Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

 

6-й класс

Деепричастный оборот

Урок с использованием технологии РКМЧП

Уважаемая редакция газеты “Русский язык”!

Я много лет выписываю газету “Русский язык” и с интересом ее не только читаю, но и многие материалы использую в своей работе. Мой педагогический стаж – 26 лет. Ваша газета неоднократно печатала материалы, рассказывающие о технологии развития критического мышления. Я заинтересовалась этой технологией и использую ее в своей работе. Мне хотелось бы тоже поделиться опытом работы. Посылаю разработки своих уроков.

Мы работаем по учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 14-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2007.

С уважением, А.Т. Спицына., учитель высшей категории

Цели:

1) сформировать у учеников представление о роли деепричастий и деепричастных оборотов в художественных произведениях;

2) актуализировать опорные знания и умения по данной теме;

3) совершенствовать навыки постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте;

4) развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина и сборники его стихотворений; рисунки учеников, схема-кластер “Деепричастие”; карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом; компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

До Пушкина <...> еще никто не умел придавать русскому стиху столько точности, выразительности и красоты.

Н.Чернышевский

ХОД УРОКА

Сообщение темы урока и цели

Учитель. Мы продолжаем изучение темы “Деепричастный оборот и знаки препинания при нем”. Кроме этого, на сегодняшнем уроке у нас произойдет необычная встреча лингвистики и литературы. Тема этой встречи: “Роль деепричастий в поэзии А.С. Пушкина”.

Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение не только правильно расставлять знаки препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами, но и умение использовать деепричастия в речи для создания более точных рассуждений и описаний.

I. Стадия осмысления

1. Актуализация прежних знаний

Учитель. Составим коллективный портрет деепричастия (кластер), результаты вывесим на доску (групповая работа).

2. Контроль знаний по теме. Составление и заполнение таблицы “Отличия причастий от деепричастий”. (У учеников таблица с пропущенными строками, их нужно восстановить, таблица 1 сдается учителю на проверку).

Таблица 1

Причастие Деепричастие
1. Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного; 1. Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому;
обозначают признак предмета по действию обозначают добавочное действие
2. В предложении причастия являются определениями или составной частью именного сказуемого. 2. Деепричастия в предложении бывают только различными обстоятельствами.
Отвечают на вопросы какой? каков? Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему?
3. Относясь к именам существительным, причастия согласуются с существительным в роде, числе и падеже 3. Деепричастие – неизменяемая форма глагола
4. Имеют суффиксы: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-, -ш-, -т-, -нн-, -енн- 4. Имеют суффиксы: -а- (-я-), -в-, -вши-, -ши-

3. Разминка “Веришь ли ты?”

Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

Верно ли суждение, сигнализируют карточкой, одна половина (или сторона) которой окрашена в зеленый цвет (верный ответ), а вторая – в красный (неверный ответ).

– Верите ли вы, что деепричастия своим “внешним видом” похожи на прилагательные? (Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.)

– Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (Нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу.)

– Верите ли вы, что деепричастия могут быть настоящего и прошедшего времени? (Нет, у деепричастий нет времени.)

– Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность.)

– Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (Нет, деепричастие – неизменяемая форма глагола.)

– Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (Нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми.)

II. Стадия осмысления

1. Самостоятельная работа

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.

Ветер между тем становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая, тяжело поднимаясь, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл, сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

(А.С. Пушкин)

• Определите тему текста. (Метель.) Озаглавьте его. (Метель.) Определите стиль речи. Обоснуйте свой ответ. (Текст художественный, так как автор воздействует на мысли и чувства читателя путем создания художественного образа (метель) и использует изобразительно-выразительные средства: эпитет – снежное море; метафора – туча росла, облегала землю; олицетворение: ветер завыл, пошел снег.)

• Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, обоснуйте свой ответ.

• Объясните постановку знаков препирания.

• Выпишите деепричастие с основным глаголом, к которому оно относится (росла, тяжело поднимаясь) и словосочетание вида “деепричастие + зависимое слово” (тяжело поднимаясь).

Учитель. Осуществите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.

2. Исследование текста

Учитель. Понаблюдайте за тем, какую роль играют деепричастия в каждом стихотворном отрывке. Заполните 3-ю графу таблицы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Текст Деепричастие
с основным глаголом
Морфологические признаки деепричастия

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

“Зимний вечер”

Кроет, крутя.
(Помогает создать динамичную картину)
C

3има!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

“Зима!..
Крестьянин, торжествуя”

Торжествуя, обновляет;

снег почуя, плетется;

взрывая, летит.

(Помогают создать динамичную картину)

C

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

“Зимнее утро”

 


Блестя, лежит.

(При помощи деепричастия картинка, созданная поэтом, как бы оживает, детализируется)

C

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

“Зимнее утро”

Скользя, предадимся.

(Помогает создать динамичную картину).

C

“Соберите” эмоциональные слова, выражающие восхищение красотой природы, чувство радости. Обоснуйте свой ответ (торжествуя, обновляет; бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая; великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит; скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня).

3. Отчет об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, читают отрывки из стихотворений, в которых есть деепричастные обороты, определяют их роль в предложении. Называют слова и словосочетания, выражающие радость.

4. Игровая пауза

Учитель. Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастие.

Морозный ветер, бодрящий воздух, освежая воздух, веселые крики, великолепный день, морозное утро, играя лучами, запорошенные снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, мертвая тишина, запорошив кусты, пушистый ковер, спящий лес, глубокие сугробы.

5. Творческое задание

Задача: вообразите и словесно опишите зимний пейзаж.

Писатель А.И. Куприн говорил: “Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...”.

Пусть наши руки еще не так умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагаю представить зимний лес. Присмотритесь к сверкающим краскам, прислушайтесь к тишине. Ощутите крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку, используя деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу, напишите синквейн на тему “Зима”.

III. Рефлексия

Устная публикация (представление).

Желающие читают свои миниатюры, всем предлагается в услышанном тексте отметить, что понравилось, заинтересовало.

Остальные ученики “опубликуют” свои работы в рукописном журнале.

Учитель. Довольны ли вы своей работой сегодня?

Ответьте сигнальной карточкой. Зеленый цвет – доволен! Похвали себя! И я довольна вашей работой!

Домашнее задание. Предлагаю нарисовать красками зимний пейзаж.

А.Т. СПИЦЫНА,
село Курасовка,
Ивнянский р-н,
Белгородская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru