Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2010

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

 

Развивающая технология “ИнтеллекТ”
на уроке русского языка

Примеры заданий в 5–8-х классах

Образовательная развивающая технология “ИнтеллекТ”, созданная доктором педагогических наук, профессором М.А. Зигановым, помогает решить задачу, поставленную перед учителем русского языка, – гармонично сочетать обучение и развитие ребенка.

Опираясь на государственные программы и учебники, технология “ИнтеллекТ” способствует наиболее успешному усвоению материала и, кроме того, делает школьную жизнь ребенка успешной и интересной, помогает формированию необходимых умений и навыков, развивает личность каждого.

Что такое технология “ИнтеллекТ”? Это развитие речевых навыков (чтения, письма, слушания, говорения) и психических качеств (памяти, мышления, внимания, воображения) в рамках того или иного предмета.

К урокам русского языка мы стараемся подготовить обычные обучающие задания, но придать им характер развивающих. Поэтому в рамках концепции развивающей технологии “ИнтеллекТ” предмет русский язык приобретает новые качества.

Для каждого учителя ученик не объект для обучения и воспитания, а самоценная личность, и наша задача – развивать внутренний потенциал каждого ребенка, раскрывать заложенные природой способности, помогать ему самореализоваться. Один из методов осуществления такого личностно-ориентированного подхода – разноуровневый характер обучения. К урокам русского языка учитель готовит развивающие задания по трем уровням сложности (а, в, с). Сильный ученик выходит за рамки школьной программы, выполняя задания повышенной сложности, а слабый ученик способен овладеть минимумом знаний. Развивающие задания представляют собой не просто отдельный набор примеров, а связные тексты, насыщенные нужным грамматическим материалом.

На каждом этапе обучения (в каждом классе средней школы) у ребенка востребованы определенные качества и навыки. Поэтому в течение четырех лет мы в Ломоносовской школе работаем над развитием определенных качеств (см. таблицу).

Таблица

Класс Развиваемые качества и навыки
5-й класс Избирательность внимания.
Устойчивость внимания.
Долговременная память.
Воображение
6-й класс Переключаемость внимания во время письма.
Переключаемость внимания во время слушания.
Долговременная память
7-й класс Системность мышления.
Структурность мышления
8-й класс Переключаемость внимания.
Системность мышления в рамках одной темы.
Кратковременная память

Предлагаем познакомиться с примерами заданий по русскому языку в 5–8-х классах.

5-й класс

В 5-м классе, когда ребята адаптируются к условиям средней школы, мы даем задания, развивающие внимание в различных его проявлениях – избирательности, переключаемости, устойчивости.

Программа 5-го класса по русскому языку рассчитана не только на освоение определенного набора орфограмм. Важно научить узнавать изучаемые орфограммы, без чего невозможно развивать орфографическую зоркость. Избирательность внимания – способность выделить из многих слов нужные орфограммы – поможет овладеть осмысленным грамотным письмом. Этот навык – залог успеха при выполнении тестовых заданий, с которыми школьники столкнутся на ЕГЭ.

Задания, направленные на развитие избирательности внимания

Представлены в формате .pdf

7-й класс

Задание, направленное на развитие умения рассуждать на учебную тему

Тема: Деепричастие

Уровень А

Задание. Прочитайте список понятий по теме “Деепричастие”. Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Перескажите его своему соседу по парте, стараясь соблюдать последовательность изложения. Каждое утверждение иллюстрируйте примерами.

Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, совершенный вид, несовершенный вид, неизменяемость, что делая, что сделав?, обстоятельство, суффиксальный способ образования, суффиксы -а- (-я-), -ши-, -вши-, -в-, -учи- (-ючи-), деепричастный оборот, зависимые слова.

Уровень В

Задание. Прочитайте список понятий по теме “Деепричастие”. Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Перескажите его своему соседу по парте, стараясь соблюдать последовательность изложения. Текст иллюстрируйте примерами.

Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, вид, неизменяемость, возвратность, вопрос, синтаксическая роль, способ образования, при помощи суффиксов, деепричастный оборот, зависимые слова.

Уровень С

Задание. Прочитайте список понятий по теме “Деепричастие”. Пользуясь ими, составьте учебный текст. Проговаривая текст про себя, составьте план вашего ответа и запишите на свободных строчках.

Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, вид, неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль, способ образования, при помощи суффиксов, деепричастный оборот, зависимые слова.

8-й класс

Задание на развитие мышления

Время выполнения задания – 2 мин.

Задание. Расшифруйте предложенные анаграммы (лингвистические понятия) и запишите слова, которые у вас получились. Найдите среди них лишнее слово и письменно объясните свой выбор.

Касикел, фекинота, скалиситит, фомарем, цатупикуня, ситанскси.

Задание, направленное на развитие навыка слушания

Тема: Однородные члены предложения

Задание. Прослушайте текст, в котором сделаны смысловые ошибки, и заполните таблицу, сформулировав правильный ответ.

Однородными являются такие обособленные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову. В предложении они являются одним и тем же членом предложения. Однородные члены предложения равноправны, независимы друг от друга. Они между собой соединены сочинительной или подчинительной связью. Сочинительная связь между однородными членами выражается с помощью интонации и сочинительных союзов: и, а, но, или, что, как, не только – но и… На письме однородные члены предложения разделяются запятой, если они повторяютеся, а также если они двойные. Запятая не ставится только перед союзом и.

Поселок Якша на берегу реки Печоры

http://caas.ru

Иногда при однородных членах употребляются обобщающие слова. Они иногда являются теми же членами предложения, что однородные члены, которые они сопровождают. Обобщающее слово может стоять перед однородными членами, и тогда после обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. Бывают случаи, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, тогда перед ним ставится тире.

Ключ к заданию:

Смысловые ошибки Правильный ответ + / –
Однородными являются такие обособленные члены... Однородными являются такие члены...  
Они между собой соединены сочинительной или подчинительной связью Они между собой соединены сочинительной связью  
Сочинительные союзы: и, а, но, или, что, как, не только?– но и Сочинительные союзы: и, а, но, или, не только – но и  
Запятая не ставится только перед союзом и... Запятая не ставится только перед одиночным союзом и...  
…разделяются запятой, если они повторяются, ...разделяются запятой, если они соединены повторяющимися союзами  
..., а также если они двойные ?а также запятая ставится перед второй частью двойных союзов  
Обобщающие слова иногда являются теми же членами предложения, что однородные члены Обобщающие слова всегда являются теми же членами предложения, что однородные члены  

Заключение

Более точное представление о том, какова система работы на уроках русского языка с использованием технологии “ИнтеллекТ”, может дать знакомство не с отдельными заданиями, а со сборниками упражнений, где задания расположены в строгой последовательности согласно календарно-тематическому плану.

И все же хочется подчеркнуть принципиальную важность некоторых упражнений для учеников.

Так, задания, направленные на развитие мышления, способствуют более глубокому осмыслению материала, они учат анализировать и обобщать изучаемый материал, строить логические цепочки, устанавливать взаимосвязи между лингвистическими явлениями, готовят ребят к элементарной исследовательской работе.

Обыкновенный ворон. Corvus corax
http://ru.wikipedia.org

Задания, направленные на развитие внимания и памяти, помогают быстро и эффективно сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки, совершенствуют практическую грамотность.

Особое значение имеют задания по тезаурусу: они помогают систематизировать и обобщить изученный по теме материал, формируют способность свободно пользоваться терминами, что является показателем прочных знаний по теории русского языка.

Учителю такие упражнения дают возможность проверить глубину и качество усвоения той или иной темы, объективно оценить знания и построить работу так, чтобы в короткий срок пробелы в знаниях учащихся были ликвидированы.

Т.Н. МАКАРОВА,
Ломоносовская школа,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru