Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Повторение изученного

Из нового учебника (готовится к печати) Т.А. Ладыженской, О.П. Штыркиной. Русский язык.
Учим всех и каждого весело и серьезно. 5-й класс / Под ред. Н.В. Ладыженской

В начале года повторяется большой материал: то, что создает «точки опоры» для успешного движения вперед, – опорные знания и умения. Это знания о частях слова и частях речи, правила правописания гласных и согласных в корне слова, букв е, и в окончаниях существительных и глаголов, разделительных ъ и ь, правило о написании ь на конце существительных после шипящих, о раздельном написании предлогов с другими словами. При этом ученики заучивают одно определение («что есть что» – об однокоренных словах) и восемь орфографических правил («что надо сделать, чтобы правильно написать...»). Кроме того, в процессе выполнения упражнений, т.е. практическим путем, дети вспоминают изученное по синтаксису, морфологический разбор глаголов, имен существительных, имен прилагательных (в учебнике есть соответствующие обозначения). Новым, по существу, является параграф – «-Тся и -ться в глаголах». Нужно обязательно обращаться к учебнику четвертого класса, потому что именно его материал позволяет уточнить программные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся по русскому языку в начальной школе.

Кроме того, в начале учебного года надо установить, в какой мере развиты способности учеников к усвоению предмета. В частности, во многом вхолостую пройдет повторение параграфа «Разделительные ъ и ь», если не установить в самом начале, слышат ли дети звук [й]. Предлагаем записать из диктуемых только те слова, в которых этот звук слышится: жилье, живешь, серьезно, суметь, пьеса, сагитировать, необъятный, безоблачный и т.д. Если окажется, что многие ребята ошиблись и слышат звук [й] не там, где он есть, надо прежде всего научить детей слышать этот звук. И лучше всего звучание [й] дети осознают, когда даются ряды близких, но не одинаковых по звучанию и совсем разных по значению слов, например: солю (суп) – солью (воду); сели (на стул) – съели (кашу); живем (вместе) – живьем (взяли).

Вопрос типа «Что слышим – что пишем?» постоянно будет звучать в начале года при повторении материала программы, и при целенаправленном внимании учитель выявит тех учеников, с которыми нужна дополнительная работа по развитию речевого слуха, как и у других ребят, плохо запоминающих орфографический облик слова, затрудняющихся в воспроизведении предложения и т.д. (См. об этом подробно на стр. 9–18 в главе I.)

Можно использовать аудиокомпакт-диск CD «Радионяня. Веселая грамматика», 2007, ч. 1 (авторы А.Хайт, А.Левенбук), например, для повторения темы «Тся – ться в глаголах».

Приемы повторения

Умеют ли дети повторять, могут ли контролировать свои знания и умения?

– Допустим, вы сами, – говорит учитель, – должны повторить то, что изучали в четвертом классе. Как, с чего вы начнете свою работу?

Обычно дети говорят, что они откроют учебник, найдут нужную страницу и прочитают параграф.

– Это не совсем правильно. Разберемся. Например, мы сегодня должны вспомнить, какие слова называются однокоренными. Кто может привести примеры? Кто помнит определение?

Или:

– Я записала на доске ряд слов. Как вы думаете: для чего? Что мы вспомнили?

– Теперь откройте учебник на стр. ... . Прочитаем хором определение. (Оно выделено особым шрифтом и особыми знаками.)

– Какие вопросы можно поставить к этому определению? (Какие слова называются однокоренными? Что такое однокоренные слова?)

– Как можно иначе его сформулировать? (Однокоренными называются (являются) ...; Однокоренные – это слова ... .)

– Кто приведет примеры и объяснит их?

• Записывать однокоренные слова на этом этапе можно:

в столбик

друг         дружный

недруг      дружить

подруга    дружба

дружище  содружество

или как на рисунке

– Итак, при повторении, – подчеркнет учитель, – мы вначале пытаемся сами вспомнить, что мы изучали, что мы знаем о чем-то, иногда вначале мы вспоминаем примеры, а потом определение. И только после этого проверяем себя по учебнику. Чтобы лучше усвоить определение, мы пытаемся задать к нему вопросы и построить его несколько иначе, но так, чтобы оно было таким же точным, как в учебнике. Затем приводим примеры и объясняем их.

Учить читать учебник

В начале года закладывается умение самостоятельно работать с учебной книгой. Для этого проводится урок (вернее, фрагмент урока) «Познакомимся с учебной книгой (с учебником)», когда дети, листая учебник и рассматривая его, выделяют в нем справочный аппарат (например, «Толковый словарь», словари «Произноси правильно», «Пиши правильно», различного рода «Памятки»), учатся ориентироваться в оглавлении и алфавитном указателе (если он имеется), рассматривают титул, форзацы, знакомятся с условными обозначениями, принятыми в учебнике. (См. § 3 в учебнике Т.А. Ладыженской и др. М., 2007.)

Однако это только первый этап – этап ознакомительного чтения, общей ориентировки в книге. Необходимы специальные усилия, чтобы научить детей извлекать нужную информацию из учебной книги, и прежде всего надо научить видеть эту информацию и осмысливать ее. Это этап, когда мы учим школьников приемам изучающего чтения (см. стр. 7 учебника).

Рассмотрим некоторые приемы этой работы. Возьмем один из параграфов (допустим, § 8 учебника Т.А. Ладыженской и др.).

– Как называется параграф, прочтите про себя. Вслух скажите, что мы сегодня будем вспоминать.

– Параграф называется «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова». Мы будем вспоминать, как можно проверить, какую гласную надо написать в корне слова, если она безударная. Для этого нужно знать правило.

– Прочитаем текст, отмеченный цветной вертикальной линией. О чем в нем говорится?

Безударная гласная в корне слова на письме проверяется ударной гласной в этом же корне.

Изменение слова и подбор однокоренных слов – два способа проверки написания безударных гласных в корне слова.

– В первом предложении кратко сообщается, что безударную гласную в корне слова можно проверить ударной гласной в том же корне.

– А о чем говорится во втором предложении?

– Что есть два способа проверки: изменить слово или подобрать однокоренные слова.

– Теперь обратимся к самому правилу на стр. 16. Почему оно выделяется цветом?

– Чтобы мы сразу увидели правило, лучше запомнили.

– Что же нового вы узнали из этого правила?

– В нем подробно говорится, что надо делать, чтобы узнать, какую безударную гласную надо написать в корне слова. В правиле говорится не просто – измени или подбери слово, а есть, мне кажется, важное указание – «чтобы проверяемая гласная была под ударением».

– Теперь скажите, как шрифтом выделены две части этого правила (одна часть – теоретическая жирным шрифтом, вторая – примеры с обозначением орфограммы – курсивом).

Далее учитель дает объяснение того, что написано курсивом, подчеркивая, что письменно именно так, по этому образцу, ребята будут обозначать орфограмму № 1 в своих тетрадях, – в том числе когда будут проводить работу над ошибками.

Аналогичным образом анализируется выделение цветом и шрифтом трудных в орфографическом отношении слов на полях (или в рамках), обозначение для разборов и т.д. Но главное направление – учить детей вдумчивому, осмысленному чтению с помощью постановки вопросов – самому себе.

Чтобы ученики усвоили и смогли воспроизвести формулировки определений и правил, важно научить детей осознавать их структурно-смысловые части.

– Сегодня мы вспомним орфографическое правило, которое вы хорошо знаете. Прочитайте его про себя (стр. 22).

– А теперь проанализируем текст правила. Прочитайте ту часть правила, в которой содержится нечто новое для вас, новая информация. (Для учеников это часть об исключениях из правила.)

– О каких гласных буквах говорится в правиле? (О гласных и, у, а).

– Что же утверждается в правиле? (После шипящих ж, ч, ш, щ пишется и, у, а).

– Почему в правиле говорится не только о том, что пишется, но и о том, что не пишется? (Потому что речь идет только о трех гласных – и, у, а, где может быть набор букв: и или ы; у или ю; а или я. Выбор других гласных букв подчиняется другим правилам. Например, когда писать и, а когда е в окончаниях глаголов, существительных и прилагательных: скачет (е), вскочит (и), без дач и(и), о дач е(е) и т.д. Данные разъяснения важны не только потому, что они предупреждают возможные ошибки, но и потому, что «вписывают», «вводят» данное правило в систему правил о гласных после шипящих).

– Попробуем сформулировать это правило с помощью слова если. Я начинаю: «Гласные и, у, а пишутся всегда, если они...» (стоят после шипящих). Но есть исключения, это три слова: брошюра, жюри, парашют.

– Как обозначается эта орфограмма? (Орфограмма здесь – гласная буква – подчеркивается одной чертой; условие ее написания и опознавательный признак – шипящая – двумя; при словах-исключениях пишется в скобках сокращенно искл.).

– Как можно озаглавить правило? (Так же, как назван параграф учебника; заголовок типа «Гласные после шипящих» неточный.)

Правило правописания непроизносимых согласных завершает ряд правил, где ученик пользуется проверочным словом. Оно и строится аналогичным образом, поэтому его анализ значительно облегчен.

– О чем речь идет в правиле? Или: о каком случае написания говорится в правиле?

– Какой способ определения написания рекомендуется? (Подбор проверочного слова.) Или: когда (в каком случае) пишется непроизносимая согласная? (Что утверждает правило?)

– Какое проверочное слово подбирается в этом случае?

– Какие два известных вам правила можно легко объединить в одно? Почему?

Некоторые правила требуют критического осмысления текста, например, правило на стр. 39.

– Нужна ли в правиле о мягком знаке после шипящих на конце слова у существительных вторая часть этого правила («У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется»)? («Нет»; «Не очень...»; «Для тех, кто сомневается, кому непонятна первая часть»; «Все понятно из первой части, если вдуматься...».)

Итак, при анализе текста правила выделяются его структурно-смысловые части: постановка вопроса (проблемы); рекомендация, как действовать; обозначение орфограммы на письме.

Для того чтобы дети осмыслили эти части, их необходимость, советуем проделать следующее:

1) вначале хором прочитать правило (например, о непроизносимых согласных) под руководством учителя;

2) затем провести чтение по частям: читается (по учебнику) часть, в которой содержится вопрос-проблема («Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных...»); затем читается часть, в которой даются совет, рекомендация, как надо поступить. Теперь объясняем, когда же в проверочном слове согласный произносится отчетливо (чаще всего тогда, когда после него идет гласный звук). Последнее задание: связно объясняем обозначение орфограммы на письме. Приведем пример: «В слове поздний есть непроизносимый согласный [д]. Одной чертой обозначаем орфограмму, выделяем корень. Подбираем проверочное слово опоздать, записываем его в скобках, выделяем в нем корень, подчеркиваем одной чертой орфограмму, а гласную после д – двумя черточками, т.е. показываем, почему в этом слове согласный слышится отчетливо».

В дальнейшем можно проводить чтение орфографических правил по частям и по ролям: ученик – ученик, ученик – класс и т.д. Например, правило о разделительных знаках ъ и ь.

О разделительном ъ:

1-й ученик читает часть, в которой содержится утверждение (норма): разделительный ъ пишется...»;

2-й ученик читает первое условие («перед буквами...»);

3-й ученик – второе условие («после приставок...»).

О разделительном ь:

при чтении голосом выделяются слова перед, после, которые ученики нередко смешивают, когда воспроизводят правило.

Так же важно распределять чтение материала для наблюдений по ролям. Например, § 5 в учебнике Т.А. Ладыженской и др. «Стили речи», где есть три текста и ставятся три задачи. Каждую из задач и относящийся к этой задаче ответ (тексты о ветре) могут прочитать по очереди три ученика (с соответствующими комментариями и интонацией). Одна роль   «разговорный стиль»; другая – «научный»; третья – «художественный».

А вот текст упражнения «Веселая грамматика» (§ 15. Части речи) есть смысл прочитать хором, выделяя голосом только названия частей речи. Особенно успешно проходит эта работа, если ей предшествует прослушивание аудиозаписи, где стихотворение читается веселым тоном (соответственно его содержанию). Чтение позволяет восстановить в памяти детей наименования частей речи, услышать новые названия частей речи (имя числительное, междометие), облегчить подыскивание примеров (так как в тексте стихотворения они выделены шрифтом).

Просто и зримо

Как важно представить известный ученикам материал компактно, наглядно и с несколько иной стороны – на доске (обычной или электронной), на таблицах (табличках), в том числе подготовленных учениками!

Например, на доске к уроку «Непроизносимые согласные» записываются сочетания букв (большие буквы выделены цветом):

ЗДН СТН СТЛ.

Это позволяет поставить два вопроса:

– Мы сегодня вспомним правила о правописании непроизносимых согласных. Почему я написала эти сочетания букв?

– Что же не произносится в словах с этими сочетаниями? (Средний [д], [т].) Кстати, произносится (не произносится) звук, согласный; пишется (не пишется) буква, согласная.

Другой пример.

Табличная запись задания по теме «Буквы и, у, а после шипящих».

Последняя графа «Буквенные сочетания» заполняется учащимися: жи, жу, жа; чи, чу, ча; ши, шу, ша; щи, щу, ща.

Еще пример. Повторение правописания окончаний е и и у имен существительных.

На доске заблаговременно записывается следующий текст (прибаутка):

Скрип, скрип, скрипачок,
Купи новый башмачок:
Кошке Машке,
Коту Николашке,
Кобылке Нениле,
Мерину Гавриле,
Утке Анютке,
Селезню Васютке,
Кочету Никите,
Курице Улите.

В этой забавной прибаутке 16 имен существительных стоят в одном и том же падеже. В каком? (Купи кому? – д.п.)

– А окончания у них разные: -у (-ю) и . Почему?

– Запишем эти существительные в предложном падеже, выделим окончания.

– А если бы в этот ряд попали имена существительные 3-го склонения? Запишем:

– Что мы вспомнили? В каких еще падежах у существительного 3-го склонения пишется на конце ?

И еще одно направление в использовании средств наглядности: привлечение рисунков детей, их фотографий для подыскивания слов определенной группы, составления предложений, текстов (или фрагментов). Замечено, что ученики легче находят слова, словосочетания, предложения и успешно создают тексты на основе тех рисунков и фотографий, которые они создают сами. Допустим, к началу изучения темы «Глагол» дети принесут рисунки и фотографии на общую для всех тему «Наши летние радости» (школьникам предстоит сочинение на ту же тему).

– Что изображено на ваших рисунках? Что запечатлено на фотографиях?

– Какие глаголы вы сможете использовать, описывая рисунок, фотографию?

– Есть ли среди ваших глаголов такой, который можно использовать как заголовок (один глагол или вместе с другим словом)? (Например: «Купаемся», «Ловим рыбу», «Помогаем» и т.д.)

Ученики записывают глаголы (в той форме, которая будет указана учителем), а на основе принесенных рисунков и фотографий может быть подготовлен стенд или альбом «Как мы отдыхали» («Наше лето», «Наши летние радости» и т.д.) с подписями или даже небольшими фрагментами текстов.

Перспектива

С точки зрения перспективности обучения надо отчетливо осознавать, что повторяется в начале года и уже не будет изучаться в школьном курсе русского языка (это восемь орфографических правил и одно определение) и что еще будет предметом изучения в 5–6-х классах (значимые части слова, части речи). Этот подход помогает уточнить дидактические задачи урока, параметры отбираемого материала и вместе с тем работать на перспективу.

Восемь орфографических правил отрабатываются «всерьез и надолго», при этом для тренировки привлекается тот языковой материал, который еще представляет известные трудности, вызывает у детей определенные ошибки.

Так, учитывая, какое изложение или сочинение планируется, учитель производит отбор трудных для написания слов из исходного текста или опорных для предстоящего сочинения слов. Например, если учитель задумал предложить сочинение в форме поздравительного письма, на одном из уроков дети подыскивают слова с корнями -здрав-  -здоров- и выделяют знакомые им части слова (на уровне их подготовки). При этом учитель особое внимание обращает на правописание непроизносимых согласных, безударных гласных (здравие, но: здоровье) и употребление слов с этими корнями. Какие из этих слов часто употребляются в письмах? Приветствие с обращением: здравствуй, дорогой друг и т.д.; вопрос о здоровье: как твое здоровье?; сообщение о своем здоровье: я здоров, не совсем здоров; пожелание здоровья: будь здоров, береги свое здоровье; поздравление: поздравляю тебя с... И т.д. Одновременно отмечается, что слово здоровяк чаще услышишь в разговоре (в разговорной речи), здравие – в устаревшем словосочетании здравия желаю (сейчас эти слова, как правило, произносятся в особых случаях, нередко с юмором).

Когда мы вспоминаем то, что еще будет специально изучаться, важно также восстановить в памяти детей те знания и умения, которые еще будут развиваться и которые составляют фундамент общеобразовательной подготовки учащихся.

Поэтому, имея в виду перспективу, учитель не требует от детей определений частей слова и частей речи. Но в его вопросах и заданиях о частях слова будет звучать слово значимая: «Найдем другую значимую часть слова – приставку (окончание, суффикс)». Или: «Что означает это окончание?». И т.д. Проводя морфологический разбор глаголов, существительных, прилагательных, надо объяснить, почему, говоря о лице, числе, времени или падеже, нужно употреблять такие выражения, как «здесь стоит в... (таком-то лице, числе, времени)» или «здесь употреблено в... (таком-то числе, лице, времени)».

Если же подытожить изложенное, можно сказать, что принцип перспективы в обучении русскому языку следует понимать широко: это не только работа, облегчающая в будущем усвоение специальных знаний, умений, навыков, но и все то, что делает словесник для общего развития учащихся – интеллектуального, эмоционального, нравственного.

Эффективные приемы заучивания трудных слов

Что помогает запомнить слова с трудными и непроверяемыми написаниями? Методике известны многочисленные приемы и виды работ, что связано прежде всего с особенностями памяти у разных учеников: одни больше используют, «подключают» зрительную, другие – слуховую, третьи – руко-двигательную память, но чаще – их разные сочетания – кому что помогает. Да и написания, требующие как будто механического запоминания, различны по своей сути.

Укажем те способы и приемы работы, которыми пользуется учитель, чтобы облегчить усвоение рассматриваемых слов:

1. Послоговое проговаривание слов. Слово делится на слоги и записывается: спар-таи-а-да (или спа-ртаи-а-да), определяется и ставится ударение, подчеркиваются безударные. Слово проговаривается по слогам три–пять раз орфографически, т.е. так, как оно пишется, отдельными учениками и хором. Этот прием рассчитан прежде всего на развитие речевого слуха.

2. Группировка данных слов по букве-орфограмме. Например, группа слов с непроверяемой гласной а (ракета, планета, салют) и с непроверяемой гласной о (конфета, корзина, костюм); с удвоенной согласной (программа, грамматика) и без нее (грамотный).

При этом замечено, что запоминанию способствует тематическое объединение слов в группы, их ритмическое объединение (например, объединяются слова с ударением на последнем слоге), небольшой объем группы (не более 5–7 слов).

3. Заучивание зарифмованных строк типа стихотворных. Например, для запоминания слов-исключений и трудных слов на правило «Буква е – о после шипящих в корне слова» (см. «Русск. яз. в школе». 1990. № 2. С. 45).

Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.

А стихотворение Б.Заходера «Портниха» помогает запомнить употребление глагола одеть (кого?): одеть папу, братишку, одеть маму, одеть куклу и т.д. Но надеть (что?) платье, юбку и т.д.

Целый день сегодня
Шью.
Я одела
Всю семью.

Погоди немного, кошка, –
Будет и тебе одежка.

4. Обращение к происхождению (этимологии) слова: балкон – от слова балка, состязание – от слова тяжба и т.д.

Укажем основные виды работы:

1) Подбор однокоренных слов (где это возможно). Например: вокзал, вокзальный, привокзальный; гардероб, гардеробная, гардеробщик.

2) Составление словосочетаний, предложений, текстов.

3) Изложение текстов, где слова с непроверяемыми и трудными написаниями являются опорными, т.е. с такими словами, которые необходимо использовать, чтобы воспроизвести содержание текста.

ЗАДАЧИ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ

Виды работ на этапе формирования умений и навыков хорошо представлены в имеющейся литературе. Остановимся только на тех из них, которые имеют особое значение для повторения в начале года.

Разбор слова по составу

Знания учащихся о составе слова ограниченны. Поэтому для полного разбора нужно брать слова, которые ученики смогут разобрать. В других случаях учитель подскажет что-то, забегая вперед. Желательно, чтобы разбираемые слова были чем-то интересны: например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания, или при их разборе можно выявить нечто новое, с чем ученики ранее не встречались. Особый вид разбора осуществляется при подыскивании однокоренных слов: пусть дети умеют определить не все части слова, но общий по значению корень слова для них будет ясен, и этот частичный разбор слова для данного этапа работы вполне оправдан. Допустим, предлагаются для подбора однокоренных слов:

хлеб (хлебный, хлебница, хлебушек, хлебец, хлебозавод);

труд (трудовой, трудиться, потрудиться, трудящийся, труженик, труженица).

В этих словах ученики не определяют самостоятельно все части слова, но зато они смогут убедиться, что приставка как бы приставляется к слову и при этом слово остается той же частью речи (трудиться – потрудиться), а с помощью суффикса можно образовать не только другое по значению слово (хлеб – хлебница), но и другую часть речи (правда, в этом участвуют и окончания: хлеб – хлебный, труд – трудиться). Разбор слов по составу тогда проходит успешно, когда в результате этой практической работы дети узнают что-то новое, уточняют ранее известное, когда в процессе разбора ученики осознают, что приставки и суффиксы – это строительный материал, из которого создаются слова в русском языке, что есть определенные правила, законы, по которым они создаются. Если мы, например, укажем такой признак слова: оканчивается на суффикс -ист (с нулевым окончанием), то по этому признаку можно сразу определить: речь идет о существительном мужского рода (машинист, моторист и т.д.).

Подбор одноструктурных слов

Это задание требует подыскивания слов одного и того же строения:

– по образцу:

– по графической схеме разной степени полноты (с указанием части речи, части слова, букв):

– прилагательное (например, зимний);

– прилагательное (например, березовый, осиновый).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru