АКТУЛЬНАЯ ТЕМА
Продолжение. См. № 22/2009
Несколько полученных уроков.
ЕГЭ-2009: анализ результатов и прогнозы
Урок 3. Печальный
Огорчают не только фактические ошибки,
вызванные незнанием произведений, давно ставших
нашим национальным достоянием. Чтение
экзаменационных сочинений выявляет еще один, как
представляется, опасный момент в современном
подходе к преподаванию литературы в школе.
Почему опасный? Судите сами. Мало того, что
ученики с легкостью делают выводы и рассуждают о
произведениях, которых в глаза не видели (и не
скрывают этого). Читая сочинения, порой
чувствуешь себя человеком «века минувшего»,
осознаешь, что распалась связь поколений. Уходят
в прошлое манеры, правила поведения, меняются
взгляды, меняется мода... Это так, но есть,
по-моему, ценности, отказ от которых грозит бедой.
Давайте прочитаем выдержки из сочинений,
написанных по тексту А.Попова. В нем упоминается
история знакомства рассказчика с балладой
Р.Л. Стивенсона «Вересковый мед» в
блистательном переводе С.Я. Маршака (начало
баллады см. на с.1). Вот как дети интерпретируют ее
содержание и оценивают трагический выбор,
сделанный отцом-пиктом.
1) «В данном тексте виден спор отца и сына. И я не
совсем согласна с отцом. Ведь есть другие методы
для спасения жизни любимого человека. Например,
его можно было бы спрятать, чтобы шотландский
король и его воины не узнали тайны верескового
меда. Конечно, я не знаю всех обстоятельств, так
как, к сожалению, не читала эту балладу. Но выход
есть в любой ситуации.
<...> В наше время встречаются люди, убивающие
других людей, которые им мешают или слишком много
о них знают. И этим людям место в тюрьме. Если бы
этот инцидент произошел в наше время, то этого
мужчину ждала бы именно эта участь.
Поэтому совет всем и мне: “Не надо делать таких
поступков, о которых потом будешь очень сильно
жалеть”».
2) «В принципе я согласен с автором в этом плане,
но если рассматривать конкретную ситуацию в
тексте, то уж извините... Традиции традициями,
секреты секретами, но человеческая жизнь дороже
всего, тем более жизнь любимого сына. Да и не
думаю, что вам самим будет приятно и вы будете
испытывать большую гордость за то, что сохранили
какую-то тайну, послав на смерть близкого. ...
Гордость пройдет и вернется снова при
каких-нибудь обстоятельствах, а человек умрет и
никогда больше не вернется, никогда!»
3) «Автор встает на позицию защиты старого отца
из баллады Стивенсона, объясняя мальчику, что
бывают страшные обстоятельства, когда человека
спасти может только смерть. Я не согласен с такой
позицией автора. Смерть – это не выход из
проблемы. Ради секрета приготовления
верескового меда погиб не только мальчик, а целый
народ. Разве стоит даже одна человеческая жизнь
такой тайны? С моей точки зрения, стоило
объяснить главному герою рассказа Попова, что
старый отец из прочитанной книги – вымысел, и не
сравнима ценность тайны верескового меда, да и
вообще любой другой тайны, с ценностью
человеческой жизни».
4) «Но с другой стороны я думаю, что можно было и
рассказать секрет меда, ведь весь народ уже
погиб, хуже бы не стало никому от этого. А может
быть стало бы даже лучше?.. Да и смерть мальчика
была бы на совести врагов, ведь убийство – это
тяжкий грех, а убийство собственного сына
вдвойне тяжелее...»
После чтения таких рассуждений возникает
мысль, что мы выпускаем в жизнь молодых людей,
которых не научили очень важному – буду искренне
рада, если ошибаюсь. В редких работах можно было
обнаружить «гражданскую ответственность перед
отчизной и окружающими», мало кто писал о том, что
«ради спасения отчизны, чести приходится порой
жертвовать самым дорогим – жизнью» (в кавычки
взяты рекомендации экспертам). В тех сочинениях,
что прочла, видела лишь уважение к «бесценной и
священной» жизни человека, которую нужно беречь
любой ценой.
Все работы, написанные по этому тексту, грешили
общей ошибкой. Никто из ребят не заметил, что
разговор отца и сына о балладе и поступке ее
героя, отца-медовара, рассказчик вспомнил, «когда
в ноябре 1941 года с отрядом ополченцев рыл окопы
под Наро-Фоминском, совсем рядом с Москвой...». И
воспоминание о счастливом детстве, наполненном
родительской любовью и книгами, и яркое
впечатление от прочтения баллады в переводе
С.Я. Маршака, и беседа с отцом приобретают
совершенно иной смысл, если обратить внимание на
последнее предложение: «Отец умер в тридцать
девятом, но сейчас я чувствовал его горячие щеки,
чувствовал его колючую бороду, чувствовал тепло
его рук... и хотел было уже что-то сказать ему, как
вдруг впереди закричали: “Танки!” – и мы
бросились в окопы».
Не
подают ли нам детские работы, написанные от души,
сигнал о том, что далеко не все в порядке с
воспитанием молодого поколения, которым
занимались и мы, учителя русского языка и
литературы, что, возможно, изменение
уважительного отношения к нашим предметам –
очередная ошибка? Те из коллег, кто постарше, не
могут не помнить время, когда словесники
обсуждали уроки литературы ленинградского
учителя Е.Н. Ильина. Эти уроки не только
формировали внимательное и бережное отношение к
авторскому слову, вручали ключик к
художественной книге, но и воспитывали в ребенке
читателя, уводили его в глубь текста и, что
представляется сегодня более важным, учили
«читать жизнь». Вчерашний день? Может быть. Но
такой подход к преподаванию литературы
значительно бы облегчил жизнь сегодняшнего
выпускника, сделал бы его внутренний мир богаче.
Урок 4. Читаем текст от начала до конца.
Внимание: метафора!
Нужно учить детей внимательно прочитывать
текст от начала до конца, с тем чтобы правильно
понять основную мысль, определить позицию
автора. Чаще всего встречаются две ошибки,
ведущие к созданию неудачного сочинения, к
потере большого количества баллов.
1. Далеко не все выпускники понимают, что факты,
изложенные в тексте, могут быть лишь
иллюстрациями к тезисам и входят в систему
аргументов автора. Причина этого, вероятно, в том,
что у учеников не сформировано умение грамотно
вычленять основную мысль фрагмента.
Прочитав вступление, как им кажется, они уже
понимают, о чем текст, и делают вывод об авторской
позиции. Так происходит из года в год, нынешний –
не исключение. Ученики увидели знакомую фамилию
– Пушкин – и сделали вывод, что текст о нем.
Действительно, предложенный текст начинался
словами: «Величайшее значение Александра
Пушкина в русской культуре бесспорно». А это было
лишь вступление. Далее приводятся некоторые
сведения из биографии поэта, но авторскую
позицию следовало искать не в них, а в
рассуждениях Е.Смирнина, содержащихся, например,
в третьем абзаце или в двух последних. Дети не
заметили ни проблемы «ответственности гения
перед отчизной», ни проблемы «отношения общества
к талантливому человеку», ни проблемы «развития
одаренных детей» – ограничились рассуждениями о
роли А.С. Пушкина в русской культуре.
Посмотрите, как далеки выпускники от названных
проблем (выписки сделаны без внесения каких-либо
изменений и правки).
Первый фрагмент взят из сочинения, которое даже
озаглавлено «Великий Пушкин».
1) «Нужно ли нам творчество Пушкина? Большое
значение Александра Сергеевича в Русской
культуре бесспорно. Многие абстоятельства,
связанные с творчеством великого поэта, утратили
яркость, свежесть. И мы смотрим на него, как
ценный экспонат. В нашей жизни Пушкин играет роль
в качестве друга, учителя.
...Я согласна с мнением автора. Потому что он
учит терпению, жизнерадости, как правильно
понимать счастье и сохранять культуру в целом».
2) «Я думаю, Е.Смирнин прав, говоря о бесспорном
величие Александра Сергеевича Пушкина в русской
культуре. Но и это величие проходит, как старые
традиции меняются на новые. Да, он навсегда в
нашей памяти, как “классическая реликвия”
русской литературы. Нас учат уважать, чтить их».
3) «Проблема автора поставлена и заключается в
том, что по истечению времени многие факты,
обстоятельства утрачивают свои силы,
покрываются музейным лаком, забываются и
становятся лишь экспонатами на полках.
Сегодня эта проблема более актуальна. Ведь
сейчас столько возможностей и средств, что
художественная литература уходит на второй план
замещаясь Интернетом.
Выпускаясь мы постепенно забываем о великих
людях таких как Александр Сергеевич Пушкин, а
ведь его значение в русской культуре бесспорно.
Он есть гений грандиозный одаренный природой.
Великий поэт».
4) «Главной проблемой, пo-мнению автора является
то, что на данный момент многие не понимают
значение поэтов в нашей жизни».
5) «Одной из проблем, затронутой автором данного
текста Е.Смирниным, является время. По его мнению,
время это безжалостное обстоятельство,
благодаря которому утрачиваются первоночальные
компоненты, присутствующие, в данном случае, в
творчестве Александра Пушкина».
Делаю вывод из прочитанного: обратить
большее внимание на определение основной мысли
текста, углубить знания ребят о структуре текста.
2. На протяжении нескольких лет дети испытывали
большие трудности при написании сочинений по
(разным) текстам Ф.Искандера. Замечательный
писатель обладает удивительным умением образно
формулировать свои мысли, а дети до понимания
этого еще не доросли. Что происходит в этом
случае? Наши ученики находят слово, обозначающее
знакомое понятие, и развертывают собственные
рассуждения вокруг него. В 2009 году был предложен
текст Ф.Искандера о «нравственной брезгливости».
Это образное выражение возникло перед глазами
детей лишь в третьем абзаце, а вот первое
предложение («Поговорим о брезгливости».)
обратило на себя внимание сразу, и наши
выпускники писали не о «нравственной
брезгливости» и ее необходимости, а о том, как
плохо быть брезгливыми. Я говорю не о единичных
фактах, а о массовом явлении. Мало кто из
выпускников, к сожалению, понял, в чем заключался
смысл рассуждений Ф.Искандера. Приведу несколько
цитат (без внесения каких-либо изменений).
1) «Автор текста Ф.Искандер считает, что
нравственная брезгливость одна из главных
трагедий современного общества. Он предпологает,
что нравственная брезгливость в человеке
развивается вместе с религией и культурой. Она
идет от того что в данное время люди перестают
читать классику, ходить в театры, смотреть
исторические романы».
2) «Брезгливость. Действительно, имеет большой
жизненный смысл. И в этом, автор хочет показать
насколько важна она сейчас. В чем заключается и,
как она расскрывает человека. Ребенок же очень
хорошо показывает эту проблему и подтверждает
ее.
...
Они (люди – Е.Ю.) поняли, что человек,
играющий огромную роль в жизни, должен быть
красивым, приятным и разумным. И в первую очередь
здоровым. Поэтому брезгливость и появилась в
нашем потенциале. Люди разумные существа и
осознают насколько важен уход за собой. Выбирая
себе партнера они, практически, роются в них и
впервую очередь смотрят на внешний вид. Он
полностью расскрывает человека. Его жизненный
образ, потенциал.
В сущности, человек не сможет преодолеть
брезгливость, потому что она поглощает все те
недостатки, которые могут уничтожить
человечество и жизнь на Земле».
Еще один вывод: обратить внимание учеников
на то, что автор может облекать свои мысли в
образную форму, использовать метафоры. Это
значит, надо учить читать текст внимательно и при
формулировании идеи текста заменять выражения в
переносном значении синонимичными словами в
прямом значении.
Продолжение следует
Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск
|