимает анализ текста. Все те умения и навыки, которые ученики приобретают в процессе выполнения упражнений по анализу текста, являются необходимыми общеучебными умениями, которые закладывают основу для формирования ключевых компетенций.

В процессе работы над текстом ученики приобретают важные умения:

– понимать содержание текста,

– отделять главное от второстепенного,

– анализировать, обобщать текстовую информацию,

– делить текст на смысловые части (микротемы) и устанавливать между ними связь,

– оценивать текст с точки зрения языковых особенностей.

Данные тексты для анализа рекомендуется выполнять в конце учебного года, тогда могут быть достигнуты сразу две цели: проверка умений, связанных непосредственно с пониманием содержания текста, и диагностирование усвоения теоретического материала.

Конечно, многие могут спросить: а как же традиционный диктант? Безусловно, диктант как нельзя лучше выявит грамотность учащихся. Но это лишь часть содержания образовательной программы. Наряду с диктантом целесообразно проводить и другие виды диагностического контроля, такие, которые связаны с пониманием содержания текста и его особенностей. Если подобную работу вести последовательно и систематически, начиная с 5-го класса, тогда вопрос о «натаскивании» к ЕГЭ, ГИА и другим формам диагностического контроля отпадет сам собой.

Комплекс заданий рассчитан на обучающихся по учебнику под редакцией С.И. Львовой.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку дается 40 минут. Работа состоит из двух частей . Часть А состоит из 10 заданий (А1-А10). К каждому из них даны 4 ответа, из которых только один правильный.

Часть В состоит из 10 заданий (В1 – В10). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

5-й класс

(1) Однажды в детстве отец сильно наказал меня. (2) Побои я давно забыл, но причину побоев до сих пор помню крепко.

(3) Утром я вышел из дома как будто в школу, а на самом деле свернул в переулок, а потом в другой и до школы я в этот день не дошел. (4) С уличными мальчишками я до вечера играл в стукалку. (5) Отец дал мне немного денег, чтобы купить книг, на эти-то деньги я и играл, позабыв про все на свете. (6) Деньги, конечно, вскоре кончились, я стал думать, где бы достать еще, и нашел выход. (7) Я стал обходить все дома в ауле. (8) Я говорил, что завтра приезжают пехлеваны и вот мне поручили собирать для них деньги.

(9) Обойдя аул, я подсчитал выручку и понял, что можно продолжать эту игру. (10) Но и этих несчастных денег не хватило надолго. (11) К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. (12) За целый день мои штаны продрались насквозь, а колени исцарапались.

(13) Между тем дома меня хватились. (14) Старшие братья пошли искать меня по всему аулу.

(15) И вот я предстал перед судом отца. (16) Больше всего на свете я боялся этого суда. (17) Отец оглядел меня с ног до головы.

– (18) Расскажи-ка, где ты порвал штаны.

– (19) В школе… зацепил за гвоздь…

– (20) Когда?

– (21) Сегодня.

(22) Отец наотмашь ударил меня ладонью по щеке.

– (23) Если сейчас же не расскажешь все, как было, ударю плетью.

(24) Страх перед плетью оказался сильнее страха перед правдой, и я рассказал свои злоключения по порядку, начиная с утра.

(25) Суд окончился. (26) Три дня я ходил сам не свой. (27) На третий день отец усадил меня рядом, погладил по голове, расспросил, что проходим сейчас в школе, какие у меня отметки. (28) Потом неожиданно спросил:

– (29) Ты знаешь, за что я тебя побил?

– (30) За то, что играл на деньги.

– (31) Нет, не за то.

– (32) За то, что порвал штаны.

– (33) Нет, и не за штаны. (34) Кто из нас не рвал в детстве своих штанов или рубашек? (35) Ты ведь не девчонка, чтобы ходить все время по тропочке.

– (36) За то, что не пошел в школу.

– (37) Конечно, это большая твоя ошибка: с нее начались все твои несчастья в этот день. (38) Побил же я тебя, мой сын, за твою ложь. (39) Ложь – это не ошибка, не случайность, это черта характера, которая может укорениться. (40) Это сорняк на поле твоей души. (41) Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполонит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. (42) На свете нет ничего страшнее лжи. (43) С этого часа ты будешь говорить только правду.(44) Иди.

(45) Я пошел, мысленно дав себе клятву никогда не лгать.

(Р.Гамзатов)

 

Словарь:

Пехлеван – борец, силач ( в переводе с узбекского);

Стукалка – азартная игра в деньги;

Заполонить – заполнить, занять целиком.

 

Часть А

А1. Укажите тип речи, использованный в тексте.

1) Описание;

2) повествование;

3) рассуждение;

4) описание с элементами повествования.

А2. В каких предложениях содержится главная мысль текста?

1) 45;

2) 24;

3) 39 – 41;

4) 43.

А3. За что отец наказал сына?

1) За ложь;

2) за то, что в школу не пошел;

3) за то, что штаны порвал;

4) за игру на деньги.

А4. Почему главный герой «побои давно забыл, а причину побоев до сих пор крепко помнит»?

1) Потому что отец и все члены семьи объяснили главному герою эти причины;

2) потому что мальчику было очень стыдно;

3) потому что мальчик совершил очень много плохих поступков в один день;

4) потому что отец пригрозил ударить плетью.

А5. Какой художественный прием использует автор в предложении 40?

1) Антитеза;

2) эпитет;

3) метафора;

4) повтор.

А6. Какой художественный прием использовал автор в предложении 10?

1) Метафору;

2) антитезу;

3) эпитет;

4) повтор.

А7. Какой художественный прием использовал автор в предложении 26?

1) Контекстуальные антонимы;

2) фразеологизм;

3) метафору;

4) эпитет.

А8. Какой художественный прием использовал автор в предложении 34?

1) Фразеологизм;

2) риторический вопрос;

3) эпитет;

4) метафору.

А9. Укажите причину постановки запятой в предложении 12.

1) При обращении;

2) при однородных членах;

3) в сложносочиненном предложении (с общим обстоятельством) перед союзом а;

4) при прямой речи.

А10. Укажите верное объяснение орфограммы в слове девчонка (35).

1) В корне слова под ударением после шипящих пишется буква О;

2) в суффиксе существительного под ударением после шипящих пишется буква О;

3) выделенная буква является безударной гласной, проверяемой ударением;

4) выделенную гласную следует запомнить.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина кондиционеров "КлиматПрофф". Климатическое оборудование, кондиционеры, обогреватели, осушители, электрокамины, проветриватели, очистители, увлажнители. Установка кондиционеров в Балашихе, доставка климатического оборудования, обслуживание и ремонт кондиционеров. Товары от ведущих производителей, гарантия качества, доступные цены. Посмотреть полный каталог товаров, информацию о предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.klimatproff.ru/.

Часть В

В1. Из предложений 40 – 42 выпишите слово с чередованием гласных в корне слова.

В2. Среди предложений 36 – 38 укажите предложение с обращением.

В3. Среди предложений 37 – 41 укажите предложение, в котором содержатся контекстуальные антонимы.

В4. Из предложений 15 – 17 выпишите глагол несовершенного вида.

В5. Из предложений 9 – 12 выпишите слово, соответствующее характеристике: глагол, несовершенного вида, непереходный, 2 спряжения, возвратный, в изъявительном наклонении, в прошедшем времени, в единственном числе, в среднем роде.

В6. Среди предложений 13 – 15 укажите предложение, в котором грамматическая основа состоит из сказуемого.

В7. Укажите разряд имени прилагательного большая (37).

В8. Каким членом предложения является слово выход (6)?

В9. Среди предложений 24 – 28 укажите предложение, осложненное однородными членами.

В10. Из предложения 27 выпишите глагол, состоящий из приставки, корня и окончания.

6-й класс

(1) Каждый год, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как бы нам хотелось. (2) Зима у нас длинная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы.

(3) Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (4) Он часто приходил к нам в деревню и приносил то кошелки белых грибов, то бруснику, а то прибегал просто так – погостить у нас, послушать разговоры и почитать журнал «Вокруг света».

(5) Однажды Ваня принес маленькую, выкопанную с корнем березу.

– (6) Это вам, – сказал он и покраснел. – (7) Подарок. (8) Посадите ее в деревянную кадку и поставьте в теплой комнате – она всю зиму будет зеленая.

– (9) Зачем ты ее выкопал, чудак? – спросил Рувим.

– (10) Вы же говорили, что вам жалко лета, – ответил Ваня. – (11) Дед меня и научил. (12) Вот и будет вам на холодную зиму память о лете.

(13) Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую березу. (14) Ящик поставили в самой светлой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки березы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у нее шумели, когда ветер врывался в комнату.

(15) В саду уже поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми.

(16) Как-то ночью пришел первый заморозок. (17) Я проснулся около пяти часов утра, оделся и вышел в сад. (18) Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. (19) Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.

(20) Комнатная теплота не спасла березу. (21) Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах.

(22) Все мы были огорчены. (23) Последняя память о лете исчезла. (24) Знакомый лесничий усмехнулся, когда мы рассказали ему о своей попытке спасти зеленую листву на березе.

– (25) Это закон, – сказал он. – (26) Закон природы. (27) Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей – от тяжести снега и от зимней стужи, от жажды и от того, что к осени в листве накапливается много вредных для дерева солей.

(28) Березу мы высадили в сад, под забор, а ее желтые листья собрали и засушили между страниц «Вокруг света».

(29) Этим закончилась наша попытка сохранить зимой память о лете.

(По рассказу К.Паустовского)

Часть А

А1. Укажите тип речи, использованный в предложениях 25 – 27.

1) Повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) повествование с элементами рассуждения.

А2. Для чего Ваня принес березку в дом?

1) Чтобы украсить дом;

2) чтобы сохранить память о лете;

3) чтобы порадовать Рувима;

4) чтобы березу не повредили первые заморозки.

А3. В каких предложениях содержится главная мысль текста?

1) 25 – 27;

2) 10 – 12;

3) 22 – 23;

4) 29.

А4. Почему в комнате береза облетела?

1) Из-за плохого ухода;

2) в комнате было слишком холодно;

3) в соответствии с законом природы: чтобы не погибнуть зимой;

4) ящик был слишком тесный, и корневая система не развивалась.

А5. Укажите причину постановки запятой в предложении 5.

1) Между частями сложного предложения;

2) при однородных членах;

3) при причастном обороте;

4) при обращении.

А6. Каким членом предложения является слово огорчены в предложении 22?

1) Подлежащим;

2) сказуемым;

3) дополнением;

4) определением.

А7. Укажите средства художественной выразительности в предложении 14.

1) Антитеза;

2) олицетворение;

3) гипербола;

4) аллегория.

А8. Какой художественный прием использует автор для усиления выразительности речи в предложении 19? (Береза за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу).

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) антитеза.

А9. Укажите разряд местоимения её (из предложения 9).

1) Личное;

2) притяжательное;

3) определительное;

4) относительное.

А10. Укажите верную характеристику слова осыпавшихся (из предложения 21).

1) Страдательное причастие настоящего времени;

2) страдательное причастие прошедшего времени;

3) действительное причастие прошедшего времени;

4) действительное причастие настоящего времени.

Часть В

В1. Среди предложений 1 – 3 укажите предложение с причастным оборотом.

В2. Из предложений 1 – 2 выпишите краткое причастие.

В3. Из предложения 8 выпишите относительное прилагательное.

В4. Из предложений 16 – 17 выпишите порядковое числительное.

В5. Из предложения 19 выпишите слово, состоящее из корня, суффикса и окончания.

В6. Из предложений 13 – 14 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

В7. Из предложений 23 – 24 выпишите притяжательное местоимение.

В8. Из предложения 14 выпишите глаголы несовершенного вида.

В9. Из предложений 6 – 9 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

В10. Среди предложений 16 – 18 укажите сложное предложение.

7-й класс

ЧТО ТАКОЕ ПЛЕСЕНЬ?

(1) Глядя на боровик или масленок, каждый скажет, что это – гриб; тут ошибиться невозможно. (2) Есть, однако, такие грибы, которые не сразу можно назвать грибами.

(3) Кому не приходилось видеть плесень? (4) Она вырастает на стенах домов, на ломтях сырого хлеба, на лежалых плодах, кустах картофеля, половинках разрезанного лимона.

(5) Рассматривая плесень сквозь увеличительное стекло, видишь множество тонких переплетающихся нитей. (6) Это – те же грибы, только чрезвычайно маленькие. (7) Нити стелются на поверхности того предмета, на котором выросли, либо пробираются внутрь его. (8) Эти нити называются мицелием, или грибницей. (9) Над ними выступают тоненькие столбики. (10) На вершине некоторых столбиков сидят кругловатые головки, а в головках – множество мелких спор, то есть зародышей будущих грибков. (11) Некоторые из выступающих столбиков ветвятся на верхушке, образуя нечто вроде кисти. (12) Каждая нить такой кисти сложена из маленьких шариков, наподобие четок или бус. (13) Шарики – это те же споры, из которых при подходящих условиях могут развиться такие же растеньица.

(14) Откуда же на сырых стенах, на плодах, на хлебе берется плесень? (15) В воздухе с пылью носится множество спор, из которых, как из семян, вырастают грибки, образующие плесень. (16) Попав из воздуха на куски отсыревшего хлеба или на сырую стену дома, споры прорастают, образуя грибницу, над которой со временем поднимаются столбики, несущие либо мешочек со спорами, либо кисть, сложенную из спор.

(17) Некоторые из простейших грибков приносят большую пользу. (18) Это прежде всего дрожжевые грибки, или дрожжи. (19) Они имеют разнообразное применение. (20) Дрожжевые грибки применяются при печении хлеба, изготовлении браги и некоторых кормов. (21) Дрожжи имеют также лечебное значение, например, при нарывах (фурункулезе) , так как они богаты витаминами.

(22) Некоторые виды грибков паразитируют на живых растениях: на стебле, на корне, на молодых побегах, на листьях, на цветках, на плодах. (23) Трудно представить себе, как разнообразно проявляют они свою вредоносную, а часто и разрушительную работу.

(В.Лункевич)

Часть А

А1. Укажите стиль текста.

1) Публицистический;

2) художественный;

3) научный;

4) разговорный.

А2. Что такое мицелий?

1) Это такие грибы;

2) это множество тонких переплетающихся нитей, которые можно увидеть, рассматривая грибы через увеличительное стекло;

3) это тоненькие столбики, которые вырастают над грибницей;

4) споры, из которых при подходящих условиях могут развиться такие же растеньица.

А3. Какие из утверждений не соответствуют содержанию текста?

А) Все грибы приносят огромную пользу;

Б) некоторые из грибов приносят пользу;

В) все грибы наносят огромный вред;

Г) иногда грибы производят разрушительную работу.

1) А, Г; 2) А, В; 3) Б, В; 4) А, Б.

А4. Укажите главное условие, необходимое для размножения грибов.

1) Свет;

2) тепло;

3) сырость;

4) покой.

А5. Из чего при подходящих условиях могут развиться грибы?

1) Из грибницы;

2) из мицелия;

3) из спор;

4) из плесени.

А6. Какой частью речи является слово также (предложение 21)?

1) Наречие;

2) частица;

3) союз;

4) предлог.

А7. Составьте план текста, используя следующие утверждения.

А. Происхождение плесени;

Б. Плесень через увеличительное стекло;

В. Грибки-паразиты;

Г. Глядя на боровик…

Д. Дрожжи и их применение.

1) А, Б, Г, В, Д;

2) Г, Б, А, Д, В;

3) Г, Б, А, В, Д;

4) Г, А, Б, Д, В.

А8. В каком значении употреблено слово выступают (предложение 9)?

1) Торчат;

2) возвышаются;

3) проявляют себя;

4) находятся.

А9. В предложении 7 союз либо разделяет:

1) части сложного предложения;

2) однородные обстоятельства;

3) сказуемые выросли либо пробираются;

4) сказуемые стелются либо пробираются.

А10. Какой частью речи является слово те в предложении 13?

1) Частицей;

2) союзом;

3) местоимением;

4) наречием.

Часть В

В1. Из предложений 13 – 15 выпишите сравнение.

В2. Из предложений 11 – 12 выпишите все предлоги.

В3. Из предложения 6 выпишите частицы.

В4. Среди предложений 4 – 7 укажите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В5. Из предложения 16 выпишите причастие (-я) прошедшего времени.

В6. Из предложений 7 – 9 выпишите разделительные союзы.

В7. Среди предложений 9 – 13 укажите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.

В8. Из предложений 17 – 23 выпишите союз со значением причины.

В9. Из предложения 16 выпишите деепричастие несовершенного вида.

В10. Из предложений 10 – 13 выпишите краткое причастие.

8-й класс

(1) Ночь еще только что обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (2) Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом, потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрываться потеплее, когда был дома. (3) Он вскоре захрапел, и за ним последовал бы весь двор. (4) Все, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело. (5) Прежде всего заснул сторож, потому что более всех напился для приезда паничей.

(6) Одна бедная мать не спала. (7) Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. (8) Она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклокоченные кудри и смачивала их слезами. (9) Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (10) Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их – и только на один миг видит их перед собою. (11) «Сыны мои, сыны мои милые? Что будет с вами? Что ждет вас?» – говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо. (12) В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века… (13) Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. (14) Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? (15) Она терпела оскорбления, даже побои. (16) Она видела из милости только оказываемые ласки. (17) Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой. (18) Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. (19) Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. (20) Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! (21) Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы, и она не будет знать, где будут лежать брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица. (22) А за каждый кусочек которых, за каждую каплю крови их она отдала бы всю себя. (23) Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось-либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

(По Н.Гоголю)

Часть А

А1. Определите стиль текста.

1) Научный;

2) художественный;

3) публицистический;

4) разговорный.

А2. Определите тип текста.

1) Описание;

2) рассуждение;

3) повествование с элементами описания;

4) описание с элементами рассуждения.

А3. Укажите номер предложения (-ий), в котором (-ых) выражена главная мысль текста.

1) 18; 2) 20; 3) 10; 4) 12.

А4. Какое художественное средство использует автор в предложении 17 (Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой)?

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) повтор.

А5. Какое художественное средство использует автор в предложении 4?

1) Метафора;

2) эпитет;

3) олицетворение;

4) риторический вопрос.

А6. Какой художественный прием использует автор в предложении 21?

1) Повтор;

2) олицетворение;

3) риторические вопросы;

4) эпитет.

А7. Почему мать не спала в эту ночь?

1) Мучила бессонница;

2) переживала за сыновей;

3) вспоминала прошлое;

4) еще не выполнила работу по дому.

А8. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1) Мать не могла наглядеться на своих сыновей;

2) трудно жилось женщинам Запорожья того «удалого века»;

3) суровый колорит Запорожья на все отложил свой отпечаток;

4) с нетерпением ждала мать наступления утра.

А9. В каком предложении содержится обращение?

1) 20; 2) 11; 3) 21; 4) 7.

А10. Укажите предложение, в котором в состав грамматической основы входит составное глагольное сказуемое.

1) 6; 2) 23; 3) 17; 4) 9.

Часть В

В1. Укажите стиль текста.

В2. Среди предложений 10–13 укажите предложение, осложненное обособленным согласованным определением.

В3. Среди предложений 17–20 укажите предложение, осложненное сравнительным оборотом.

В4. Среди предложений 19 – 22 укажите сложное предложение, в состав которого входит безличное предложение.

В5. Из предложения 3 выпишите словосочетание со способом подчинительной связи примыкание.

В6. Из предложения 17 выпишите прямое дополнение.

В7. Среди предложений 21–23 укажите предложение с обособленным обстоятельством.

В8. Среди предложений 20–22 укажите предложение с неоднородными определениями.

В9. Среди предложений 13–17 укажите предложение с обособленным дополнением.

В10. Среди предложений 20–22 укажите предложение с вводной конструкцией.

Ключи

  5-й класс 6-й класс 7-й класс 8-й класс
А1 2 3 3 2
А2 3 2 2 4
А3 1 1 2 1
А4 2 3 3 2
А5 3 2 3 3
А6 3 2 3 3
А7 2 2 2 2
А8 2 2 2 4
А9 3 1 2 2
А10 2 3 3 2
В1 прорасти 2 как из семян художественный
В2 38 устроено из, на, вроде, из,
наподобие
11
В3 41 деревянную же, только 19
В4 боялся первый 5 20
В5 приходилось лимонных отсыревшего,
сложенную
вскоре
захрапел
В6 13 самой светлой либо, или колорит
В7 качественное своей 13 23
В8 дополнение шумели, врывался так как 21
В9 27 посадите, поставьте образуя 15
В10 проходим 18 сложена 21

Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru