Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

9-й класс

 

Еще один вариант подготовки к ГИА,
Или ВСЁ по девять

Материалов для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9-м классе сейчас множество. Рискну попотчевать коллег еще одним из путей. Данный материал мы используем как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Предназначен он для девятиклассников, так как в основном содержит изучаемые в 9-м классе сведения о синтаксисе сложного предложения. Материал состоит из 54 предложений:

9 простых предложений (ПП),

9 сложносочиненных предложений (ССП),

9 сложноподчиненных предложений (СПП),

9 СПП с двумя и более придаточными (СПП2),

9 сложных бессоюзных предложений (БСП),

9 сложных предложений с разными видами (союзной и бессоюзной) связи (СП).

Поле деятельности здесь разнообразно: и поэтапное обращение к определенным предложениям по мере изучения отдельных тем, и индивидуальные тренировочные и контрольные задания, и комплексный анализ предложений в ходе повторения изученного. Лишь бы на пользу!

Примечание 1. Все предложения размножены для каждого учащегося.

Примечание 2. Знаки препинания в них опущены.

1) Берг старался найти стиль своего времени но эти попытки были полны неудач и неясностей.

2) Жизнь поворачивалась как призма новой гранью и в ней свежо и временами не совсем для Берга понятно преломлялись старые чувства любовь ненависть мужество страдание и наконец чувство Родины.

3) Озеро лежало косо как бы подымалось к горизонту а за ним просвечивали сквозь тонкую мглу заросли золотых берез.

4) Берг собирал ягоды шиповника и пахучий можжевельник длинную хвою листья осин где по лимонному полю были разбросаны черные и синие пятна хрупкие лишаи и вянущую гвоздику.

5) Он тщательно рассматривал осенние листья с изнанки где желтизна была чуть тронута легкой свинцовой изморозью.

6) Журавли бросали без сожаления этот пустынный лесной и торжественный край полный безымянных озер непролазных зарослей сухой листвы мерного гула сосен и воздуха пахнущего смолой и болотными мхами.

7) Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.

8) Паутина летала над озером каждый желтый лист на траве горел от света как бронзовый слиток.

9) Берг взял краски бумагу и не напившись даже чаю пошел на озеро.

10) Уже листья летели ливнем и спасаясь от грозы низко неслись над мелколесьем испуганные птицы.

11) Берг быстро спрятал этюд в ящик снял куртку обернул ею ящик и схватил маленькую коробку с акварелью.

12) Пришлите мне если есть какая возможность книгу про наши леса и всякие деревья и цветных карандашей очень мне охота рисовать.

13) Мы дышали теплым воздухом трав вокруг нас гулко жужжали шмели трещали кузнечики.

14) Ловить в коряжистых местах было очень заманчиво там пряталась крупная и ленивая рыба.

15) Брала она медленно и верно глубоко топила поплавок потом запутывала леску о корягу и обрывала ее вместе с поплавком.

16) Дед оказался прав к вечеру пришла гроза.

17) Бабы завидев нас бросили работу и смотрели на линя прикрыв ладонями глаза как смотрят на нестерпимое солнце. (Предварительно извинившись перед девочками за Паустовского, даю девятиклассникам это предложение под диктовку. Жанна: “А завидев пишется слитно?”. Общее смятение и недоумение… Потом начинает доходить: просто Жанна вместо деепричастия почему-то подумала о его каламбурной омоформе зови дев (не иначе как в пику писателю…). Неисповедимы пути детской логики, Господи! – И.Г.)

18) Татьяна Петровна долго не могла привыкнуть после Москвы к пустынному городку к его домишкам скрипучим калиткам к глухим вечерам когда было слышно как потрескивает в керосиновой лампе огонь.

19) Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями чтобы поймать ту незаметную долю секунды когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю.

20) Созвездия Персея и Ориона проходили над землей свой медлительный путь дрожали в воде озер тускнели в зарослях где дремали волки и отражались на чешуе рыб спавших на отмелях в Старице и Прорве.

21) Ветер бросал горсти листьев на стол на койку на пол на книги а по дорожкам сада было трудно ходить приходилось идти по листьям как по глубокому снегу.

22) Берг хотел всю силу красок все умение своих рук и зоркого глаза все то что дрожало где-то на сердце отдать этой бумаге чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов умирающих величаво и просто.

23) Его просили сообщить сколько своих вещей и под каким названием он выпустит.

24) С этим Петькой у нас были свои счеты он срезал у Рувима английский крючок и выследил места где мы прикармливали рыбу.

25) Гроза долго ворчала в лесах потом поднялась к зениту пепельной стеной и первая молния хлестнула в далекие стога.

26) Солнечный свет упал на воду сквозь заросли ветел и я увидел под водой яркий бронзовый блеск это изгибалась и пятилась в глубину пойманная рыба.

27) Дядь а дядь на што (так у К.Паустовского – И.Г.) клюнуло?

28) Мы боялись что от первой же спички лес вспыхнет и затрещит как сухой можжевельник и белый дым лениво поползет к солнцу.

29) В конце деревни в уличке заросшей по твердому белому песку чистой травой стояла одинокая изба.

30) Мы услышали хруст и хищное щелканье кот вцепился зубами в рыбью голову.

31) То ему снилось что большая щука таскает его вместе с резиновой лодкой по озеру и лодка ныряет в воду и вылетает обратно с оглушительным бульканьем то снился пронзительный разбойничий свист это из лодки распоротой корягой стремительно выходил воздух.

32) Хорошо было зарывшись в теплое сено слушать звуки этой ночи представлять себе это полесье темные дороги быструю и холодную реку где на берегу крепко спят перевозчики и только дотлевают в тумане угли костра.

33) Действительно Тихон Петрович как бы крепко брал неопытного человека за руку водил его по грядкам и не торопясь рассказывал как надо делать землю питательной и жирной чтобы на ней разрослись нежные и пахучие цветы которым мы давно уже перестали удивляться.

34) Давно уже замечено что человек лишенный на время возможности заниматься любимым делом постоянно к нему готовится.

35) Рыболовы например плетут лески и красят поплавки моряки рисуют карты.

36) На поверку выходило что холостая жизнь хотя она и независима и отведена хорошему нужному труду все же плоха без семейной радости.

37) А потом навалились густые, тяжелые туманы зимние дороги проржавели насквозь порыжели из леса дохнуло сыростью от тесовых крыш повалил пар.

38) Девочке худенькой бледной и любопытной она никак не хотела уходить с палубы было лет шесть.

39) Тотчас наступила тишина и в ней остался только один слабый звук журчание речной воды около колес парохода.

40) Если свет падал на кусты сирени то было видно как в засиявших как бы зардевшихся от смущения слабым, чуть пунцовым румянцем чашечках сирени дрожат капельки росы.

41) Законы литературы заставляют подчас еще туманную мысль писателя входить в берега точного замысла и затем уже плавно несут ее к конечному выводу к завершению книги подобно тому как река несет свою воду к широкому устью.

42) Показывали картину работникам кино так как думали что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдет из кинотеатра в полном недоумении.

43) Обширные луга были политы ночным дождем а это значило что не только в каждом венчике блестела капля воды но все великое множество трав и кустов издавало резкий и освежительный запах.

44) Дело в том что к нам приехала после экзаменов в московской школе городская девочка Маша любительница растений и я решил набрать ей в подарок букет из всяких хороших цветов.

45) Цветение шиповника совпадало с самыми короткими ночами – нашими русскими, немного северными ночами когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет зеленоватая заря не уходит с горизонта и в самую глухую пору ночи так светло что на небе хорошо видны горные вершины облаков.

46) В какую бы лесную озерную или болотную глухомань я ни попадал всюду я заставал мальчишек предававшихся самым разнообразным и порой удивительным занятиям.

47) Я конечно не говорю о том что в сентябре на ледяной и туманной утренней заре заставал их трясущихся от холода в мокрых зарослях ольхи на берегу глухого озера в двадцати километрах от жилья.

48) Они сидели притаившись в кустах с самодельными удочками и только характерный звук который называется “шмыганье носом” выдавал их присутствие.

49) Большей частью мальчишки помогали взрослым пасли телят возили хворост резали лозу окучивали картошку чинили изгороди и приглядывали в отсутствие взрослых за маленькими детьми.

50) Миллионы листьев стеблей веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу и мы терялись перед этим натиском растительности останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней сосны.

51) Недаром дядя Леша все беспокоился вздыхал и ждал дождя уж очень пересохли леса.

52) Девушки неистово терли мелом и без того ослепительные зубы а вечером вышли в горницу к чаю в шуршащих праздничных платьях смуглые золотоволосые.

53) Обычай был соблюден и с этой минуты бабка Ариша засуетилась захлопотала и начала заботиться о нас как о родных детях.

54) Цветы стояли не только на подоконниках но и на полу и ярко цвели им было хорошо должно быть в этой теплой светлой избе. (Из произведений К.Паустовского)

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

I. Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Подсказка: их ровно 125!)

II. Расставьте знаки препинания.

III. Укажите номера предложений в соответствии с их видами. (Для экономии времени привожу коллегам эти номера.)

ПП ССП СПП СПП2 БСП СП
6 1 4 18 8 12
9 2 5 19 13 21
11 3 17 22 14 24
15 7 20 32 16 26
27 10 23 33 30 28
29 25 34 36 35 31
38 39 41 40 37 43
49 50 46 42 51 44
52 53 47 45 54 48

Примечание. Данное задание можно сделать более увлекательным, предложив девятиклассникам заполнить шесть “волшебных” квадратов, о которых я неоднократно писал в “Русском языке”. Приведем пример одного из таких квадратов.

Задание. Впишите в клетки квадрата номера простых предложений.

Квадрат-эталон

6

9

11

15

27

29

38

49

52

IV. В СПП графически обозначьте главное и придаточное предложения, укажите типы придаточных, союзы или союзные слова.

V. Произведите синтаксический разбор всех простых предложений (ССП, БСП…).

VI. Постройте схемы СПП2.

VII. Укажите номера предложений, в которых есть:

• обособленные обстоятельства (предложения 9, 10, 17, 32, 48);

• сравнительные обороты (предложения 2, 8, 21, 28, 53);

• обособленные определения (предложения 6, 7, 20, 22, 29, 31, 34, 38, 46, 47, 52);

• обособленное приложение (предложение 44);

• обобщающее слово при однородных членах (предложение 2);

• вводные слова и вводные предложения (предложения 2, 33, 35, 38, 54).

VIII. Укажите количество грамматических основ в каждом СП (12 – 3, 21 – 3, 24 – 3, 26 – 3, 28 – 3, 31 – 5, 43 – 4, 44 – 3, 48 – 3).

IX. В СПП2 укажите односоставные предложения, определите их тип (в предложениях 18, 19, 22, 31, 33, 36, 40, 45 – безличные, в предложении 42 – неопределенно-личное).

Заключение

Варианты заданий можно еще много разнообразить; думается, коллеги без труда подберут упражнения в соответствии с уровнем подготовки ребят своего класса, придумают еще не одно задание, чтобы наиболее полно и глубоко подготовить наших любимых детей к ответственному этапу их жизни – Государственной итоговой аттестации. Русский язык заслуживает того, чтобы знать его если не блестяще, то, по крайней мере, хорошо. Желаю успеха всем нам!

И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru