ОЛИМПИАДА
Продолжение. См. № 24/2009; № 2/2010 Ломоносовский турнирКонкурс по литературеЗадания, ответы и комментарииЗадание 2 Авторы приведенных ниже стихотворений – великие русские поэты. Как можно полнее ответьте, чем похожи эти стихотворения (обратите внимание и на содержание, и на форму) и в чем основные различия между ними. Определите автора каждого стихотворения и аргументируйте свой ответ. 14-е декабря 1825 года Вас развратило самовластье, О жертвы мысли безрассудной, 1826 * * * Во глубине сибирских руд Несчастью верная сестра, Любовь и дружество до вас Оковы тяжкие падут, 1827 * Оба стихотворения написаны с торжественной интонацией, которая передается и размером (4-стопным ямбом часто писались оды). (Анна Бочарова, 10-й класс, ЦО № 57, г. Москва) * Эти стихотворения похожи прежде всего темой: они описывают последствия восстания декабристов 1825 г. (Мария Антипова, 11-й класс, школа № 1506, г. Москва) * Конечно же, не составляет никаких трудностей вспомнить то, что первое стихотворение написал Ф.И. Тютчев, а второе – А.С. Пушкин. Но давайте допустим, что это неизвестно, и постараемся найти то, что указывало бы на автора. Легче начать со второго стихотворения. Оно написано как дружеское послание, а значит, автор скорее всего был знаком с декабристами. Действительно, Пушкин в Царскосельском лицее учился вместе с И. Пущиным и В. Кюхельбекером, которые были осуждены на каторжные работы. Кроме того, переписывался с Рылеевым, которого за год до написания этого стихотворения повесили. А еще некоторые строки схожи со строками других пушкинских гражданских стихотворений. “Темницы рухнут” перекликается с “обломками самовластья” (“Чаадаеву, 1818 г.), “придет желанная пора” – со словами “товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья” из того же стихотворения; слова “братья” и “дружество” напоминают о тесной лицейской дружбе, которой посвящено, к примеру, стихотворение “Роняет лес багряный свой убор…”, написанное в 1825 году. Теперь вернемся к первому стихотворению. На то, что оно принадлежит Тютчеву, в явном виде указывает только строфика – две строфы по восемь строк каждая встречаются у него довольно часто. Если этот аргумент покажется недостаточным, то можно обратиться к методу исключения. В 1826 году, когда было написано это стихотворение, Некрасову исполнилось 5 лет, Фету (который тогда был Шеншин) – 6 лет, Лермонтову – 12, и он даже не успел написать своего “Кавказского пленника”, пестрящего заимствованиями из произведений других поэтов. А В.А. Жуковский, как известно, был очень лоялен к самодержавию (слова гимна “Боже, царя храни…” написаны им) и не стал бы называть его “вечным полюсом”. Конечно, исключены пока еще не все великие поэты того времени… (Николай Лысенко, 11-й класс, ЦО № 57, г. Москва) *** Оба произведения написаны после знаменитого восстания “сотни прапорщиков”, декабристов, и оба выражают отношение авторов к восставшим в тот день. (Вячеслав Кокуркин, 10-й класс, Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского) *** Каково это отношение, авторы удачных работ понимают по-разному. Прежде всего в глаза бросается несхожесть, даже противоположность позиций. * Стихотворения антонимичны друг другу. (Ольга Давыдова, 10-й класс, Сергиево-Посадская гимназия) * В первом стихотворении автор осуждает каторжников: “Народ, чуждаясь вероломства, поносит ваши имена…”. Во втором стихотворении автор возвышает каторжников перед другими, подбадривая их: “Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье…”. (Валерия Кудряшова, 8-й класс, школа № 17, г. Новомосковск, Тульская область) *** Некоторые определяют основную идею стихотворений, опираясь не столько на текст, сколько на известные биографические сведения. * Тютчев подходит с позиции дипломата, консерватора, поддерживает самовластье, осуждает декабристов и образами говорит, что это была жалкая попытка, безумие. Пушкин же пишет друзьям и соратникам, которых сослали в сибирские рудники, желая поддержать их, вселить в них надежду. После восстания автор, которого назовут солнцем русской поэзии, признается, что сам был бы тогда на Сенатской площади, если бы не ссылка. (Вячеслав Кокуркин) *** Стремление вчитаться в стихотворение Тютчева, осмыслить главные образы, услышать его интонацию, понять, как оно построено, приводит к более сложным выводам. В первом стихотворении автор как будто проклинает восставших и в тот же момент жалеет их. (Андрей Кожухов, 9-й класс, школа № 5, г. Новомосковск, Тульская область) * С первого взгляда может показаться, что Тютчев осуждает декабристов. На самом же деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая вина возложена на самовластье, которое в завершающей строфе предстает в предельно мрачных тонах: вечный полюс, вековая громада льдов, зима железная. (Марина Андрияшкина, 11-й класс, школа № 9, г. Брянск) * Нельзя сказать, что автор на стороне власти, иначе он не сравнивал бы ее со льдом и зимой. По мнению автора, власть холодна… Но в то же время автор считает, что жертва декабристов была бессмысленна… В словах автора осуждение и даже чуть-чуть жалости по отношению к людям, ослепленным мыслью безрассудной. (Анита Демидова, 10-й класс, школа № 1246, г. Москва) * В первой части следуют жестокие упреки, во второй – автор будто бы пытается оправдать людей, которым адресовано данное стихотворение. (Евгения Макаренко, 9-й класс, школа № 936, г. Москва) * После первого прочтения стихотворения Тютчева кажется, что Ф.И. на стороне правительства, но на самом деле позиция его многозначна. Он говорит, что идея восстания заведомо обречена, что о декабристах все забудут. Но вместе с тем он запечатлел мужество, самоотверженный и “безрассудный” героизм декабристов. (Дмитрий Селичев, 10-й класс, школа № 2, Дубровский район, Брянская область) * Эпитеты скудный и безрассудный вносят оттенок обвинения, непонимания, палитра стихотворения более темная, в ней преимущественно заметны серые оттенки железной зимы, белые вечного полюса, громады льдов, земля черная, замерзшая, в ней, как труп, схоронена память. (Ольга Давыдова) * В его (Тютчева) стихах есть ощущение… беспомощности декабристов перед “зимой железной”. Через прилагательное “железный” передается ощущение этой внешней силы, которая не дала им “вечный полюс растопить”. (Анна Бочарова) *** Есть и другие интересные наблюдения над поэтикой стихотворений. Произведение Ф.Тютчева разделено на две строфы (по восемь строк в каждой), в которых часто встречаются длинные сложные слова (самовластье, беспристрастье и др.) и архаизмы (уповали, сей, поносит и др.), что придает стихотворению возвышенность и торжественность. У Пушкина четыре строфы (по катрену в каждой), в строках которых используются развернутые сравнения (как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас) и олицетворения (свобода вас примет радостно у входа, … несчастью верная сестра, надежда… разбудит бодрость и веселье), что делает стихотворение мелодичней, легче и мягче. (Мария Скрипченко, 10-й класс, школа № 21, г. Ковров) *** Композиционно эти стихотворения отличаются. Композиция тютчевского стихотворения двухчастна. Одна посвящена отношению народа к событиям. А вторая – осмыслению того, что произошло. Стихотворение Пушкина состоит из четырех строф, каждая из которых усиливает уверенность лирического героя, что “не пропадет… скорбный труд”. (Алина Просикова, 8-й класс, лицей № 10, г. Волгоград) * В обоих стихотворениях можно явно увидеть аллитерацию на звонкие согласные (р, д, в, б). В первом: развратило, поразил, беспристрастье, приговор; во втором: Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье... Аллитерация помогает настроить читателя на нужный, серьезный, строгий лад. (Дмитрий Протопопов, 9-й класс, школа № 30, г. Березники, Пермская область) * Стихотворение написано в духе поэтики и образности декабристов. Поэт использует своеобразную лексику, пафосность речи (храните гордое терпенье, братья меч вам отдадут), соответствующие эпитеты (оковы тяжкие, мрачное подземелье, скорбный труд, высокое стремленье). (Евгения Зайцева, 11-й класс, Локотская СОШ № 1, Брасовский район) *** И все же на первом месте для участников конкурса оказался политический, а не поэтический смысл стихотворений. Эта позиция отчетливо выражена, например, в таком высказывании: Видно, что автор <Тютчев> обвиняет власть, но делает это скрытно: “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, “зима железная” – у нас складывается впечатление тьмы, холода. Позиция автора неясная. Но в стихотворении Пушкина позиция автора ясна сразу. Автор уверен в правоте декабристов, и душой он с ними. Тютчев пишет, что память будет уничтожена, а Пушкин – что не пропадет скорбный труд. (Владислав Седов, 9-й класс, школа № 165, г. Москва) *** Однако не стоит преувеличивать ясность пушкинской позиции и категорически утверждать, что поэт в 1827 году был уверен в необходимости государственного переворота, в правоте мятежников. А вот “душой он с ними” – это сомнений не вызывает. То, что стихотворение Пушкина известно и обсуждалось на уроках, видимо, помешало большинству авторов повнимательнее вглядеться в него. Иначе бы они увидели, что в этом стихотворении ничего не говорится о власти, законе, государстве. Это дружеское послание, хотя и окрашенное в торжественные тона прежних гражданских стихотворений поэта. То, что случилось с заговорщиками, – несчастье, а не расправа, хотя образы этого несчастья напоминают о реакции тютчевской железной зимы: глубина сибирских руд, мрачное подземелье, каторжные норы, оковы тяжкие, темницы – как труп в земле. Но у Тютчева герои отторгнуты от мира и осуждены всеми. * “У Пушкина же братья знают и помнят, кому отдавать меч, а свободный глас (пусть и не самих людей, вышедших на Сенатскую площадь, а поэта) проходит сквозь мрачные затворы”. (Николай Лысенко) * В первом стихотворении есть фраза: “И меч его вас поразил”. А во втором: “И братья меч вам отдадут”. В первом какой-то ужас во фразе – меч поражает. А во втором, наоборот, мужество. (Татьяна Бебчук, 6-й класс, школа № 2007, г. Москва) * В обоих стихотворениях присутствует тема меча. Но в “14 декабря 1825 года” меч – орудие кары, привилегия самодержавия, приносящего дерзких в жертву закону, орудие убийства, вестник страдания и забвения. В стихотворении Пушкина меч является счастливым избавлением. (Наталия Поляничева, 9-й класс, ЦО № 57, г. Москва) * В стихах упоминается слово меч, но у А.С. Пушкина это символ чести и дворянства, а у Тютчева это оружие и символ царской власти. (Виктория Душинская, 10-й класс, школа № 1, г. Астана) *** В обоих стихотворениях говорится о мыслях и чувствах заговорщиков, но если Тютчев подчеркивает безрассудство и гибельность декабристской мысли, то Пушкин – дум высокое стремленье – не правоту, но желание общего блага. Тютчев пишет о надежде на успех – тщетном упованье. * В первом стихотворении нет никаких проблесков надежды, используются “тяжелые” эпитеты: скудный, на вековой громаде льдов, зима железная. (Кирилл Михайлов, 10-й класс, школа № 1514, г. Москва) *** Пушкин же – о надежде на освобождение, возвращение с каторги. Не стоит только толковать последнюю строфу пушкинского стихотворения в духе советских историко-революционных фильмов: стражники прежнего режима оттеснены, восставшие врываются в тюрьму, распахивают двери темницы, и счастливые бывшие узники, братски обняв освободителей, принимают из их рук оружие для продолжения борьбы. У Пушкина в финале торжествуют не борьба и мятеж, а любовь и дружество. Мрак и холод этого стихотворения побеждаются горячими человеческими чувствами: последовательно названы слова верная сестра, надежда, бодрость, веселье, желанная пора, любовь и дружество, свободный глас, свобода, радостно, братья. * Тютчев жалеет, но не ободряет, а наоборот, призывает понять свою безрассудность, Пушкин же вселяет надежду на будущее. (Полина Корнеева, 8-й класс, школа № 1583, г. Москва) * Стихотворение Тютчева насыщено глаголами в прошедшем времени – действие забыто. Пушкин использует глаголы в будущем времени – надежда на будущее. (Софья Пожалостина, 8-й класс, школа № 1514, г. Москва) * Стихотворение Тютчева заканчивается пустотой – от декабристов ничего не осталось (не осталось и следов), в то время как Пушкин выводит свое стихотворение к свету. (Ростислав Амелин, 11-й класс, школа № 179, г. Москва) Н.А. ШАПИРО |