ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
5-й класс
Работа с текстом как средство обогащения словарного запасаСловарный запас наших учеников постоянно расширяется вне школы (общение со взрослыми, чтение книг и газет, просмотр кинофильмов, слушание радио- и телепередач) и в школе (общение с учителями и одноклассниками, изучение любого учебного материала). Каждый предмет дает возможность детям овладеть специальной лексикой и фразеологией. Но особую роль в обогащении словарного запаса учеников играют уроки русского языка, на которых планомерно ведется работа над общеупотребительными словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам. На своих уроках я старюсь ставить такие цели: во-первых, разъяснять незнакомые детям слова, следить за точным употреблением слов; во-вторых, развивать у детей умение употреблять слова в зависимости от стиля и типа речи; в-третьих, заменять диалектные и просторечные слова на эквивалентные им единицы современного языка. Содержание работы по обогащению словарного запаса учащихся определяется: 1) лексикой упражнений учебников; 2) текстами изложений; 3) необходимостью использовать определенную лексику в сочинении на заданную тему; 4) работой со словарями. Кроме того, особенно в 5-м классе детей необходимо заинтересовать – только интерес гарантирует успех в работе. Мне помогла в этом книга В.Н. Светлышевой и О.А. Давыдовой “Русский язык. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5–7-е классы” (М.: Дрофа, 2002). Как я с ней работаю? Что помогло заинтересовать пятиклассников? Как происходит обогащение словарного запаса детей? На все эти вопросы я попытаюсь ответить. Суть работы состоит в следующем: из сборника я беру тексты вместе со словами для справок и дополняю их заданиями. Рассмотрим пример. Текст 1 НАСТУПЛЕНИЕ ГРОЗЫ Приближался вечер, а вместе с ним в неподвижном воздухе чувствовалось томительное созревание грозы. Она ниоткуда не шла, она как бы сама собой зарождалась над амфитеатром города, среди мечетей и минаретов. Когда со скрежетом поползла вверх стопудовая якорная цепь, а затем перегруженный пароход осел ниже ватерлинии и стал медленно поворачиваться на рейде, солнце уже потонуло в грозовых тучах. Сделалось так темно, что в каюте и салонах зажгли электричество. Из люков дохнуло горячими запахами кухни и машин. Слова для справок:
Это один текст из семнадцати (по количеству учеников в классе). Задание написано на доске для всех одно, а тексты у ребят разные. На следующем уроке происходит обмен текстами, таким образом один и тот же ученик знакомится со всеми текстами. Задания могут быть разными, например, при повторении спряжения глаголов задание может быть таким: Выпишите из текста 5 любых глаголов, определите их спряжение, к каждому глаголу подберите по 1–2 однокоренных слова. На обратной стороне листа с текстом ученик пишет свою фамилию и имя, чтобы на следующем уроке ему не попался этот текст. В самом начале работы обращаем внимание детей на то, что слова, которые объясняются после текста, надо постараться запомнить, т.к. в конце работы каждый обменивается текстом с соседом по парте, чтобы проверить друг друга.
У такого вида работы много преимуществ: 1) за несколько уроков один ученик получает возможность поработать со всеми текстами; 2) работа с текстом позволяет ученику расширить свои знания; 3) словарный запас пятиклассников пополняется не только современными, но и устаревшими словами. Кроме того, ученики знакомятся с лексическими средствами выразительности русского языка; 4) возникает чувство гордости за то, что сосед по парте делает текст, с которым “я работал первый”; 5) повышается концентрация внимания, т.к. не все пятиклассники могут правильно списать текст с образца; 6) повышается орфографическая и пунктуационная грамотность учеников. В качестве средства контроля можно выбрать словарный диктант. Контроль проводится только в конце работы с блоком текстов, когда каждый ребенок поработал со всеми текстами. Опыт показал, что дети охотно включаются в работу. Увидев в моих руках тексты, ребята кричат: “Ура! Опять с текстом работаем!”. Из ответов на вопрос, почему им так нравится этот вид работы, я узнала, что при такой работе дети узнают много новых слов. Думаю, аналогичную работу можно проводить в любом классе школы, а опытный учитель найдет способ подобрать нужные тексты и разработать к ним свою систему заданий. Привожу примеры текстов со словами для справок. Текст 2 РУССКАЯ МЕРА Золотник – русская единица веса. Известна она на Руси с древнейших времен. Само название говорит о ее связи с золотом. Действительно, произошла эта единица от золотой византийской монеты – динария, весившего около четырех граммов. Золотник составлял одну девяносто шестую часть фунта. Золотниками измерялся вес золотых изделий и таких привезенных издалека товаров, как чай и перец. Недаром существовала пословица “Мал золотник, да дорог”. Слова для справок:
Текст 3 НЕБЫЛИЦА КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ Тайфун потрепал нас изрядно. Пришлось заново проконопатить борта, поставить новый рангоут и такелаж. Пришлось потрудиться на славу. Но зато все поправили. А с мачтой так просто шикарно все уладилось: выбрали небольшую пальмочку, выкопали ее вместе с корнями и поставили целиком. Сверху укрепили вантами, а в трюме насыпали земли, полили, и поднялась наша мачта. Слова для справок:
Текст 4 СЛОВА-СВИДЕТЕЛИ В Хамовниках, большом районе Москвы, рядом с современным Комсомольским проспектом, жили ткачи, вырабатывавшие хам – так называлось суровое полотно, которое шло на изготовление скатертей и покрывал. Вся их продукция поступала в государственную казну. По Кадашевской слободе получили свое название Кадашевские переулки и Кадашевский тупик. Когда-то эту слободу населяли мастера-кадаши, которые изготавливали кадушки и бочки. Слова для справок:
Текст 5 ЗАЧЕМ ТРАКТОРУ ГУСЕНИЦЫ? Стальная гусеница – это дорожка без начала и без конца. Трактор сам для себя ее расстилает и едет по ней. С двумя такими переносными стальными дорожками трактор не увязнет ни в снегу, ни в песке, ни в болоте. Стальные гусеницы составлены из многих частей, которые называются траками. Поэтому машина именуется трактором. А в ткацком станке работает челнок. Он снует между продольными нитями, протягивая сквозь них нитку. Сердце атомной станции – котел, где рождается могучая энергия. Слова для справок:
Текст 6 КВАРТЕТ В музыке квартетом называют ансамбль из четырех музыкантов или певцов. Наиболее распространен струнный квартет. Возник он еще в XVIII веке, когда музыканты-любители собирались по вечерам и играли вместе. Бывают разнообразные вокальные квартеты, в которых звучат сопрано, альт, тенор, бас. Квартетом называют и музыкальное произведение для четырех исполнителей. В сокровищницу мировой музыки входят квартеты В.Моцарта, Л.Бетховена, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича. Слова для справок:
О.В. НИЛОВА, |