ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
9-й классСжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языкуИзложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учеников, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, т.е. воспроизведению его в форме изложения. В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно-композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание. Воспроизвести авторскую речь (типы речи, стиль, особенности лексики и грамматического строя речи) помогает языковой разбор текста. При его проведении рассматриваются наиболее выразительные слова и конструкции, важные для передачи темы и основной мысли высказывания; на основе анализа структуры текста определяется схема его строения (выявляется, из каких типовых фрагментов – повествование, описание, рассуждение – состоит изложение), определяются способы связи предложений; выделяются микротемы (очень важно, чтобы ученики запомнили, что количество микротем в экзаменационной работе должно соответствовать их количеству в прочитанном тексте!), составляется план текста; выявляются стилевые особенности высказывания, его жанровая специфика. Особое внимание обращаем на то, что мы пишем сжатое изложение. Девятиклассники должны овладеть методикой использования разных способов сжатия информации: удаления деталей (несущественных для понимания основного содержания), обобщения (несколько слов, обозначающих видовые понятия, могут быть заменены одним, обозначающим общее для них родовое понятие), объединения (например, два или несколько предложений могут быть объединены в одно). В процессе подготовки к экзамену можно использовать сборники тренировочных заданий (варианты ГИА по русскому языку). Подготовительная работа такого рода поможет школьникам успешно справиться на экзамене с частью С1. Возьмем в качестве примера текст из сборника С.И. Львовой и Т.И. Замураевой “ГИА – 2010. Русский язык. Тренировочные задания”.
Перед нами текст, относящийся к публицистическому стилю, что легко определить по наличию в тексте общественно значимой информации (проблема жестокого обращения с животными) в сочетании с одновременным воздействием на читателя или слушателя – побуждением его к защите братьев наших меньших. Для высказываний публицистического стиля характерны образность, эмоциональность, оценочность и призывность, а также соответствующие им языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения). Они тоже есть в тексте изложения (добрые глаза, “царь природы – человек”, “…создания, которые способны любить, страдать, чувствовать так же, как и мы”; “пора бы одуматься, человек!”). Если говорить о жанре текста, это проблемный очерк; в нем ставится этический вопрос, к решению которого автор пытается привлечь своих читателей. Текст разбит на четыре абзаца, микротема каждого логически связана с микротемами других частей текста. В первом абзаце автор без использования оценочной лексики описывает своеобразный “зоопарк” курортных фотографов; во втором говорится, что защитники животных в г. Сочи выступают против таких “зоопарков”, называется причина безуспешности попыток остановить жестокое обращение с животными – отсутствие закона; в третьем эмоционально рассказывается о конкретном случае жестокого обращения с маленькой обезьянкой; в четвертом содержится призыв: “Пора бы одуматься, человек!”. Четвертый абзац по типу речи является рассуждением, элементы рассуждения есть и во втором абзаце; в первом и третьем абзацах находим элементы описания; в целом же первый, второй и третий абзацы представляют собой повествование. Девятиклассники должны четко знать признаки трех типов речи: повествования (рассказ, сообщение о каких-либо событиях в их временно?й последовательности), описания (словесное изображение какого-либо явления, предмета с перечислением его признаков), рассуждения (доказательство или объяснение какого-либо положения, мысли) – и определять их при прослушивании высказывания, находя соответствующие им языковые особенности. При составлении плана данного текста учитываем, что он состоит из четырех довольно объемных (из нескольких предложений) абзацев. План, соответственно, может состоять из четырех пунктов, каждый из которых является выражением конкретной микротемы. Возможный план: 1. “Зоопарк” у фотографов черноморских курортов. 2. Почему требования защитников животных в России не выполняются? 3. Эпизод с маленькой обезьянкой. 4. “Пора бы одуматься, человек!”. При написании изложения помним, что в нем должно быть не менее 90 слов, но и слишком увеличивать их количество тоже не следует: это сжатое изложение. В каждом абзаце используем различные способы сжатия текста. Так, например, в первом абзаце можно использовать и удаление, и обобщение, и объединение. Абзац может получиться таким: Раньше в Сочи можно было сфотографироваться на фоне пальм или интересных строений, позже – на фоне кукол и масок, а теперь – вместе с различными животными, в том числе экзотическими. Такой “зоопарк” можно сегодня увидеть на любом черноморском курорте. Второй абзац при сокращении может выглядеть так: Сочинские защитники животных и общественные организации выступают за то, чтобы запретить фотографам использовать животных в своем “бизнесе”, но безуспешно: нет в российском законодательстве статьи, предусматривающей наказание за неправильное содержание животных или за жестокое обращение с ними. Обратим внимание учеников на то, что высказывание дается от первого лица (это отчетливо проявляется в третьем абзаце). Если в задании не указано, что изложение пишется с заменой первого лица на третье (как правило, этого указания нет), то сохраняется грамматический строй прочитанного текста. Тем не менее исключать такое задание нельзя, поэтому при необходимости в рассматриваемом высказывании местоимение я можно заменить на лексемы автор текста, С.Симонов он. Если автором текста является известный школьникам писатель, публицист или ученый (например, в рассматриваемом сборнике приводится отрывок из художественного произведения российского детского писателя Владислава Крапивина; в некоторых сборниках есть в качестве текстов для изложения отрывки из статей известного филолога, академика Д.С.Лихачева), можно добавить слова: писатель, автор многих книг для юных читателей, журналист, ученый и др. Третий абзац можно оформить следующим образом: Я помню эпизод жестокого обращения фотографа с маленькой обезьянкой. Несчастное животное, гремя цепью, вырвалось из рук мучителя, подбежало ко мне и доверчиво прижалось. Не хотелось расставаться с обезьянкой, но хозяин забрал беззащитное существо, чтобы использовать его в своем прибыльном деле. Четвертый абзац очень важен для понимания главной мысли текста. Он строится по типу рассуждения: здесь автор эмоционально высказывает свое отношение к поднятой проблеме. Последний абзац может быть таким: Необходимо понять, что человек не центр Вселенной, рядом с ним живут существа, способные любить и страдать. О них нужно заботиться. Одумайся, человек! В сборниках, содержащих тренировочные варианты ГИА по русскому языку, есть критерии оценки изложений. Ими учащиеся должны руководствоваться при написании работы. Хотелось бы, чтобы эта статья также послужила подспорьем при подготовке к экзамену. Успехов ученикам и, конечно, моим коллегам! Л.В. ТОРОПЧИНА, |