Я ИДУ НА УРОК
5-й классОднородные члены предложенияПредлагаю вариант первого из уроков, отведенных на изучение темы “Однородные члены предложения” в 5-м классе. Его можно провести, используя элементы метода исследования, наблюдения. Материал известен учащимся с начальной школы, поэтому начало урока – работа с тестами А.Б. Малюшкина (М.: Сфера, 2003). Здесь в разделе “Повторение за курс начальной школы” во всех трех вариантах выполняются задания № 29 (поиск предложений с однородными подлежащими или сказуемыми) и № 30 (поиск ошибок в расстановке знаков препинания при однородных членах предложения). Проверка задания, исправление ошибок. Повторяем обязательно в любой форме и второстепенные члены предложения. После этого перед учениками ставлю задачи на данный урок: 1) научиться видеть опознавательные признаки однородных членов предложения, понимать их роль в предложении; 2) правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. Раздаю листы для работы на уроке (см. приложение). Для решения первой задачи предлагаю исследовать материал для наблюдения № 1 на листе. Обращаю внимание, что при этом необходимо пользоваться определенным алгоритмом, который ребята зачитывают вслух. Далее ученики в своих листах читают предложения, карандашом фиксируют все ответы на вопросы алгоритма, чертят схемы рядом с предложениями, комментируют вслух. После этой работы формулируют вывод, дают определение однородных членов предложения, вписывая недостающие слова в рамку с записью этого определения. Для закрепления навыка в тетрадях выполняется любое подобное упражнение (или его часть) из учебника. Материал для наблюдения № 2 помогает запомнить определенные варианты постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Выполняется работа с четырьмя предложениями на листе, учащиеся формулируют вывод из данного наблюдения и выполняют в тетрадях подобное упражнение (или его часть) из учебника. Таким образом, основные для пятиклассников понятия по теме, схемы, порядок рассуждения остаются на листе (впоследствии он вклеивается в тетрадь), закрепление материала – в тетради. Лингвистический эксперимент в конце урока помогает вспомнить известные ребятам литературные произведения, применить полученные на уроке знания на практике. Сначала прошу вспомнить (или учитель начинает строку – дети устно заканчивают ее) предложение из басни И.А. Крылова “Мартышка и Очки”, в котором встречаются однородные сказуемые (“Вертит очками так и сяк; то к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет”); однородные дополнения (С.Я. Маршак “Дама сдавала в багаж”); однородные определения (И.А. Бунин “Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…”); однородные обстоятельства (М.Ю. Лермонтов “Москва! Москва!.. Люблю тебя, как сын, как русский, – сильно, пламенно и нежно!”) Потом на листе ребята вписывают недостающие слова в отрывок из произведения К.Г. Паустовского, подчеркивая однородные члены как члены предложения (возможна проверка по учебнику литературы). Подводя итог урока, определяем, что уже знали по этой теме, с чем встретились впервые, помогает ли данный алгоритм в поиске однородных членов предложения, каждый оценивает свою работу на этом уроке. Домашнее задание: 1) аккуратно вклеить лист наблюдений в тетрадь, прочитав его еще раз; 2) уметь применять алгоритм в работе; 3) на пять различных (одинаковые не повторять) схем постановки знаков препинания при однородных членах предложения, которые встречаются в изучаемом параграфе, придумать и записать пять предложений на указанную тему (например, “Метель в городе”, где можно использовать для показа быстро сменяющихся явлений предложения с однородными глаголами без союзов или с союзами). Следующий урок начнется с устного сочинения-миниатюры на эту же тему. Статья опубликована при поддержке интернет-магазина лакокрасочных материалов "Краски на диване". Уже по названию магазина можно понять, что здесь Вы можете просмотреть каталог продукции, выбрать цвет, сделать и оплатить заказ, не выходя из дома, а проще говоря, не вставая с дивана или кресла. Основную часть виртуальной витрины на сайте kraskinadivane.ru занимают краски для пола, потолка и стен, однако в "Красках на диване" также представлен и большой выбор лаков для бани и сауны, эмалей для покрытия различных поверхностей, как внутри помещения, так и снаружи. Стоит отметить и очень грамотную навигацию сайта: удобная система поиска подскажет, какие покрытия и для какой задачи лучше использовать, в зависимости от целей, типа и материала поверхности, какой инструмент подойдет для решения той или иной задачи, а также покажет все доступные варианты цветов, которые можно выбрать онлайн. К несомненным плюсам этого интернет-магазина можно отнести и тот факт, что вся представленная на сайте продукция имеется в наличии на складе, а также предоставление покупателям возможности формирования онлайн заказа с выбором цвета колерованной краски. ПРИЛОЖЕНИЕ Однородные члены предложенияМатериал для наблюдения № 1 Алогритм: 1. Найдите слова, относящиеся к одному из главных членов предложения. 2. Определите, на какие вопросы отвечают эти слова? 3. Какими частями речи, какими членами предложения они являются? 1) Брат сложил в портфель фломастеры, карандаши, тетради. 2) Багряные, желтые, оранжевые листья шуршат под ногами. 3) Мы дежурим сегодня, завтра, послезавтра. 4) И мачта гнется и скрипит. 5) Синички и снегири прилетают к нам зимой. Однородные члены предложения отвечают на _____ вопрос и относятся к _____ члену предложения. Однородными могут быть как _____, так и _____ члены предложения. Однородные члены предложения _____ друг от друга. Материал для наблюдения № 2 1) Охотник не пошел в лес, а свернул к озеру. 2) Медленно, но уверенно мы шли по маршруту. 3) Пес спрыгнул вниз и с лаем бросился к калитке. 4) Встанешь утром, посмотришь на клумбу и залюбуешься яркими розами. Лингвистический эксперимент “Варюша стояла, приоткрыв рот, _____, _____. Ее обдало сильным, _____, _____ ветром. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно _____. Навстречу ему закланялась, _____ кукушка. (_____) РЕЗУЛЬТАТТема урока: “Однородные члены предложения”Материал для наблюдения № 1 Алгоритм: 1. Найдите слова, относящиеся к одному из главных членов предложения. 2. Определите? на какие вопросы отвечают эти слова? 3. Какими частями речи, какими членами предложения они являются? (Существительные) Что? Что? Что? 1) Брат сложил в портфель фломастеры, карандаши, тетради. [О, О, О] (Прилагательные) Какие? Какие? Какие? 2) Багряные, желтые, оранжевые листья шуршат под ногами. [О, О, О] (Наречия) Когда? Когда? Когда? 3) Мы дежурим сегодня, завтра, послезавтра. [О, О, О] (Глаголы) Что делает? Что делает? 4) И мачта гнется и скрипит. [О и О] (Существительные) Кто? Кто? 5) Синички и снегири прилетают к нам зимой.[О и О] Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения не зависят друг от друга. Материал для наблюдения № 2 1) Охотник не пошел в лес, а свернул к озеру. [О, а О] 2) Медленно, но уверенно мы шли по маршруту.[О, но О] 3) Пес спрыгул вниз и с лаем бросился к калитке.[О и О] 4) Встанешь утром, посмотришь на клумбу и залюбуешься яркими розами. [О, О и О] Лингвистический эксперимент “Варюша стояла, приоткрыв рот, слушала, улыбалась. Ее обдало сильным, теплым, ласковым ветром. Кто-то прошел невидимый мимо Варюши, осторожно отвел ветки. Навстречу ему закланялась, закуковала кукушка”. (К.Г. Паустовский) В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО, |