Я ИДУ НА УРОК
6-й классИмя числительноеУрок-играЦели урока: • повторить изученный материал по данной теме; • развивать творческие способности, мышление, память; • воспитывать любовь и интерес к изучению русского языка ХОД УРОКА Слово учителя Сегодня на уроке, который будет проходить в форме игры, мы повторим изученный материал по теме «Имя числительное». Ведущий Вам необходимо разделиться на команды. За каждый правильный ответ команда получит балл. В подсчете баллов будут помогать мои помощники – члены жюри. (В качестве помощников могут выступать лучшие ученики класса и учитель русского языка. Между конкурсами-заданиями подводятся промежуточные итоги.) Задание 1. «Придумайте название». Командам необходимо придумать название, в котором упоминалось бы числительное. Время – 30 секунд. За оригинальное название – балл. Задание 2. «Продолжите пословицу». Нужно продолжить пословицу, в состав которой входит имя числительное. 1-я команда: За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь). 2-я команда: Семь раз отмерь – ... (один раз отрежь). 1-я команда: У одной овечки – … (да семь пастухов). 2-я команда: Умел да смел – … (пятерых одолел). 1-я команда: Один пашет – … (а семеро руками машут). 2-я команда: Глупому прощают семьдесят ошибок –… (умному ни одной). Задание 3. «Подберите загадки». Командам предлагается выбрать одного представителя для данного конкурса. Выбранный член команды должен подобрать загадки, в состав которых входят имена числительные. Прежде чем назвать отгадку, надо определить разряд числительного, которое встречается в содержании загадки. Примеры загадок: У двоих матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.) Сто одежек и все без застежек. (Капуста.) Четыре брата под одной крышей стоят. (Стол.) Выходили двенадцать молодцев, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (Месяцы и дни.) Время – 5 минут. Спонсор публикации статьи языковой центр "ЕврАзия". Курсы для детей и взрослых - курсы изучения китайского языка, а также японский, корейский, арабский, турецкий, персидский, английский, немецкий, французский, испанский и итальянский языки. Стажировки в Китай, Японию, арабские и западные страны. Высококвалифицированные преподаватели, доступные цены, дружный коллектив. Подготовка к международным экзаменам. Задание 4. «Назовите части речи». Нужно определить, какими частями речи являются следующие слова: миллион, пятерня, трижды, осьмушка, пятак, двойник, троица, удвоить, семидневный, один, семь, двойной, раз, сотня, трое, тройка, сотник, четыре, сдвоить, двое, единица. За каждый правильный ответ участник добавляет балл своей команде. Задание 5. «Ответьте на вопрос». На столе разложены конверты с номерами, в которых находятся вопросы по теме «Имя числительное». Номер на конверте соответствует количеству баллов. Команда имеет право выбрать любой конверт. Вопросы: 1 балл. На какие две группы делятся все числительные? 2 балла. Чем отличаются простые числительные от составных? 3 балла. Как склоняются составные количественные числительные? 4 балла. В каких числительных пишется мягкий знак в середине? 5 баллов. В чем особенность склонения числительных от 11 до 19? 6 баллов. В чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни? Задание 6. «Вспомните названия». Командам нужно вспомнить как можно больше названий художественных произведений, кинофильмов, в состав которых входят имена числительные. Например: «Три поросенка» (С.Михалков); «Три толстяка» (Ю.Олеша); «Три мушкетера» (А.Дюма); «Семнадцать мгновений весны» (Ю.Семенов); «Двенадцать стульев» (И.Ильф, Е.Петров) и другие. Задание 7. «Магическое число». Это седьмое задание. Цифра семь в старину рассматривалась как магическое, волшебное число. Цифра семь повторяется во многих русских пословицах. О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения, говорят, что у него семь пятниц на неделе; об умном человеке – семи пядей во лбу; о человеке, который издалека вернулся ни с чем, – за семь верст киселя хлебать ходил. Задание: назовите фразеологизм, в котором упоминалось бы числительное семь. Объясните, как вы понимаете данные фразеологизмы. Например: Семь раз отмерь – один раз отрежь; у семи нянек дитя без глазу; седьмая вода на киселе; семеро одного не ждут; семь бед – один ответ; за семью печатями; работал до седьмого пота; семеро ворот да все в огород и другие. Задание 8. «Числительное в слове». Нужно назвать слова, в составе которых встречается имя числительное. Например: подвал, одиночество, трибуна, сестрица, стричь, тритон, простой, сторож, вместо, столько, Севастополь, вспять, постоять, столица и другие. Ведущий В ожидании подведения итогов игры предлагаю отгадать ребусы: 7я, 40а, 100л, е2, о5, с3 ж. Прочитайте предложение: Прежде чем вся 7я о5 сядет за с100л, пре2рительно вы3 клеенку. Подведение итогов игры. Награждение. ЛИТЕРАТУРА Русский язык: Учебник для 6-го класса / Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2006. С. 138–156. Е.Б. КОРОЛЕВА, |