Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №14/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

10-й класс

 

Игра «Фразеологический турнир»

Завершить работу над темой «Фразеология» можно игрой «Фразеологический турнир». Именно эта форма закрепления материала оказалась самой удачной и результативной, заменив собой обычную контрольную, которая, как и всякая другая, кроме страха и волнения, у детей обычно ничего не вызывает. Конечно, коллеги могут возразить: нельзя же играми заменить необходимый контроль знаний. Не спорю. Контрольные и проверочные работы необходимы, но темы «Лексика» и «Фразеология» представляются самым благодатным материалом для проведения игр, КВН, турниров. Живая, непринужденная атмосфера, работа в команде, обилие интересной информации сделают свое дело: равнодушных не останется, каждый захочет хоть как-то блеснуть эрудицией. В итоге мы получим главное: расширим и лексический запас школьников, и кругозор – ведь все мы страдаем одинаково от словесного засорения речи наших учеников (и не только их) и от словарной бедности.

Играем обычно всем классом (это считаю неоспоримым требованием любой игры).

Класс делится на 3 равные команды, в игре шесть этапов.

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта ONLINE-GAMES-FREE, созданного любителями онлайн игр для всех тех, кто разделяет их увлечение. На сайте http://online-games-free.ru/ собраны лучшие флеш игры со всего интернета, в которые можно играть бесплатно, без регистрации, без установки на компьютер. Четверть часа, проведенного за стрелялкой, бродилкой, головоломкой, квестом или "флешкой" другого жанра, – это не только замечательной лекарство от скуки, но и возможность скоротать время в ожидании чего-нибудь или кого-нибудь, отвлечься от напряженной работы или снять стресс. Копилка флеш игр на сайте постоянно пополняется, в том числе и за счет пользователей ресурса, которые могут присылать на ONLINE-GAMES-FREE ссылки на интересные флеш игры в интернете, а также поделиться своими идеями и предложениями о том, как сделать сайт еще интереснее и разнообразнее.

Этап I. «Разминка»

Сформулируйте как можно больше тем, которые находят отражение во фразеологизмах.

(Каждой команде 1 балл за тему.) На обсуждение 3 минуты.

Любовь, Дружба, Насмешка, Пренебрежение, Досада, Интерес, Тревога, Ужас, Стыд, Обида, Усталость, Откровенность, Смелость, Хитрость, Ум и т.д.

Для примера можно дать следующие направления:

1) Эмоции и чувства человека.

2) Свойства человека и качества его характера.

3) Характеристика явлений и ситуаций.

Этап II. «Кто кого?»

Подберите как можно больше фразеологизмов, выражающих:

1-я команда – восхищение, радость, восторг. (Например, на седьмом небе.)

2-я команда – удивление, недоумение, изумление. (Например, не верить глазам своим.)

3-я команда – негодование, возмущение, гнев. (Например, довести до белого каления.)

За каждый фразеологизм – 1 балл.

На обсуждение – 3 минуты.

Этап III. «Аукцион»

Все команды получают одинаковые филлворды, в которых зашифрованы названия животных. Их нужно отыскать и подобрать к каждому названию животного – фразеологизм. Кто больше подберет разных фразеологизмов?

За каждый фразеологизм – 2 балла.

Филлворд

т п т о к а с в з
и а х у м к о о р
ц к к р ы а б п о
а у о ш б а л т е
к р л к а с т о в
ы б е а к ч о а ц
б е д ь а л о б м
л к к с о с н а ы
о в а р к о л а а

Комар, Слон, Свинья, Волк, Овца, Рак, Баран, Сокол, Гусь, Птенец, Кошка, Собака, Змея, Мышка, Рыба, Муха, Кот, Лебедь, Ласточка, Ворон, Птица, Кур, Бык.

Этап IV. «Экскурсия в прошлое»

Попытайтесь объяснить происхождение фразеологизма и дать его толкование в речи современного человека. (5 баллов.)

По жребию каждой команде – 3 фразеологизма.

Дамоклов меч, сизифов труд, авгиевы конюшни, пиррова победа, прокрустово ложе, филькина грамота, буриданов осел, ящик Пандоры, нить (клубок) Ариадны.

Этап V. «Эстафета»

Каждый член команды дома заготавливает несколько (на случай совпадения) фразеологизмов. Произносит лишь первую часть, а продолжение говорит один из участников другой команды. За каждый ответ – 1 балл. Времени на размышление нет. Команда не может помогать товарищу.

В слабом классе учитель сам может заготовить фразеологизмы в зависимости от уровня знаний школьников. (Много забавного можно услышать в ответах ребят, что еще больше оживит атмосферу.)

Например:

1-я команда – Нет пророка (в своем отечестве); Не мечите (бисера перед свиньями).

2-я команда – Прочитать (от корки до корки); Куда Макар (телят не гонял).

3-я команда – Пройти (огонь, воду и медные трубы); Незачем валить (с больной головы на здоровую).

Этап VI. «Расширяя горизонты»

Подберите к каждому фразеологизму синонимичную или антонимичную пару. (2 балла)

Например:

1-я команда: Игра не стоит свеч – Овчинка выделки не стоит; Игра стоит свеч.

2-я команда: Два сапога пара – Одним миром мазаны; Как небо и земля.

3-я команда: Как из рога изобилия – Хоть пруд пруди; Хоть шаром покати.

С использованием мультимедийного проекта работа идет еще оживленнее.

Н.Н. ГАБАРАЕВА,
лучший учитель года-2007
г.Санкт-Петербург

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru