Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2008

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

Несколько слов о проблемах в образовании

ПЕРЕСМОТРЕТЬ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическое эссе

Трудно не согласиться с мнением, что образование воздействует на общество: его ценности, цели, духовный и творческий потенциал.

Следствием того, что основным в школе стало овладение ЗУНами, а становлению человека, духовному воспитанию уделялось в последнее время меньше внимания, на мой взгляд, возникла проблема «духовной дезориентации» подрастающего поколения.

Чем же современные органы управления образованием откликаются на создавшееся (не сегодня, а значительно раньше!) положение? Все бо'льшим и бо'льшим объемом теоретических сведений в учебниках. В стандарте образования родной язык давно уже объявлен всего лишь коммуникативным средством и включен в информационный блок среднешкольного образования.

Но ведь родной язык, отечественный (так у Ф.И. Буслаева), язык отцов, язык Отчизны, язык нашей культуры, – это средство духовного развития личности, канал познания мира, традиций народа, его философии и верований.

К.Д. Ушинский видел воспитание и развитие личности в том, чтобы прививать уважение и любовь к родному языку; развивать дар слова (языковую способность по современной терминологии); формировать умения слушать, говорить, читать, письменно оформлять свою мысль. Тут и внимание к орфографии и каллиграфии, выразительности речи, быстроте и точности выбора слова, логике и композиции речи; изучению литературных образцов – словом, всему лучшему, что создано на русском языке народом и мастерами слова. Тут и осознание, изучение языковой системы, работающей практически. Ушинский пишет: «Каждое грамматическое правило должно быть выводом из употребления форм, уже усвоенных детьми».

Каково место языковой теории в обучении? За последние 40 лет сделано весьма много для: а) повышения роли теории; б) количественного увеличения самого объема теоретического материала; в) его структурной перестройки (системность, сопоставления, алгоритмы действий, моделирование, обобщающие схемы и пр.). При этом языковой теоретический материал подается школьниками по-новому: методы с объяснительно-иллюстративного уровня подняты до поискового, проблемного, исследовательского уровней.

Каковы же результаты повышения уровня и роли теоретического материала?

Можно признать, что сдвиги в есьма значительны: школьная грамматика приблизилась к научной; в некоторых программах и учебниках введено понятие фонемы, наклонения и залога глаголов – очень высокий уровень абстрагирования; появились коммуникативно ориентированные курсы, делаются первые шаги на пути функциональной грамматики, вводятся элементы словообразования и даже этимологии, стилистики…

Ошибкой было бы отрицать роль теории (в данном случае – языковой) в развитии интеллекта. Но можно ли недооценивать развитие эмоций, образного мышления, воображения, эстетических чувств, нравственных устремлений, порывов творчества?

Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка, в частности овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Язык, культура и человеческая деятельность тесно взаимосвязаны: а) культура не может обойтись без опоры на ту или иную знаковую систему; б) язык и культура не могут существовать вне сферы человеческой деятельности. Это «родство» позволяет рассматривать проблему в едином контексте: язык – культура – человек. В методическом плане это можно представить как приобщение учащихся, членов социума, к национально-нравственным ценностям своего народа в процессе изучения родного языка.

В настоящее время в методической литературе преобладает точка зрения о необходимости культуроведческого подхода к изучению языка, поскольку язык как один из основных признаков нации выражает национальную культуру, а культура становится предметом изучения при обучении языку.

Культуроведческий подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-этических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой подход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной и культуроведческой компетенции обучаемых, обогащение их словарного запаса фоновой лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи, создание предпосылок общения в социально-культурной сфере.

Обратимся еще к одному важнейшему аспекту обучения школьников – к развитию их речи. К сожалению, в области овладения культурой устной и письменной речи явных ощутимых успехов не заметно. Крайне медленно растет культура общения – и в быту, и в школе, и в деловой сфере.

Наша методика сосредоточила все свои силы на модели «говорящий – слушающий», на результате общения как восприятия информации. Таким образом обедняется эмоциональная функция языка. Мы сами себя обкрадываем.

Недостаток так называемой «работы по развитию речи» в том, что она замкнулась на собственно речевых задачах, стала автономной по отношению к предмету речи, ее содержанию, в нашем случае – к читательской позиции ученика, отсутствие которой исключает сколько-нибудь полноценное высказывание.

Чтобы оно состоялось, но не на уровне школярских штампов, а как живой монолог, необходимо преодолеть препятствие, которым, как ни странно, становится сам урок. Общение с художественным произведением, «разговор» с художником слова всегда индивидуален и неповторим. Фронтальный урок в его сложившихся дидактических формах лишен такой возможности.

Как же быть? У словесника единственный выход – найти достаточно гибкую, творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика, его «я» получили максимальный простор, сталкиваясь с иными читательскими индивидуальностями, которые не заглушали бы друг друга «единым» восприятием произведения, к чему зачастую настойчиво ведет класс учитель, подгоняя мнения и чувства ребят под собственную позицию как под «общий знаменатель», напротив, обостряли бы самобытность и даже критичность прочтения художественного текста и учениками, и самим учителем.

При этом вопросы, задания, подчас неожиданно трудные, исходят не столько от учителя, сколько от самих ребят, наконец, от писателя и его творения, которое и подсказывает им любые проблемы. Ученики смело выносят их на уроки и говорят о произведении то, что им хочется сказать, а не то, что хотелось бы услышать нам.

Как учитель словесности я давняя поклонница метода Е.Н. Ильина. Для него литература – прежде всего средство нравственного воспитания личности. Герой его урока – ученик. Мне очень близка такая позиция учителя-словесника. И все же мне хотелось бы, чтобы на моих уроках литературы на равных существовали бы два направления: нравственное воспитание личности на лучших образцах художественных произведений и литературоведческое образование, позволяющее вместе воспитать думающего читателя. В этом мне помогают «Уроки свободных мыслей» и «Минутки поэзии».

Итак, проблемы обозначены, и нужно как можно быстрее найти выход из сложившегося положения. А для этого необходимо пересмотреть цели образования: не только овладевать ЗУНами (это внешняя форма), а работать над становлением личности подрастающего поколения, воспитывать человека с богатым внутренним миром. «Чтобы не превратить ребенка лишь в “хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул”, надо учить его думать». (В.А. Сухомлинский)

А.И. ЗИМИНА,
г. Сызрань,
Самарская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru