Я ИДУ НА УРОК
8-й класс
Обособленные определения и приложенияУрок как проектИзвестно, что, овладевая такой технологией работы с учениками, как проектная деятельность, мы сможем повысить эффективность обучения школьников. Эта работа предполагает следующие этапы включения ученика в проектную деятельность: - подготовительный этап (определение темы, целей, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез по решению проблемных вопросов), - этап планирования (определение способов сбора информации, анализа и способов представления результатов, разделение задач – деление команды на группы/распределение на группы), - этап исследования (представление отчетов по группам, представление, презентация “продукта” деятельности) - и, наконец, оценка результатов этой деятельности и процесса в целом, рефлексия. Все эти этапы могут быть осуществлены в рамках одного урока, если учитель ставит своей целью создание условий для развития потенциальных способностей ученика. Интересна практическая реализация проекта на конкретном уроке русского языка или литературы. Когда работаешь в этом направлении, понимаешь, что урок-проект (вместить в 45 минут организованную проектную деятельность нелегко) хорошо было бы совместить с уроком обобщения и систематизации знаний, на котором ученики могли бы совершенствовать свои практические навыки – умение применять знания на письме. Ценность такого урока заключается также в том, что проявляются такие качества личности, как самостоятельность и ответственность. В 8-м классе мы попробовали провести урок-проект по теме “Обособленные определения и приложения”. Его цель – систематизировать знания об условиях обособления согласованных распространенных и одиночных определений и приложений и продемонстрировать сформированные на предыдущих уроках умения и навыки постановки знаков препинания при них. Подготовительный, или вводный этап постановки проблемных вопросов (как найти пути эффективного обобщения довольно объемного материала по теме “Обособленные определения и приложения”?) мы обсудили на предыдущем уроке. Возможный вариант – детям было предложено проблемные вопросы обдумать дома. На этом уроке активную роль в определении проблемных вопросов и планирования деятельности учащихся взял на себя учитель (как член команды, осуществляющий направление и корректирование деятельности учеников). Итак, на урок дети приходят с желанием сделать что-нибудь практически полезное. На этапе организации этой деятельности класс делится на шесть групп. Каждая группа (4–6 человек) получает задание: 1) Теоретически представить свою часть материала по теме, т.е. напомнить классу об условиях обособления определений и приложений. Это этап подготовки продукта (сбор информации, ее структурирование и изготовление продукта на уровне теоретического осмысления). 2) Практически поработать – подобрать примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Дети могут пользоваться учебником и брать примеры из текстов упражнений, из предложенных учителем дидактических пособий (например, пособия Г.А. Богдановой: Сборник диктантов по русскому языку. 5–9-е классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2005) или “из головы” – мы предлагаем разноуровневый подход к поиску материала. Это этап изготовления практической составляющей продукта. 3) Выполнить часть работы по созданию “конечного продукта” – тренинговой карточки. Например, 1-я группа готовит сообщение об обособлении согласованных определений и приложений в позиции после определяемого слова, 2-я – об обособлении согласованных определений и приложений перед определяемым словом, выраженным именем собственным или личным местоимением, 3-я – об обособлении стоящих перед определяемым словом согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение, или если определяемое слово отделено от определения другими членами предложения, 4-я – об обособлении несогласованных определений, 5-я – о приложении, присоединяемом союзом как. Внутри каждой группы дети распределяют задания между собой: один готовит теоретическую часть, другой – практическую (подбирает примеры для иллюстрации правила), третий подбирает иллюстративный материал для тренинговой карточки, четвертый координирует работу всей группы. Время работы – 15 минут. Дети шестой группы консультируют детей из других групп, собирают материалы, а затем (на этапе оформления конечного продукта) выполняют техническую часть – составляют тренинговую карточку: вырезают, располагают материал на листе, копируют его на всех. Следующий этап – презентация продукта: каждая группа отчитывается по своему блоку заданий у доски (теоретическая составляющая), иллюстрируя теоретические положения примерами (практическая составляющая) и готовит свою часть для тренинговой карточки – несколько предложений, записанных на отдельном листе черной ручкой разборчивым почерком без знаков препинания (материал для оформления конечного продукта). В итоге на листе (формат А4) будут наклеены несколько полос бумаги с примерами, подобранными к каждому случаю обособления/необособления определений и приложений. Это и есть тренинговая карточка. Детям останется только поработать с такой карточкой самостоятельно, расставив знаки препинания. (См. Приложение) В течение пяти минут, пока мы подводим итоги урока, комментируем ответы детей и качество подобранного иллюстративного материала, пока ставим оценки (этап рефлексии и самоанализа), получаем, скопировав на всех учеников (если в классе есть соответствующая техника) индивидуальную тренинговую карточку. Затем раздаем каждому готовый продукт – результат коллективного труда – и предлагаем расставить знаки препинания в примерах, предлагающих все возможные случаи постановки знаков препинания при определениях и приложениях. Если время позволяет, дети выполняют работу с карточкой прямо на уроке (время выполнения – 5 минут) или получают продукт своей деятельности в качестве домашнего задания (оценка будет выставлена на следующем уроке). Главное – дети теоретически осмыслили и обобщили материал, подобрали примеры и сами, своими руками изготовили тот продукт, с которым им приятно работать (мотивация урока!). Учебный проект – средство обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения искать нужную информацию, структурировать ее, готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, выбирать адекватные технологии изготовления продукта, организовывать свою деятельность в тесном взаимодействии с партнерами. Не всегда у учителя есть часы, отведенные на проектную деятельность вне уроков. И урок-проект – возможное решение этой проблемы. Конечно, подобные уроки проходят шумно, сопровождаются активной реакцией детей, от которых требуется максимальная концентрация сил в течение 45 минут. От учителя же требуется продуманная и осознанная подготовка к такому уроку. Но, поскольку метод учебного проекта – личностно ориентированный и учитель имеет возможность на уроке решать важные учебно-педагогические задачи, это имеет смысл. По той же схеме были проведены уроки обобщения материала по теме “Сказуемое: типы и способы выражения” в 8-м классе, “Деепричастие. Обособление деепричастий” в 7-м классе. Литература 1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2008. 2. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. ПРИЛОЖЕНИЕ Обособленные определения и приложения
Ю.Е. КОЧЕНКОВА, |