Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №22/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

Знаете ли вы русскую грамматику?

Командная игра для гуманитариев 10–11-х классов

Задачи игры:

1. Что забыто – вспомнить.

2. Разобраться в сложных вопросах грамматики.

3. Получить удовольствие, размышляя над серьезными проблемами.

Описание игры

Создаются две команды по 4–6 человек. Остальная часть класса – болельщики, которые тоже участвуют в игре. Избирается (или назначается) капитан команды. Задача капитана – выбирать игрока, отвечающего на вопросы, решать, в каких случаях обращаться за помощью к болельщикам.

Для каждой команды приготовлен особый блок вопросов.

Все игроки одной команды, получив первый вопрос, готовят ответ. Но если один из игроков изъявляет желание самостоятельно ответить на вопрос и ответит правильно, количество баллов удваивается. Заработанные игроком баллы идут в общий счет команды и принимаются во внимание при рейтинге игроков как показатель активности и эрудированности. Рейтинг проводится по окончании игры. Таким образом определяется лучший игрок каждой команды или лучший игрок игры в целом. Игроки дважды могут обратиться за помощью к своим болельщикам. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Команда получает имя. Можно объявить конкурс имен команд.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Термоядерные игры". В каталоге на сайте termogames.ru Вы найдете, как совершенно новые браузерные игры, которым только предстоит привлечь внимание игроков и завоевать их расположение, так и давно и прочно закрепившиеся на верхних строчках рейтингов популярности у геймеров, как сложные и насыщенные современной компьютерной графикой и, потому, требовательные к ресурсам ПК стратегии, так и совсем простые "флешки", которые потянут и компьютеры прошлых поколений. Кроме того, на TERMOGAMES на основе анализа статистики и отзывов от игроков составляется ежемесячный TopList игр, безусловной заинтересующий большинство пользователей, поскольку в него, как правило, попадают только самые качественные проекты с хорошим сюжетом, возможностью повторного прохождения и разнообразием возможных решений. Большинство отобранных авторами сайта игр просты в установке, или же вовсе в ней не нуждаются, поэтому стать геймером вместе с TERMOGAMES смогут даже самые "непродвинутые" пользователи. Удачной игры!

БЛОК I

Не пленяйся бранной славой,
О красавец молодой!
Не бросайся в бой кровавый
С карабахскою толпой!
Знаю смерть тебя не встретит:
Азраил среди мечей
Красоту твою заметит –
И пощада будет ей!
Но боюсь: среди сражений
Ты утратишь навсегда
Скромность робкую движений,
Прелесть неги и стыда!

Вопросы и задания

1. Назовите автора и произведение.

2. Перечислите все синтаксические конструкции, которые встретились в этом тексте. 5 баллов.

3. Перечислите все односоставные предложения, встретившиеся в тексте, и определите, к какому виду односоставных они относятся. 1 балл.

4. Что указывает на действующее лицо в выбранных предложениях? 3 балла.

5. Определите смысловые отношения между частями всех бессоюзных предложений этого текста. На что вы опираетесь при решении этого вопроса? 3 балла.

6. Сопоставьте два словосочетания: скромность движений и робкую скромность.

В чем они сходны? В чем их различия? 3 балла.

7. Определите, в чем заключается особая функция союза но в этом тексте? 3 балла.

8. Закончите предложения: Она воспитанна… и Она воспитана… Объясните свое решение. 3 балла.

9. Сколько смыслов имеет простое двусловное повествовательное предложение типа Грачи прилетели? В чем тут дело? Экспериментируйте. И в заключение ответьте, как вы читаете название картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», какой смысл вкладываете? 4 балла.

10. Какая форма глагола из приведенных ниже четырех образована от основы неопределенной формы? Назовите грамматическое значение этой формы. 3 балла.

1) Журчащий;

2) журчавший;

3) журчи;

4) журча.

ОТВЕТЫ

1. Стихотворение А.С. Пушкина «Не пленяйся бранной славой» (1829).

2. Простые и сложные бессоюзные предложения, односоставные и двусоставные. Словосочетание, не являющееся членом предложений. Однородные члены.

3. В тексте представлены определенно-личные односоставные предложения. Это первое и второе предложения, первая часть третьего и четвертого бессоюзного предложения.

4. В односоставных определенно-личных предложениях на действующее лицо определенно указывают личные окончания глаголов настоящего и будущего времени и формы повелительного наклонения. Это могут быть только формы 1-го и 2-го лица изъявительного наклонения и 2-го лица повелительного единственного и множественного числа, указывающие на говорящего (1-е лицо) и слушающего (2-е лицо).

5. Отношения дополнительные (изъяснительные) в двух случаях и причинные в одном. Определить отношения между частями бессоюзного предложения помогает смысловой вопрос, а также возможность подставить и преобразовать предложение в союзное. В данном случае это предложение с союзами что и потому что.

Если игроки укажут на то, что глаголы знаю и боюсь требуют изъяснения, т.е. распространения знаю о чем? Боюсь чего?, то команде добавляется два балла.

6.?Общие черты: главное слово – существительное, отношения предмета и признака. Отличия: частеречная принадлежность зависимого слова – существительное в одном словосочетании и прилагательное в другом, а также вид связи: управление и согласование.

7. В этом тексте противительный союз но связывает не части одного предложения, союз объединяет по смыслу самостоятельные предложения.

8.?Воспитанна – краткая форма причастного прилагательного со значением «обладает признаками воспитанности», воспитана – это краткое причастие, со значением действия – ее воспитывали… Примеры: Она воспитанна и умна и Она воспитана бабушкой в строгих правилах.

9. Причиной изменения смысла служит логическое ударение. При выделении первого слова предложение означает, что прилетели именно грачи, а не кто-нибудь др. При выделении второго слова предложение означает, что грачи наконец-то прилетели. Без логического ударения, только с фразовым, мы констатируем факт прилета грачей.

10.?Номер второй. Форма действительного причастия прошедшего времени журча-вш-ий от журча-ть, остальные от журч-ат – журч-ащ-ий.

БЛОК I

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков…».

Вопросы и задания

1. Назовите автора и произведение.

2. Какие вопросы по морфологии можно поставить, анализируя этот текст? 5 баллов.

3. Какие основные глагольные формы встречаются в тексте? 1 балл.

4. Укажите глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного и множественного числа. Как образуется эта глагольная форма (от какой основы, с помощью какого суффикса)? 3 балла.

5. Найдите в тексте причастие. Дайте его полный морфологический анализ. 3 балла.

6. Дайте полный анализ местоимения его в предложении Буре плач его подобен. 3 балла.

7. Перечислите все краткие прилагательные этого текста. Как они образованы? 2 балла.

8. Найдите одно безличное предложение в тексте. Дайте характеристику сказуемого и той глагольной формы, которая входит в состав сказуемого. 3 балла.

9. Проверьте себя, проставьте ударение: волк – волков, область – областей, отрасль – отраслей, синонимия, антонимия, кулинария, обеспечение, упрочение, сосредоточение, умер, умерла, умерло, умерли, умерший. За безошибочный ответ 10 баллов.

10. Что такое логическое ударение? Что происходит со смыслом предложения, когда меняется логическое ударение? Прочитайте две строчки стихотворения Н.А. Некрасова «Поздняя осень».

Поздняя осень. Грачи улетели. Лес обнажился. Поля опустели.
Только не сжата полоска одна – грустную думу наводит она.

На каких членах предложения делаете ударение? Прокомментируйте свой выбор. 4 балла.

ОТВЕТЫ

1. Отрывок из стихотворения М.Лермонтова «Дары Терека» (1839).

2. Какие части речи встретились в тексте? Какова их грамматическая форма?

3. Неопределенная форма (инфинитив), личные формы глагола, причастие и деепричастие. (Если игроки сообщат о точке зрения, согласно которой причастие и деепричастие не входят в систему глагола, то ответ также признается правильным.)

4. Форма повелительного наклонения 2-го лица единственного числа образуется от основы настоящего времени при помощи суффикса -и- или нулевого суффикса. В тексте это глагол дай – нулевой суффикс и глагол расступись – суффикс -и-. Во множественном лице форма единственного числа соединяется с окончанием -те.

5. Вскормлен – страдательное причастие прошедшего времени, совершенного вида, образовано от основы инфинитива вскорми-ть при помощи суффикса -енн-, краткая форма причастия, которая пишется с одним н, мужской род, единственное число, нулевая флексия.

6. Это личное местоимение в родительном падеже единственного числа мужского рода в значении притяжательного местоимения, согласуется в роде и числе с существительным плач.

7. Краткие прилагательные дик, злобен, подобен образуются от основы полных прилагательных при помощи следующих окончаний: -а (-я), -о (-е), -ы (-и), а также нулевой флексии. При скоплении согласных в мужском роде перед конечной согласной используется беглая гласная е или о.

8. Безличное предложение Отдохнуть пора бы мне составляет часть бессоюзного предложения. Сказуемое отдохнуть пора бы – составное глагольное, выражено инфинитивом с безлично предикативным словом пора, глагольная форма – неопределенная форма с частицей бы в значении желательности.

9. Логическое ударение – выделение тоном какого-либо члена предложения. С изменением логического ударения изменяется и смысл предложения.

Составитель – Н.В. ТЕКУЧЕВА,
канд. филол. наук

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru