Я ИДУ НА УРОК
Игра «Умники и умницы»
по теме «Фонетика»
5-й класс
Цели:
• Развитие познавательных интересов.
• Повторение знаний, умений, навыков,
полученных при изучении раздела «Фонетика».
• Формирование навыков самостоятельной
работы, самопроверки.
• Развитие умения соблюдать правила игры.
I. Отборочный тур
• Что изучает фонетика? (Звуки.)
• Сколько букв в русском алфавите? (33.)
• Сколько букв, обозначающих гласные звуки, в
русском алфавите? (6.)
• Какие две буквы русского алфавита называют
немыми? (Ъ, ь.)
• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один
звук? (После согласных.)
• Что изучает орфоэпия?
• Какие согласные всегда твердые? (Ж, ш, ц.)
• Какие согласные всегда мягкие? (Ч, щ.)
• Что изучает каллиграфия? (Четкое и красивое
начертание букв.)
• Какие слова нельзя разбить для переноса? (Из
одного слога.)
• Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и
Мефодий.)
• Какая буква русского алфавита употребляется
реже других? (Ф.)
• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают два
звука? (В начале слова.)
• Какие согласные всегда звонкие? (Сонорные: л,
н, м, р, й.)
• В чем разница в произношении звонких и глухих
согласных?
• Как обозначается мягкость согласного на
письме? (Ь, я, ё, ю, е, и.)
• В каком случае в сочетании согласных с ч, щ
пишется ь? Привести примеры. (Льщ, льч,
мальчик, пальчик, болельщик, мебельщик.)
• В каком слове 7 букв я? (Семья.)
• В каких словах сто согласных? (Стог, стон,
стол, стой.)
II. Состязания на дорожках
Красная дорожка (нельзя ни разу ошибиться)
1. Сколько раз встречаем звук [з] в
предложении: Зина обратилась с просьбой к Лизе?
(Звук [з] не встречается ни разу.)
2. Назовите слова, в которых один звук
обозначался бы двумя буквами, а одна буква
обозначала бы два звука. (Конь, якорь.)
3. Как изменить слово кость, чтобы оно
стало обозначать желанного в доме человека? (Гость.)
4. Назовите слово, в котором все согласные
звонкие: молотьба, багаж, сжечь, сбережешь.
Желтая дорожка (допустима одна ошибка)
1. Прочитайте предложение: Документ
подписан директором. Сколько раз встречается
звук [т] в предложении? (3.)
2. В каком слове все согласные мягкие: шинель,
теория, тире, ценишь?
3. Сколько звуков в словах июль, ненастный?
(Соответственно 4, 8.)
4. Вспомните слово, в котором три подряд
одинаковые буквы. (Длинношеее.)
Зеленая дорожка (допустимы две ошибки)
1. Запишите слова, данные в транскрипции
орфографически [па?зб’ищ’э], [спарцм’эн].
2. Расставьте ударение в словах: свекла,
алфавит, процент, звонит.
3. Прочитайте предложение: Всякому мила
своя сторона. Сколько мягких согласных в этом
предложении? (3.)
4. Отгадайте метаграмму:
С ч
летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка,
С з скачу в лесу по травке,
С г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(Чайка – лайка – майка – зайка – гайка.)
III. Подведение итогов. Награждение
победителей.
И.В. ТУМАКОВА,
Иркутская обл.
|