Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2010

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

9-й класс

Контрольно-измерительные материалы.

Стартовая диагностическая работа по русскому языку

Работа в парах

1. Какое словосочетание неверно выделено из предложения?

Косари с тревогой поглядывали на собирающиеся у горизонта тучи.

1) Поглядывали с тревогой,

2) поглядывали на собирающиеся,

3) собирающиеся тучи,

4) собирающиеся у горизонта.

2. Найдите ошибку в согласовании.

1) На полторы недели,

2) с пятьюстами школьниками,

3) обеими руками,

4) за строящимся домом.

3. Найдите ошибку в определении способа связи между словами.

1) До проспекта Мира – согласование,

2) в полутора километрах – согласование,

3) состояние здоровья – управление,

4) работать кое-как – примыкание.

4. Определите вид связи в словосочетаниях.

1) Известный ученик,

2) первый по порядку,

3) наедине с собой,

4) отстать из-за болезни,

5) мы с товарищем,

6) по-зимнему холодно.

5. Образуйте словосочетания, соблюдая нормы сочетания слов.

Поклоняться (талант),

вера (будущее),

уверенность (будущее).

6. Найдите подлежащее в предложении:

Умение делать добро само не приходит.

7. В каких предложениях неверно выделена грамматическая основа?

8. Определите вид сказуемого.

1) Я был готов любить весь мир.

2) Ночь была свежая и светлая.

3) Тиха украинская ночь.

4) День становится жарким.

5) Брат стал инженером.

9. Укажите двусоставное предложение.

1) Споемте, друзья!

2) Чужая душа – потемки.

3) Снявши голову, по волосам не плачут.

4) Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

10. Определите тип предложения.

Вам сегодня несколько раз звонили.

11. Укажите, где должна быть запятая при сравнительном обороте.

1) За работой мы не заметили как прошло время.

2) Тополиный пух точно снежная пороша.

3) Море появилось вдали как синяя стена.

4) Никита как будто не обратил внимания на мои слова.

12. Укажите, в каком предложении выделенное слово является обращением.

1) Но вы, к моей несчастной доле хоть каплю жалости храня, вы не оставите меня.

2) Другой! Нет, никому на свете не отдала бы сердца я…

3) Поверьте, моего стыда вы не узнали б никогда…

4) Цветы, любовь, деревня, праздность, поля! Я предан вам душой.

13. В каком предложении выделенное определение обособляется?

1) Берега Лены левый и правый круты и сплошь покрыты лесом.

2) Простой народ здесь носит плетенные из легкого тростника шляпы.

3) Учитель русского языка и литературы Сергей Данилович пришел в нашу школу недавно.

4) Красное кирпичное здание с массивными воротами оказалось мебельной фабрикой.

14. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

1) Мальчик пастух заиграл на жалейке.

2) Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.

3) Первоклассница Аленка принесла ему котенка из живого уголка.

4) Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

15. Как можно продолжить предложение?

Читая Вальтера Скотта,

1) пробуждается интерес к истории,

2) лучше понимаешь историю,

3) это помогает изучать историю,

4) всегда интересно.

16. В каком предложении есть обособленные уточняющие члены?

1) Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца.

2) Лошади рванули – и Андрий шлепнулся на землю прямо лицом в грязь.

3) Она смеялась от души и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте.

4) Вечно неугомонный он считал себя законным защитником православия.

17. Чем является выделенное запятыми слово?

Так, бедняга, испугался, что слова вымолвить не мог.

18. В каком случае нарушена норма грамматической сочетаемости?

1) Слышать о том, что…

2) Показать о том, что…

3) Предупредить о том, что…

4) Осведомлен о том, что…

19. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1) Расположившись к северу от Полтавы, войска стали готовиться к решающей битве.

2) Солдаты молча чистили ружья, точили штыки.

3) Отступая, шведские солдаты чуть не сбили носилки с раненым Карлом XII.

4) Война со Швецией закончилась, спустя 11 лет после Полтавской битвы.

20. Вставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым в следующих предложениях.

1. Творить значит петь своим голосом.

2. Умелому воину зима не помеха.

3. Горы как пышные складки на богатой одежде земли.

4. Доброе слово что дождь в засуху.

5. Не правда ли, что мы краса долины всей.

21. Укажите, какое слово может быть выделено запятыми на месте пропуска в предложении:

1) оказалось,

2) оказалась,

3) занимательная,

4) необыкновенно.

22. Найдите определение, которое должно стоять после запятой в предложении:

Где-то я уже слышал этот красивый, _______ голос.

1) Мелодичный,

2) низкий,

3) женский,

4) недовольный.

23. Преобразуйте прямую речь в косвенную.

1) М.Горький утверждал: “Чудаки украшают мир”.

2) Древнеримский поэт Ювенал считал: “К ребенку до?лжно относиться с величайшим уважением”.

24. Найдите предложения, в которых есть междометия.

1) О сколько солнца в детстве я познал!

2) О камни плещется волна.

3) О я хочу безумно жить.

4) О людях говорить при жизни надо.

5) О как мне этот тихий воздух мил!

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполняя диагностическую работу по русскому языку, вы имеете право выбрать задания уровня А, Б либо В, соответствующие вашим знаниям.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания.

Определите часть речи выделенных слов.

И.С. Соколов-Микитов
(1892–1875)

Помню з_стигнувшую нас в д_роге гр_зу. Я с_дел с мат_рью в д_р_венском овине под с_ломе(н,нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр_ливного д_ждя в_ротах г_лубыми з_гзагами п_лыхала молн_я. Т_р_пливо кр_стилась мать кре(б,п)ко пр_жимая м_ня к груди. Я пр_слушивался к шуму д_ждя к тяжким р_скатам грома к грозн_му, р_зд_равшему слух треску удар_в к б_(з,с)п_койному шуршанию мышей в овся(н,нн)ой с_ломе на к_торой мы с_дели. К_гда мы п_днялись в в_ротах еще в_села алмазная сетка д_ждя а скво(с,з)ь пр_зрач(?)ные пад_ющие капли уже с_яло п_р_ливал_сь лучами летнее радос(?)ное со(?)нце. Отец (за)пр_гал (за)путавшихся в п_стромках, л_снившихся от д_ждя, н_пуга(н,нн)ых гр_зой л_шадей, (не)т_роп_ливо и бе(з,с)п_койно п_р_ступавших н_гами. Еще в_селее п_к_залась обсаже(н,нн)ая б_резами омытая д_ждем д_рога; мутные п_токи стр_мились по склонам; мн_гоцветная радуга в_села над лугом ярк_е со(?)нце бл_стело на спинах игравших сел_зенками, бодро б_жавших л_шадей. Я с_дел рядом с отцом на ко?злах гл_дел на бл_стевшую лужами, изв_вающуюся вп_реди д_рогу, на ух_дившую темную, освещен(н,нн)ую со(?)нцем и все еще грозную тучу, на столб бел_го дыма п_дымавшегося (в)дал_ке над зажже(н,нн)ым гр_зою с_раем слушал в_селые г_лоса птиц в открывающемся мне умытом, чудес(?)н_м солн_ч(?)ном мире.

(И.Соколов-Микитов)

 

Помню застигнувшую нас грозу. Я сидел с матерью в деревенском овине под соломенной крышей. В открытых, мутных от проливного дождя воротах голубыми зигзагами полыхала молния. Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к грозному, раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе, на которой мы сидели. Когда мы поднялись, в воротах еще висела алмазная сетка дождя, а сквозь прозрачные падающие капли уже сияло, переливалось лучами летнее радостное солнце. Отец запрягал запутавшихся в постромках, лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. Еще веселее показалась обсаженная березами, омытая дождем дорога; мутные потоки стремились по склонам; многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах игравших селезенками, бодро бежавших лошадей. Я сидел рядом с отцом на козлах, глядел на блестевшую лужами, извивающуюся впереди дорогу, на уходившую темную, освещенную солнцем и все еще грозную тучу, на столб белого дыма, подымавшегося вдалеке над зажженным грозою сараем, слушал веселые голоса птиц в открывающемся мне умытом, чудесном солнечном мире.

(И.Соколов-Микитов)

Словосочетания

А. Из приведенных ниже словосочетаний выпишите только подчинительные, определите вид связи.

Солнечный день, дышится легко, леса и парки, любоваться пейзажем, ребята трудятся, после уроков, любимое занятие, подготовка доклада, были заняты, урок окончен, доволен результатами, книга интересна, ради будущего, двадцать пять, упорно учиться.

Б. Измените словосочетания так, чтоб изменился вид связи.

Лисьи повадки, сельские жители, отзываться с восторгом, сделать с умыслом, серьезный разговор, откровенное признание, время перед обедом, туман перед рассветом, по-настоящему весело, говорить тихо.

В. Выпишите из текста все словосочетания. Определите вид связи в подчинительных словосочетаниях.

Небо резко дохнуло холодом, издалека начал катиться медленный и важный гром. Вихри туч опустились к земле, и хлынул торопливый ливень. Он гудел, веселился, колотил с размаху по листьям и цветам. Лес сверкал и дымился от счастья.

Односоставные предложения

А. Найдите односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

1. День ясен.

2. С утра морозит.

3. Оцепили место в двадцать пять сажень.

4. Светись, светись, далекая звезда.

5. Дивишься драгоценности нашего языка.

6. Темно. Не спится.

7. Мелколесье. Степь и дали.

8. Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

Б. Составьте схемы сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения. Определите вид каждого односоставного предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

2. Август и покатилось лето под гору.

3. Солнце уже стало низко над горизонтом и надо было торопиться.

4. Глухая ночь сгущает краски и поневоле страшно нам.

В. Напишите связный текст на тему, подсказанную М.Пришвиным, уместно используя односоставные предложения (5–7 предложений).

Это мое счастье – радоваться солнцу так сильно. А что же есть счастье вообще?

Однородные члены предложения

А. Выделите грамматическую основу предложений. Найдите и подчеркните однородные члены, укажите их связь. Расставьте знаки препинания.

М.М. Пришвин
(1873–1954)

1. Весной опять запели соловьи о верности о дружбе о любви.

2. Большую любовь и высокую дружбу мы узнали в огне на дорогах войны.

3. Искусство создает хороших людей формирует человеческую душу.

4. Все разнообразие вся прелесть вся красота жизни слагается из тени и света.

5. Русский народ смышлен и понятлив усерден и горяч ко всему богатому и прекрасному.

Б. Расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах.

1. Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

2. Везде на полях и на лесных просеках и на дорожках пар поднимается от земли.

3. Лиственные деревья осина ольха береза еще голы.

4. Берега ручьи скаты горы все потонуло в зелени.

5. Все кругом чисто и опрятно дома улицы ворота и особенно высокое осеннее небо.

В. Вставьте на место пропусков однородные и неоднородные определения. Расставьте, если нужно, знаки препинания.

1. Сквозь _________ воду видны были обтесанные камешки.

2. Широкоплечий _________ человек открыл нам дверь.

3. Бледная _________ луна освещала окрестность.

4. Широкий _________ пляж тянулся вдоль моря.

5. Полная _________ тишина заставляла напрягать слух.

Обращения

А. Найдите предложения с обращениями. Знаки препинания не расставлены.

1. Платком взмахнула у ворот моя любимая.

2. С чего начинается Родина?

3. Я вернусь к тебе Россия.

4. Любимый город может спать спокойно.

5. Ясени родную степь украсили.

6. Жизнь моя по-прежнему теки.

Б. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1. Люди мира, на минуту встаньте!

2. Не улетай лебедушка, не отцветай, черемуха.

3. Сибирь, страна прозрачных рек, окрепла ты в борьбе.

4. Мы с тобой, ветер!

5. Спой мне иволга песню пустынную, песню жизни моей.

В. Составьте предложения с обращениями.

Вводные слова

А. Найдите вводные слова и определите их смысловую группу.

1. Я пожалуй пойду.

2. Лошадь его к моему удивлению бежала очень недурно.

3. Журавль по словам охотников сильная птица.

4. Допустим мы пришлем этот вариант.

5. Разумеется я обрадовался этому предложению.

6. Дождь однако не прекращался целую неделю.

Б. Определите, в каких предложениях одни и те же слова являются вводными, а в каких – членами предложения.

1. Зима говорят в этом году будет холодная.

2. О случившемся говорят по-разному.

3. Читателю быть может уже наскучили мои записки.

4. Работа может быть закончена в срок.

5. К сожалению дорогу нам преградил ручей.

6. К сожалению его примешивалась обида.

В. Составьте две пары предложений со словами кажется, наконец, чтобы они являлись вводными словами и членами предложения.

Обособленные определения

А. Определите, чем выражено обособленное определение.

Илл. Д.А. Шмаринова
к роману “Война и мир”

1. Багряная листва, покрытая морозной росой, шуршит в аллее под моей ногой.

2. Занятия, чуждые музыке, были постылы мне.

3. Это было в Одессе августовской ночью, полной спелых звезд.

4. Ветка была покрыта большими листьями, похожими на перья страусов.

5. Море шумело, сожженное лунным огнем.

6. Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

Б. Поставьте недостающие знаки препинания в предложениях с обособленными согласованными определениями.

1. Пьер все более и более приходивший в волнение во время этого разговора встал и подошел к княгине.

2. Князь Василий похудевший и побледневший за эти дни провожал главнокомандующего и что-то несколько раз тихо повторил ему.

3. Все сделанное ее отцом, возбуждало в ней благоговение, которое не подлежало обсуждению.

4. В деревне занимаемой штабом был трактир, посещаемый офицерами.

5. Князя Андрея поразила в эту минуту перемена происшедшая в лице князя Багратиона.

6. Он был светский человек успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха.

В. Образуйте от глаголов, данных в скобках, причастия и согласуйте их с выделенными определяемыми словами. Запишите предложения, расставляя недостающие запятые.

1. Сильный ветер (направить) вниз по склону горного хребта создает значительное похолодание.

2. По степи поплыли тени облаков (пропитать) голубым сиянием луны.

3. (Размывать) весенними разливами почва не пригодна для земледелия.

4. Искусно (спрятать) в зелени гнезда птиц недоступны для хищников.

5. (Грузить) различной снедью телега приближалась к рынку.

Обособленные обстоятельства

А. Выделите обособленные обстоятельства. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Петя посидел несколько времени в избе радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. (Л.Толстой)

2. Долго после этого Петя молчал прислушиваясь к звукам. (Л.Толстой)

3. Лошадь набежав на тлевший в утреннем свете костер уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. (Л.Толстой)

4. Выехав на просеку по которой видно было далеко направо, Денисов остановился. (Л.Толстой)

5. Долго стояла Оксана раздумывая о странных речах кузнеца. (Н.Гоголь)

6. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями молчаливо одобряя их. (Л.Толстой)

Б. В каких предложениях деепричастия и деепричастные обороты не обособляются? Почему? (Дать краткие объяснения.)

1. Она слушала затаив дыхание.

2. Он молча повесил шинель на гвоздь.

3. Лена нарочно дожидалась стоя на мостике.

4. Два человека готовились к косьбе загодя.

5. Мы построились в длинную шеренгу час спустя.

6. Мы не спеша шли по осеннему лесу.

В. В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки при обособлении уточняющих членов предложения? Исправьте эти ошибки.

1. Однажды, уже в сентябре мы получили письмо.

2. Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха.

3. Идут мальчики по двое тихо-тихо.

4. Несмотря на хмурый день океан, как всегда, был спокоен.

5. В отличие от журавля, цапля плохо привыкает к человеку.

6. Слово биография то есть жизнеописание имеет иностранное происхождение.

А. Расставьте знаки препинания.

1) Псари кричат Ахти ребята вор.

2) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так Друзья к чему весь этот шум.

3) Приплыла к нему рыбка спросила Чего тебе надобно старче.

4) Князь тихо на череп коня наступил и молвил Спи друг одинокий.

Б. Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) …! – прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покоренных игрой актрисы.

2) … – открывая митинг, четко и убежденно начал бригадир – …!

3) … – вежливо спросил прохожий – …?

В. Запишите предложения с прямой речью, поставив слова автора в середине прямой речи.

1. Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее Писал М.Горький
2. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. Советовал Л.Толстой
3. Побеждать – глупейшее занятие. Не победить, а убедить – вот что достойно славы Говорил В.Гюго
4. История души человеческой, хоть бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа Писал М.Лермонтов

Продолжение следует

Е.Ю. КУЛАКОВА,
гимназия им. Ф.К. Салманова,
г. Сургут

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru