Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Если мы выбираем профессию врача

 

7–8-е классы

 

 

ТЕКСТ 1

Задание

Используя приведенный отрывок из рассказа А.Платонова, напишите мини-сочинение на тему «Почему человек выбирает профессию врача?».

В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

– Какого Ефима Дмитриевича? – удивился кузнец. – У нас такого сроду тут не было.

Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг догадался:

– Уж не Юшка ли он? Так и есть – по паспорту он писался Дмитричем...

– Юшка, – прошептала девушка. – Это правда. Сам себя он называл Юшкой.

Кузнец помолчал.

– А вы кто ему будете? Родственница, что ль?

Андрей Платонов
Андрей Платонов

– Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...

– Половина полвека прошла, состарились вместе, – сказал кузнец.

Он закрыл кузницу и повел гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, в которой лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахар, чтоб она ела его.

Она знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтобы лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца...

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называют дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью.

(А.Платонов. Юшка)

 

1. Выпишите из текста словосочетания (предложения), которые, по-вашему, необычны. (Например, кузнец подобрел сердцем, любила всем теплом и светом своего сердца, лечит и утешает больных людей, не утомляясь, утолять страдания и отдалять смерть от ослабевших и др.)

2. Найдите и подчеркните причастные и деепричастные обороты.

 

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Школа профилактики "Мамина забота"". Этот портал для родителей, которые хотят, чтобы их малыш рос здоровым и полноценно развивался, чтобы общение с детьми не вызывало затруднений и приносило радость, чтобы мир и покой в семье сохранялся на долгие годы. Безусловно, одной из главных забот любого нормального родителя является здоровье ребенка. Знания, почерпнутые в таких статях как "Острый бронхит у детей: лечение, симптомы", "Нервные расстройства у детей и их признаки", "Отравление у ребенка: симптомы и первая помощь" и мн. др. из тех, что представлены в разделе "Здоровье" на сайте schoolofcare.ru, позволят маме или папе вовремя заметить тревожные признаки и еще до обращения к доктору начать оказывать малышу первую помощь. Будьте здоровы!

ТЕКСТ 2

Задание

Напишите мини-сочинение, как можно выразить благодарность, или «Как я благодарю».

Леонид Михайлович Рошаль
Леонид Михайлович Рошаль

Как правильно выразить благодарность человеку, например врачу?

Не только подарком, но обязательно еще и хорошими словами, сказанными от души. Когда сын сообщил по телефону, что завтра его выписывают, я долго не могла уснуть и в порыве острой благодарности мысленно сочинила письмо главврачу, которого в глаза не видела, наутро письмо напечатала на машинке и с цветами покатила в клинику. Главврача не было, я попросила, чтобы письмо и цветы ему передали.

Я писала о хорошем мнении в городе об этой больнице, благодарила за тишину и чистоту, бесплатный телефон внизу, за возможность навещать больного, назвала тех, кто лечил сына. Каково же было мое удивление, когда в случайном разговоре узнала, что письмо зачитали на утренней планерке всему коллективу больницы!

(В.К. Харченко. Поведение: от реального к идеальному)

 

1. Подчеркните сказуемые в односоставных предложениях, в том числе и входящих в состав сложных.

2. Выпишите из текста наречия.

 

ТЕКСТ 3

Задание

Напишите: как, по-вашему, должен или не должен разговаривать доктор с больными детьми?

Купание в стакане

Как только Лена увидела меня в белом халате и с медицинской сумкой в руках, сразу заплакала.

– Лена, кто тебя обидел? – улыбаюсь я девочке.

– Никто.

– А чего же ты плачешь?

– Я уколов боюсь.

– А меня тоже боишься?

– Нет. Я уколов боюсь и больницы.

– А я тебя в больницу не заберу.

На термометре было сорок.

– Ах, какая ты горячая! – трогаю лоб Лены. – Как пирожок из печки. Чтобы укольчик не делать, я тебя сейчас искупаю.

– А где купать будете?

– А вот, в стакане.

– Хи-хи, а как я туда помещусь?

Беру полный стакан воды и начинаю обтирать девочку смоченным бинтом, от которого сильно пахнет уксусом. Лена съежилась.

– У-у!.. Как холодно!

Мама принесла теплый чай с лимоном, Лена быстро согрелась и облегченно вздохнула.

(В.Череватенко. Послушай меня)

 

1. Найдите в тексте междометия.

2. Вспомните правила оформления диалога на письме.

В.ГАПУЦЫН,
г. Валуйки,
Белгородская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru