Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №12/2010

ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ

 

“Языковая личность”писателя и читатель

Работа с ключевыми словами романа Ф. Достоевского
“Преступление и наказание”

Продолжение. См. № 11/2010

Ф.М. Достоевский.
Фрагмент гравюры
В. Фаворского

В числе ключевых слов оказалась и группа слов, служащих определениями и отражающих в этом качестве важные характеристики художественного мира Достоевского или обозначающих художественные детали, настойчиво повторяющиеся в тексте.

Странный. “Я нашла все слова с корнем “стран” в романе до пятой части. Почти в каждой главе есть слова с этим корнем. Некоторые словосочетания, включающие эти слова, употребляются по нескольку раз: “странная улыбка”, “странное дело”, “странные слова”, “странный человек”, “странная мысль”, “странное совпадение”, “странное ощущение”, “странно посмотрел”.

Слово “странный” употребляется чаще всего в отношении Раскольникова (другими людьми или им самим). Хотя иногда оно относится к окружающим его людям. Я заметила необычную особенность: Раскольников называет “странными” и “помешанными” тех, кто, в свою очередь, так воспринимает его самого.

Например, Свидригайлов прямо в глаза Раскольникову сообщает, что считает его странным, правда, может быть, и в положительном смысле, сопоставляя его с собой; ведь и в свой адрес он употребляет слова “странно”, “странность” и т.п. Раскольников же, напротив, при матери и сестре называет Свидригайлова “помешанным”, “странным”, “с дурными намерениями”.

Соне Мармеладовой Раскольников тоже кажется странным, необычным, а может, и сумасшедшим, тогда как он называет ее в мыслях своих “юродивой”.

Можно найти употребление слова “странный” по отношению к Лизавете, Разумихину, Порфирию Петровичу, Катерине Ивановне, Настасье, Зарницыной, Николаю, Капернаумову, по отношению к группе людей (например, к сидящим в конторе), а также по отношению к Петербургу.

Интересно, что Лужина и старуху никто ни разу не назвал странными. <…> В основном “странный” употребляется в значении “непонятный” или иногда “загадочный”. Может употребляться в значении “удивительный” и даже (мне так кажется) появляется значение “страшный”. Иногда слова “странный” и “странность” связаны с другими определениями и стоят с ними в одном ряду, тогда, возможно, они им синонимичны”.

Бледный, побледневший. “Все слова в романе с корнем бледн, которые я нашла, употребляются в прямом смысле. Чаще всего встречается описание бледного лица. Я не встретила ни одного случая, где бы слова относились к окружающей обстановке или использовались при описании природы. Герои часто бледнеют от каких-либо отрицательных эмоций, например от страха или от бешенства. У Раскольникова и у его сестры лица бледные от природы, но в описании этих героев все равно встречается глагол “побледнел”.

Часто прилагательное “бледный” соседствует с болезненностью человека: “на исхудалом бледно-желтом лице”, “с одутловатым бесцветно-бледным лицом”, “бледно-зеленые и больные лица”.

Нередко “бледный” в романе бывает рядом с “угрюмым”. Бледнеют герои также от смущения. Это прилагательное употребляется и в сравнениях: “побелел как скатерть”, “как платок” или “как полотно”, “побелел как мертвец”. Часто встречается “мертво-бледная” или “мертвенно-бледная”. У женщин бледнеют иногда щеки или губы.

Употребление этих слов достаточно важно. Они усиливают читательские эмоции, помогают воображению читателя представить картину”.

Желтый. “Желтый цвет и его оттенки встречаются в романе почти повсеместно и имеют отношение ко многим вещам: к обоям, цвету лица, волос, одежды, к золотым украшениям и др. В романе, кроме желтого, есть и другие цвета. Такие, как белый (бакенбарды Никодима Фомича или ресницы Порфирия Петровича) и даже розовый (этот цвет связан с обликом Лужина). Но желтый доминирует. Читая роман, нетрудно заметить, что все, имеющее желтый цвет, для Раскольникова так или иначе гадостно, неблагоприятно и пагубно. Желтая вода в конторе, после которой Раскольников слег, желтые обои в его маленькой комнате, похожей на гроб, они же в комнате старухи, и многое другое. Кстати, после ее и Лизаветиной смерти рабочие клеили в комнате белые обои.

С помощью детали желтого цвета Достоевский дает возможность внимательному и сосредоточенному читателю представить себе характер персонажей, окружающих Раскольникова, а также составить представление о том, как они относятся к главному герою. Причем такое представление составляется уже при первом появлении этих героев. Рыжеватые усы Ильи Петровича являются как бы знаком его недоброжелательности к Родиону Романовичу, а белые бакенбарды Никодима Фомича говорят о благодушном отношении их владельца к главному герою (что оказывается впоследствии правдой). Или Зосимов. В его внешности преобладают светлые цвета, но он носит большой золотой перстень. Его психологический портрет тоже представляется весьма положительным, но “претензия, впрочем, усиленно скрываемая, проглядывала поминутно”. Мы видим, что человек он в целом хороший, но с некоторым недостатком, на который и намекает золотой цвет кольца. Таких примеров можно привести множество и даже написать большую исследовательскую статью в литературный журнал”.

Слова, обозначающие объекты, имеющие символическое значение

Лестница. “Слово лестница имеет в романе значение, синонимичное слову дорога. Для Раскольникова, как мне кажется, лестница, ведущая из квартиры убитой старушки, является символом дороги в Преисподнюю. Возможно, с этим связано то, что Раскольников чаще изображается спускающимся по лестнице, чем поднимающимся. А cпускаясь из квартиры убитой, Раскольников трижды слышит слово черт, произнесенное преследователями; сам же он вопрошает: “Господи, что же теперь делать?”. Лестница также связана с болезненным состоянием Раскольникова. Недаром Настасья, заметив, каким слабым он становится, спрашивает: “Поди, и с лестницы не сойдешь?”. В бреду Раскольникову мерещится, что на лестнице избивают женщину.

До убийства Раскольников, лежа на диване, прислушивается к тому, что делается на лестнице. Как кажется ему, тишина, темнота и безлюдность на лестнице символизируют безопасность. После убийства в галлюцинациях Раскольников видит, что “по всем лестницам собралась толпа, слышались голоса, восклицания, всходили, стучали, хлопали дверьми, сбегались””.

Числа. “Огромную роль играют числа. Они преследуют героев на протяжении всего романа, позволяя нам лучше понять героев. Например, число тридцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, она же впервые приносит в дом заработанные 30 целковых. Все это, по моему мнению, явные намеки на 30 сребреников, как, впрочем, и то, что Марфа выкупает Свидригайлова за “30 тысяч сребреников” (так прямо в романе и говорится), а он ее предает. До 30 тысяч предлагает он Дунечке, Авдотье Романовне, с тем, чтобы она бежала с ним. Мать Раскольникова собирается прислать сыну 30 рублей. И т.д.”.

Были работы, в которых обсуждалось значение тех немногих топонимов, названия которых приведены в романе полностью, например, Сенной площади. Кроме того, в числе толкуемых “ключевых слов” романа оказались: “рассудок”, “болезнь”, “казуистика”, “черт”, “молитва”, мираж”, “тихий”, “конфузиться”.

***

Эти заметки я пишу через три года после того, как эксперимент по поиску ключевых слов в романе Достоевского закончился. Мои восьмиклассники успели вырасти, скоро станут выпускниками. За это время на уроках по истории русской литературы они успешно “прошли” роман Достоевского, и как будто бы падения интереса к творчеству писателя у них не наблюдалось. А ведь я этого боялась. Беспокоилась: не слишком ли рано они читали роман? Не наскучил ли он им?.. Но, кажется, этого не произошло. А кроме того, они уже умеют воспринимать литературное произведение в его конкретности. Подмечают отдельные художественные детали. Обращают внимание на своеобразие языка. Чувствуют авторскую интонацию. Как мне кажется, ощущают прелесть и своеобразие литературного произведения. Надеюсь, что это так.

Е.С. АБЕЛЮК,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru