Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2010

Я ИДУ НА УРОК

 

5-й класс

 

Краткие прилагательные

Цели урока:

1) знать способ образования кратких прилагательных;

2) знать грамматические особенности кратких прилагательных;

3) уметь различать полные и краткие прилагательные;

4) уметь правильно писать, произносить наиболее употребительные прилагательные, определять роль кратких прилагательных в предложении;

5) развивать творческие и поисковые способности, общую эрудицию, речь учащихся.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Оргмомент: знакомство, запись даты, темы урока.

2. Наблюдение за языковым материалом.

1) Посмотрите, пожалуйста, на слайд № 1. Петя и Коля поспорили. Петя утверждает, что есть такое слово ценна, а Коля ему противоречит, считая, что цена пишется с одной н. Кто же разрешит их спор?

2) “Низкая цена” и “бандероль ценна”. Чем отличаются омофоны? Это разные части речи, и слово ценна – краткое прилагательное.

3. Объяснение нового материала.

1) Давайте посмотрим, как образовались краткие прилагательные:

чистый – ый = чист;

ясный – ый = ясн (?) = ясен;

ценный – ый = ценен, ценна.

Вывод: краткие прилагательные образуются усечением окончания. (Запись на ватмане.)

2) На какие вопросы они отвечают?

Вывод: полные прилагательные – какой? краткие – каков? (Запись на ватмане.)

3) Если воздух чист, то душа… (чиста), сердце наше… (чисто), помыслы… (чисты).

Какой можно сделать вывод?

Вывод: краткие прилагательные изменяются по родам и числам. (Запись на ватмане.)

4) А изменяются ли они по падежам? (Нет.)

Полная форма
прилагательного
Существительное +
краткое прилагательное
(м. р.)
Существительное + краткое прилагательное
(ж. р.)
Существительное + краткое прилагательное
(мн. число)
добрый брат   сестра   друзья  
нежный голос   улыбка   слова  
ясный вопрос   задача   небо  
чистый воздух   вода   мысли  
трудный путь   работа   испытания  
близкий друг   цель   люди  
быстрый бег   река   движения  
нужный совет   помощь   данные  
больной сын   мать   дети  
грустный конец   песня   дни  
похожий цветок   девочка   лица  

4. Образование кратких прилагательных. Практическая часть. Орфоэпия.

От данных имен прилагательных образуйте краткие, согласуйте их с существительными, поставьте ударение. (По цепочке – каждый ученик).

5. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

1) Давайте сделаем синтаксический разбор двух предложений:

Как город прекрасен! (Повест., воскл., прост., нераспр., неослож.)

И светел небосвод, и огненна зарница. (Повеств., невоскл., сложное, из двух прост.)

Вывод: краткие прилагательные выполняют функцию сказуемого. (Запись на ватмане.)

2) Понаблюдаем с вами за двумя словосочетаниями: Петя утверждает, что в обоих словосочетаниях румяна – существительное, потому что написано с одной н, а Коля с ним не согласен. А вы? (Нанести румяна, красавица румяна.) Определите часть речи одинаковых слов. (Cуществительное, краткое прилагательное.) Как называется такое явление? (Грамматической омонимией.) Сделаем вывод.

Вывод: краткие прилагательные всегда относятся только к именам существительным.

Статья опубликована при поддержке игрового портала "Gamanoid". Видео обзоры игр, программы, статьи, игровые новости, лучшие игры на компьютер, XBOX, PS4, лучшие браузерные игры, последние новинки, крупнейшая база игр рунета, конкурсы с призами, репортажи с популярных гейминговых фестивалей и киберсоревнований и другие новости игровой индустрии. Подробнее смотрите на сайте, который располагается по адресу: http://gamanoid.ru/.

6. Распределительный диктант.

В две колонки распишем краткие прилагательные (+ сущ.) и наречия (+ глагол).

Слова для диктовки:

Расстояние близко, живет близко, стоит дорого, дорого внимание, дешево продала, платье дешево, какао вкусно, приготовить вкусно, говорить резко, звучание резко.

Проверим себя. Ответ (слайд):

Краткое
прилагательное +
существительное
Наречие + глагол
Расстояние близко, дорого внимание, платье дешево, какао вкусно, звучание резко живет близко, стоит дорого, дешево продала, приготовить вкусно, говорить резко

7. Н и нн в кратких прилагательных.

1) Вспомним, когда в прилагательных пишется две буквы н?

– На стыке морфем (истина + н = истинный);

– в суффиксах -онн-, -енн- (искл. ветреный);

– в трех словах-исключениях с суффиксом -ян-: стеклянный, оловянный, деревянный.

2) Когда пишется одна н?

– В суффиксах -ин-, -ан-, -ян-;

– в непроизводных прилагательных: юный, синий, зеленый, румяный, ясный, свиной и др.

8. Выполним задание “График”.

Отметьте на графике точкой, сколько н вы напишете в словах.

Слова для диктовки:

1) Длина рукава. 2) Платье длинно. 3) Девушка юна. 4) Озера туманны. 5) Цветы нежны. 6) Реки медленны. 7) Сплетни вредны. 8) Думы блаженны. 9) Поля просторны. 10) Знания истинны.

Ответ (самопроверка):

9. Наблюдение над языковым материалом.

1) Опять Петя и Коля спорят. Давайте посмотрим, в чем суть их спора. Петя утверждает, что слово колючь пишется так, а Коля говорит, что так: колюч. Кто из них прав?

Вывод: на конце кратких прилагательных после шипящих ь не пишется! (Запись на ватмане.)

2) Вспомним шипящие согласные. Ответ: ж, ш, ч, щ, ц.

3) А в каких еще словах не пишется ь после шипящих? У сущ. 1-го и 2-го склонения: (врач, рощ).

4) А когда же он пишется? 1) У сущ. 3-го склонения; 2) у глаголов (2-е лицо, инфинитив, повел. накл.).

10. “Магический квадрат”.

В клетки квадрата вы вписываете ь или ставите прочерк, если ь на конце слова не пишется.

Слова для справок:

1) Стричь, 2) колюч, 3) могуч, 4) задач, 5) грач,

6) режь, 7) свеж, 8) трескуч, 9) сыпуч, 10) горяч,

11) ветошь, 12) печь, 13) брошь, 14) ложь, 15) беречь,

16) глушь, 17) горюч, 18) пахуч, 19) блиндаж, 20) строишь,

21) мышь, 22) бежишь, 23) сжечь, 24) привлечь, 25) молодежь.

ь
ь
ь ь ь ь ь
ь ь
ь ь ь ь ь

Ответ: Соедините мягкие знаки. Если у вас получился большой мягкий знак, вы справились с этим заданием на “отлично”.

11. Краткие прилагательные и стилистика. Работа с пословицами. Пазлы.

Употребление кратких форм прилагательных больше свойственно книжным стилям речи. Сравните: Ночь светлая и морозная. Ночь светла, пустыня внемлет Богу… Использование кратких форм помогает автору указать на постоянство изображаемого качества. Краткие прилагательные более конкретно, чем полные, обозначают качество предмета. Это очень важно для пословиц. И сейчас вам надо будет “собрать” пословицы.

1) ____ золотник, да ____ . 2) Корень ученья ____, а плод ____. 3) Всякому ____ своя сторона. 4) На чужой стороне и весна не ____. 5) ____ труд, когда порядка нет. 6) Не ____ свет, когда друга нет. 7) В зимний холод всяк ____. 8) Кто ____, тот и людям ____. 9) Цветок розы ____, да ____. 10) Рыбка ____, да уха ____.

Слова для справок: малый, дорогой, горький, сладкий, милый, красный, напрасный, молодой, аккуратный, приятный, пахучий, колючий.

Ответ:

1) Мал золотник, да дорог. 6) Не мил свет, когда друга нет.
2) Корень ученья горек, а плод сладок. 7) В зимний холод всяк молод.
3) Всякому мила своя сторона. 8) Кто аккуратен, тот и людям приятен.
4) На чужой стороне и весна не красна. 9) Цветок розы пахуч, да колюч.
5) Напрасен труд, когда порядка нет. 10) Рыбка мала, да уха сладка.

Вывод: употребление кратких прилагательных характерно для книжных стилей. (Запись на ватмане.)

12. Этимологическая минутка. “Почему так говорят?”

Мал золотник, да дорог.

С давних пор на Руси так говорят о человеке, внешне не очень заметном, но имеющем много скрытых достоинств, хороших качеств.

Золотник – старинная русская мера веса (немного больше четырех граммов). Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера употреблялась для взвешивания драгоценного металла – золота, вот почему она названа золотником.

Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но дорогим количеством, измеряемым, как говорят, “на вес золота”.

13. Творческое (домашнее) задание.

А приходилось ли вам встречать в своей жизни такого человека, к которому можно было бы применить эту поговорку? Напишите об этом. Для характеристики используйте краткие прилагательные: скромен, трудолюбив, настойчив, талантлив и другие.

Тест “Проверь себя”
(для следующего урока)

1. Краткие прилагательные можно образовывать:

а) усечением окончания;

б) присоединением суффикса;

в) усечением приставки.

2. Краткие прилагательные не изменяются:

а) по родам;

б) по числам;

в) по падежам.

3. Краткие прилагательные выполняют в предложении функцию:

а) подлежащего;

б) определения;

в) сказуемого.

4. Краткие прилагательные связаны:

а) с именем существительным;

б) с глаголом;

в) с наречием.

5. В краткой форме прилагательных пишется:

а) столько н, сколько в полной;

б) только одно н;

в) всегда два нн.

6. На конце кратких прилагательных после шипящих:

а) никогда не пишется ь;

б) всегда пишется ь;

в) написание ь зависит от рода.

7. К шипящим согласным не относится:

а) ж, ш;

б) ч, щ;

в) з, ц.

8. Мягкий знак после шипящих пишется:

а) у существительных м. р., 2-го склонения;

б) у существительных 1-го склонения, ж.р., во мн. числе р.п;

в) у глаголов на шипящий.

9. Употребление кратких прилагательных характерно для:

а) разговорного стиля;

б) книжных стилей;

в) всех стилей речи.

Ответ:

1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – а, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – б.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru