МАРАФОН-2010
6-й класс
Имя числительное. ПовторениеИнтегрированный урокЦели: образовательная – систематизировать изученное о значении, правописании и синтаксической роли числительного; развивающая – развивать языковое чутье и орфографическую зоркость; совершенствовать внимание, мышление, память; воспитательная – воспитывать интерес к истории края и малой родины. Задача урока: а) расширить знания об имени числительном на примере сведений из исторического прошлого; б) научить находить изученную часть речи в тексте; в) обосновывать правильность выбора орфограмм при написании числительного; г) научить использовать числительное в речи. Оборудование: карты-схемы городов; гербы городов; тексты для проекции. Предварительная подготовка Класс разделен на группы. Каждая из них находит сведения об истории городов для определенного этапа урока. Ход урока 1. Приглашение в путешествие. После записи темы и даты ребятам предлагается вместо слов “Классная работа” записать: “Путевой лист экскурсовода…” (свою фамилию и имя каждый ученик записывает в родительном падеже). Учитель рассказывает о работе с путевым листом после фронтального опроса. – Сегодня мы совершим заочную образовательную экскурсию по городам Краснодару и Тимашевску. В классе есть все необходимое для этого: схемы и виды городов. Мы поговорим о географическом положении городов, о прошлом, пройдем по современным улицам. И вы еще раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. 2. Фронтальный опрос – повторение. Проекция карты. Заранее подготовленный к роли экскурсовода ученик читает текст об основании городов. Наш край казаки-черноморцы заселили в конце XVIII века. К 1794 го?ду построили город Екатериноград и 40 куренных поселений, нынешних станиц. Тимашевский курень был основан в 1794 году. 7 декабря 1920 года Екатериноград переименовали в Краснодар. Столице Кубани уже 216 лет. Краснодар – один из лучших городов России. Учитель. Пожалуй, все, с чего начал свой рассказ экскурсовод, мы знаем. Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном. – Какие бывают числительные по значению и составу? – Чем отличаются количественные числительные от порядковых? Теперь начнем заполнение данных вам путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания “существительное + числительное” занесите в нужные графы таблицы, записав каждое число прописью. – Как склоняются порядковые числительные? (Устно склоняется указанный учителем пример из таблицы.)
3. Работа с медиапроектором и таблицей. Казаки селились по берегам рек. Екатериноград основан на берегу реки Кубань. Тимашевск расположен на берегах реки Кирпили. Послушаем рассказ экскурсовода об этих реках. (На экране – проекция местности и текст.) Ученик продолжает читать. Река Кубань берет начало у подножия горы Эльбрус. Сначала она впадала в Черное море, пока в 1919 году местные жители не прорыли канал от Кубани к Ахтанизовскому и Курчанскому лиманам с целью их опреснения и вся масса воды не пробила новое русло. С тех пор воды Кубани впадают в Азовское море. Длина реки – 870 километров. Кубань принимает около 14 тысяч притоков, более 10 тысяч из них протекают по территории края. На реке Кубань наблюдаются ежегодные паводки. Наиболее сильные были в 1795, 1817, 1845, 1931, 1932, 1954, 1956 годах. Кирпили берет начало в 7 километрах от станицы Ладожской. Она впадает в Каспийский лиман в 10 километрах от станицы Степной. Длина реки – 202 километра, площадь бассейна – 3431 километр. Учитель. Сделайте вторую запись в таблице, внеся в нее три словосочетания “существительное + числительное” из текста. – В каких числительных пишется мягкий знак в середине? Приведите примеры из текста. – Произведите морфологический разбор числительного 10. 4. Экскурсия по улицам городов. А теперь мысленно перенесемся на улицы городов. Они утопают в зелени деревьев, образующих тенистые аллеи. Проходя по улицам, мы даже не задумываемся о том, что 200 лет тому назад здесь были болота, росли высокие буйные травы, кишмя кишели комары. В Краснодаре сейчас насчитывается около 900 улиц и переулков. Есть улицы, в названиях которых содержатся имена числительные: ул. 40 лет Победы, ул. 30-й Иркутской дивизии, ул. 21-го Партсъезда, ул. 2-я Пятилетка и др. Если посмотреть на карту нашего города, можно тоже увидеть улицы, в названиях которых есть числительные: 8-го Марта, 2-я Заводская, 50 лет Октября, 70 лет Октября. – Письменно просклоняйте словосочетания: 900 улиц (1-й вариант), 200 лет (2-й вариант). 5. Продолжение экскурсии. Наша экскурсия продолжается. (Текст читает ученик-экскурсовод.) В дошедших до наших дней документах, относящихся к 1874 году, сказано, что население Екатеринограда составляло 8 тысяч человек. Сейчас оно возросло до 779 тысяч. Население Тимашевского куреня было по сравнению с Екатериноградом небольшим. В 1842 году, когда курень был переименован в станицу, оно составляло около 1000 человек. В наши дни в городе проживает 51 тысяча человек. Вместе с ростом населения расширялась и территория края. – Определите стиль только что прослушанного текста. – Что это за территория: 43 тыс. кв. км Дании + 34 тыс. кв. км Голландии + 2,6 тыс. кв. км Люксембурга + 1,5 тыс. кв. км Монако + 4,5 тыс. кв. км Ватикана + более 3600 кв. км? (Это территория Краснодарского края.) – А сколько километров составляет территория Тимашевского района? (1,5 тыс. кв. км.) – В какую графу путевого листа мы запишем 1,5 тыс. кв. км? Сколько падежных форм имеет это числительное? – Как склоняются дробные числительные? 6. Собирательные числительные. Интересна история доставки писем из Екатеринограда в Тимашевск. – Послушайте рассказ экскурсовода и найдите в тексте числительные, о которых мы еще не говорили. – Численность населения Тимашевска постепенно возрастала. Нужно было организовать почтовую связь с Екатериноградом. До 1912 года из Тимашевска в Екатериноград 2 раза в неделю выезжал за почтой специальный человек. Письма клали в станичном правлении в шкафчик – витрину. В 1912 году образовалось почтово-телеграфное отделение. В базарный день почтовый работник выходил с письмами на площадь и зачитывал фамилии адресатов. Жители группами по 3–4 человека подходили получать письма. В 1913 году доставка писем ускорилась, так как был введен в строй первый участок железнодорожного пути Екатериноград – Тимашевская. Оба города к этому времени уже имели улицы с названиями, поэтому получать письма адресатам было гораздо удобнее. – Запишите в путевой лист в нужную графу числительные трое, четверо. – С помощью чего образуются собирательные числительные? – Приведите примеры словосочетаний с собирательными числительными. – Что вы можете рассказать о собирательном числительном оба (обе)? 7. Склонение числительных от 50 до 80 и числительного 90. В наши дни доехать от Тимашевска до Краснодара можно быстро и легко. Расстояние в 70 километров современные автомобили преодолевают за один час. Некоторые добираются быстрее, так как максимальная разрешенная скорость движения по трассе составляет 90 километров в час. – Скажите, какие вопросы “спрятаны” в тексте, который я только что прочитала? (О склонении числительных от 50 до 80 и склонении числительного 90.) Запись в путевом листе: склонение числительных 70 и 90. 8. Работа с использованием символики Краснодара и Тимашевска. – В марте 1995 года Законодательным собранием Краснодарского края утверждены его флаг, герб и гимн. 14 июля 2004 года внесены изменения в герб Краснодарского края. В основе он имеет изображение исторического герба Кубанской области. 22 декабря 2004 года сессией Совета муниципального образования утверждены флаг и герб Тимашевского района. Рассмотрим гербы города Краснодара и Тимашевска. (Проецируются на экран.) – Укажите “спрятанные” числительные: Краснодар: 59 золотых звезд символизируют количество казачьих станиц. На четырех перекрещенных знаменах – вензеля императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Тимашевск: колос из девяти парных зерен (по числу сыновей Епистинии Федоровны Степановой (1874–1969) – женщины, особо почитаемой в Тимашевске, потерявшей в войнах всех своих сыновей. 9. Последняя запись на листе. Последняя запись в путевом листе – словарный диктант. Пассажиры, секунда, километр, одиннадцать, миллион, миллиард, бассейн, центнер, экземпляр. – Путевые листы мы сейчас сдадим на проверку диспетчеру экскурсионного бюро. Закончена наша познавательная экскурсия, в ходе которой мы не только многое узнали о Краснодаре и Тимашевске, но и систематизировали свои знания о сложной и интересной части речи – имени числительном. Домашнее задание. Подпишите открытки – поздравления с праздниками. И.Э. ЧЕПУРКОВА, |