Я ИДУ НА УРОК
6-й классДеепричастный оборотУрок с использованием технологии РКМЧП
Цели: 1) сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях; 2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме; 3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте; 4) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний; Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; рисунки учеников, схема-кластер “Деепричастие”; карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом; компьютерная презентация. Эпиграф к уроку: До Пушкина <...> еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты. Н.Чернышевский ХОД УРОКА Сообщение темы урока и цели Учитель. Мы продолжаем изучение темы “Деепричастный оборот и знаки препинания при нем”. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: “Роль деепричастий в поэзии А.С. Пушкина”. Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний. I. Стадия осмысления1. Актуализация прежних знаний Учитель. Составим коллективный портрет деепричастия (кластер), результаты вывесим на доску (групповая работа). 2. Контроль знаний по теме. Составление и заполнение таблицы “Отличия причастий от деепричастий”. (У учеников таблица с пропущенными строками, их нужно восстановить, таблица 1 сдается учителю на проверку). Таблица 1
3. Разминка “Веришь ли ты?” Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения. Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая – в красный (неверный ответ). – Верите ли вы, что деепричастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.) – Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу.) – Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.) – Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность.) – Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие – неизменяемая форма глагола.) – Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.) II. Стадия осмысления1. Самостоятельная работа Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках. Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. (А.С. Пушкин) • Определите тему текста. (Метель.) Озаглавьте его. (Метель.) Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет – снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.) • Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ. • Объясните постановку знаков препирания. • Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида “деепричастие + зависимое слово” (тяжело поднимаясь). Учитель. Осуществите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания. 2. Исследование текста Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2). Таблица 2
“Соберите” эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня). 3. Отчет об исследовательской работе У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость. 4. Игровая пауза Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие. Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы. 5. Творческое задание Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж. Писатель А.И. Куприн говорил: “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...”. Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему “Зима”. III. РефлексияУстная публикация (представление). Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало. Остальные ученики “опубликуют” свои работы в рукописном журнале. Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня? Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой! Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж. А.Т. СПИЦЫНА, |