УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
9-й классДорога к Деду Морозу.
|
Миф и сказка Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности, сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост» Но разница между мифом и сказкой очень существенна. Миф был наисерьезнейшей вещью – способом осмысления и объяснения мира. Он воспринимался как правда, более того – как истина. Сказка, в отличие от мифа, создается и воспринимается как «неправда», «побасенка» и рассказывается для развлечения слушателей. Если миф почти всегда связан с определенной местностью, то действие сказки происходит в «некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания – события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. И, наконец, еще одно отличие, особенно важное для истории словесного искусства: миф разыгрывали в ритуале или передавали устно,и суть его не зависела от формы передачи; сказка же имела смысл, только если была хорошо рассказана. (165 слов) (По В.Николаенко). |
Этот текст, по которому обычно наши девятиклассники пишут изложение в начале учебного года, мало пригоден для сжатия – мысли в нем и так сформулированы почти конспективно, – но зато очень удобен для анализа, который и стоит провести перед тем, как ученики займутся письменным пересказом.
В беседе, где, в зависимости от подготовленности класса, ведущую роль могут сыграть и ученики, и учитель, выясняется, что текст представляет собой сравнение двух понятий, между которыми есть общее, но которые нельзя смешивать, потому что различия между ними существенны. Сначала называется общее, а потом находятся различия. Спросим, сколько существенных различий названо в тексте (разумеется, их четыре), считает ли автор их равными по значению (нет, последнее выделено как самое важное); все ли мысли проиллюстрированы примерами (нет, пример только один – название «объясняющей» сказки в первой части).
Обратим внимание на то, какие языковые средства здесь использованы.
В первой части, где речь идет о сходстве, есть выражение «нечто похожее можно обнаружить и…».
Вторая часть открывается противительным союзом. Далее называются различия, причем языковые средства для их выражения не повторяются. Если все утверждения о мифе обозначим 1, а утверждения о сказке – 2, то схематически вторую часть можно изобразить так:
1.2 (в отличие от…).
Если 1, то 2. (сложноподчиненное предложение с союзом «если – то»)
1 – 2. (бессоюзное предложение).
И, наконец,... (вводное слово, указывающее на то, что дальше следует последний элемент перечня), 1, 2 же… (сложносочиненное предложение с противительным союзом «же»).
Не беда, что ученики еще не знакомы с классификацией сложных предложений; учитель сам решит, полезно девятиклассникам услышать термины, которые будут освоены позднее, или это только запутает учеников и отвлечет от главного.
Схемы в процессе беседы можно изобразить на доске и в тетрадях.
Беседа и письменная работа обычно укладываются вместе в один урок.
Когда изложения проверены, удачи отмечены, а недочеты и ошибки обсуждены и осознаны, работа над текстом продолжается.
На дом ученики получают одно из двух заданий: 1) расширить исходный текст, дополнив его необходимыми примерами и пояснениями; 2) написать собственное сочинение на любую тему, но по изучаемой схеме, то есть сравнить два понятия, предмета, явления, назвав и общее между ними, и существенные различия (еще одно замечание: мы настоятельно советуем детям не употреблять существительное «сходство» во множественном числе, хотя словари такого запрета не содержат).
В заключение покажем примеры удачного выполнения заданий (работы учениц ЦО № 57 г. Москвы Елизаветы Васильевой и Юлии Кухаренко данные даются в сокращении).
1. Сейчас для большинства людей слово «миф» синонимично слову «сказка». Многие мифы говорили о происхождении мира или его части: горы или моря, растения или животного, орудия или обычая. Например, скандинавские мифы рассказывают, что весь мир произошел из частей тела, пота и крови великана Имира. Нечто похожее можно обнаружить и в сказках, в частности сказки о животных нередко сохраняют объясняющую концовку и имеют характерные названия, например «Почему у зайца короткий хвост».
<…> Если миф почти всегда связан с определенной местностью (например, места в рассказах о подвигах Геракла всегда точно указаны, каждый подвиг совершается в новом месте: удушение Немейского льва – недалеко от города Немеи, укрощение Эриманфского быка – на горе Эриманф и так далее), то действие сказки происходит «в некотором царстве, в некотором государстве». События мифа имеют значение для всего мироздания (Прометей открывает для человечества огонь, а ссора между Герой, Афиной и Афродитой приводит к такой катастрофе, как Троянская война), а события сказки изменяют только судьбу ее персонажей. <…>
Дед Мороз и Санта-Клаус
Сейчас многие принимают Деда Мороза и Санта-Клауса за одно лицо. У них одинаковая задача – дарить детям на Новый год и Рождество подарки, и внешне они очень похожи. Однако два этих новогодних персонажа очень сильно отличаются.
Дед Мороз – русский герой, в Санта-Клауса же верят дети в Англии и в Америке.
Происхождение Деда Мороза связано с персонажем восточнославянской мифологии – духом холода, Трескуном, или, как его ещё называют, Студенцом. Прототипом же Санта-Клауса является реально живший в IV веке человек – святитель Николай, архиепископ Мирликийский.
Множество различий имеется во внешнем виде Деда Мороза и Санта-Клауса. Дед Мороз одет в отороченную лебединым пухом шубу до пят, меховую шапку, тёплые варежки, белые валенки, у него длинная, до пояса, серебристая борода, в руке он держит посох. А на Санта-Клаусе – короткая куртка с кожаным ремнем на поясе, красные штаны, колпак с помпоном, перчатки, черные сапоги, у него на носу очки, во рту – трубка, и борода его гораздо короче, чем у Деда Мороза.
Если Санта-Клаус передвигается в оленьей упряжке по небу, то Дед Мороз ходит пешком или же едет в санях, запряженных тройкой лошадей.
Санта-Клаусу помогают эльфы – деда Мороза сопровождает его внучка, Снегурочка.
В отличие от Санта-Клауса, который, тихо спускаясь по трубе, раскладывает подарки в стоящие у камина башмаки и чулки, Дед Мороз оставляет подарки под ёлкой.
Н.А. ШАПИРО,
г. Москва