ОЛИМПИАДА
XVIII РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(г. Кисловодск, 2008 г.)Продолжение. См. № 12/2008
ЧАСТЬ 1 1. 1) Каким звуком начинается выделенное слово при естественном произношении в приведенном ниже тексте? 2) Объясните, почему в данной фонетической позиции произносится именно этот звук. 3) Каким еще звуком может начинаться это слово? В каких позициях? Магистр естественных наук,
Ответ. В русском языке сонорные согласные (чаще всего плавные [р] и [л]) в определенных позициях могут образовывать слог (обычно за счет вставки редуцированного гласного перед соответствующим сонорным). Образование такого слога возможно в том случае, если сонорный находится между согласными (сентябрьский) или после согласного перед паузой (рубль, метр и т.п.). Гораздо реже в этих позициях наблюдается произношение без дополнительного слога; в таком случае сонорный согласный оглушается и становится шумным (песнь). В тех позициях, где оглушение сонорного невозможно (например, перед звонким согласным), образование дополнительного слога обязательно (метрдотель, джентльмен). 1. Слово естественных в этом тексте начинается звуком [ы]. 2. Для того чтобы сочетание тр не образовывало дополнительного слога (что требуется для сохранения стихотворного размера), после [р] должен следовать гласный. Таким образом, согласный [j] в этом случае (в отличие от позиции начала фразы) не произносится, а [и] на месте предударного е после твердого согласного произносится как [ы]. 3. В начале фразы данное слово обычно начинается звуком [j] ([й]). 4. В позиции после гласного предшествующего слова возможно произношение [и]. Оценка. За определение звука (1) – 3 балла, за объяснение (2) – 5 баллов, за ответы (3) и (4) – по одному баллу. Итого – 10 баллов. 2. В русском языке названия согласных букв могут произноситься с гласным до или после соответствующего согласного. В названиях каких букв гласный произносится только после согласного? Определите принципы, на основании которых можно объединить их в группы. Аргументируйте свой ответ. Ответ. 1) Б, в, г, д, ж, з, к, п, т, х, ц, ч, ш, щ. 1 балл 2а) Гласный обязательно произносится после всех звонких шумных согласных (= звонких непарных). 2б) Гласный обязательно произносится после всех смычных согласных (= взрывных и аффрикат). 3а) Произношение названий букв с гласным перед звонким шумным невозможно, так как в русском языке звонкие шумные на конце слова оглушаются и совпадают с соответствующими глухими (в то время как сонорные могут быть произнесены и на конце слова). 3б) Свойства смычных (в первую очередь взрывных) согласных максимально полно проявляются в позиции перед гласным (в то время как свойства щелевых согласных от положения относительно гласных практически не зависят). 4а) В произношении названий букв к, х, ш, щ возможна вариативность, связанная с качеством гласного ([а] или [э]). 4б) В произношении названий букв б, в, г возможна вариативность, связанная с качеством (твердостью-мягкостью) согласного ([бэ], [вэ], [гэ] или [б’э] [в’э], [г’э]). Оценка. 1) 1 балл; 2а) 2 балла; 2б) 3 балла; 3а) 3 балла; 3б) 3 балла; 4а) 1 балл; 4б) 2 балла. Итого – 15 баллов. 3. Из приведенного ряда слов выпишите те, в которых есть (или была) приставка об- (о-). Докажите наличие приставки путем подбора родственного слова. Обед, обелиск, обод, обормот, облава, обувь, овес, овал, острог, опенки, опрометью, осень. Ответ. 1. Об-ед – от ед-а. 2. Об-од – из об-вод; ср. веду, водит. 3. О-бормот – от бормотать. 5. Об-лава – от лов, ловить. 6. Об-увь – ср. об-уть – раз-уть. 7. О-пёнки – от пень. 8. О-про-метью – от метать. Слова обелиск, овал – заимствованные, в словах овес, осень о входит в состав корня, слово острог образовано от слова острый (т.е. острог – это место, огороженное острыми кольями). Оценка. За выписанное слово – 0,5 балла, за родственные слова – 0,5 балла. Итого – 7 баллов. 4. Сравните выделенные пары слов в двух представленных текстах. Дайте толкование этим парам с точки зрения значения, словообразования и употребления. Мальчик говорит с мамой: – Когда я пошел домой делать уроки, у меня заело ключ. – А как же ты попал в дом вечером? – У меня отъело ключ. В одном краю такой был случай:
Ответ. 1. В обеих парах одно из слов представляет собой антоним, не существующий в языке, то есть в речи реализованы потенциальные возможности языка. 2. Слово заело представляет собой приставочный глагол со связанным корнем. Антоним у слова отсутствует, хотя и действие, которое реально было бы назвать таким антонимом, существует. Именно поэтому говорящий (мальчик) восполняет семантическую лакуну словом, использующим антонимичную приставку от (ср. загнул – отогнул). Слово выцарапать представляет собой приставочное образование совершенного вида от глагола царапать. У него отсутствует антонимическая пара, так как невозможно само противоположное действие, поскольку подразумевается разрушение объекта. Антоним вцарапать реализует не языковую возможность, а допускается в рамках особой абсурдистской поэтической картины мира. Оценка. За антоним – 1 балл, словообразование – 2 балла, отсутствие обоих слов в языке – 2 балла, потенциальность – невозможность – 4 балла. Итого – 9 баллов. 5. В данной таблице некоторые слова записаны неверно. Запишите их в исправленном виде. Какие из данных в таблице слов являются заимствованными?
Ответ.
Оценка. За каждый правильный ответ – по 0,5 балла. Итого – 10 баллов. 6. В Изборнике 1073 года читаем: Объясните значения выделенных слов в данном предложении. Ответ. Грехи человека бывают четырех видов: по нечаянности, по заблуждению (обольщению, соблазну), по недомыслию и по страсти. Слово незаап можно соотнести со словом внезапный, вероятно, однокоренным с др.-рус. словом; внезапный – ‘неожиданный’. Слово прельсть образовано от корня льсть со значением ‘обман’ и означало первоначально ‘обман, заблуждение, обольщение, соблазн’. Слово любовь в данном контексте имеет значение ‘страсть’. Оценка. За перевод – 2 балла и за объяснение – 4 балла. Итого – 6 баллов. 7. Какое грамматическое значение проявляется у глагола быть в следующих выражениях, свойственных народной речи? Переведите их на литературный язык. Сколько ни плакать, а быть перестать. Сколько ни веселиться, а быть жениться. Ответ. Глагол быть в данных выражениях является модальным, со значением долженствования: Сколько ни плакать, а должно (надо, надобно, необходимо) перестать. Оценка. За перевод – 2 балла, 4 балла – за объяснение. Итого – 6 баллов. 8. В первой половине XVIII в. русская научная терминология еще не устоялась. Все приведенные ниже слова являются терминами, обозначающими одно и то же понятие: 1) былие; 2) зелие; 3) летораслия; 4) росада; 5) прозябающие вещи, прозябения; 6) вегетабили; 7) планты. В 1757 г. М.В. Ломоносов в речи «О рождении металлов от трясения земли» впервые предложил для данного понятия новый термин, использовав для него уже существовавшее в русском языке слово. Этот термин, вытеснивший все остальные, мы используем и сейчас. Назовите этот термин. Укажите родственные слова для каждого из приведенных терминов. Ответ. Этот термин – растение. 1) былие – былинка, чернобыль; 2) зелие – зелень, зеленная (лавка), зеленя; 3) летораслия – отрасль, росток, растение, водоросль; 4) рассада (расада, росада) – сад, сажать; 5) прозябающие вещи, прозябения – зябь; 6) вегетабили – вегетативный; 7) планты – плантация. Оценка. За слово – 3 балла, по 1 баллу за толкование каждого. Итого – 10 баллов. 9. Рассмотрите два газетных заголовка: 1) ЖУРНАЛИСТ УВОЛЕН 2) УВОЛЕН ЖУРНАЛИСТ Есть ли смысловое различие в этих фразах? Обоснуйте свой ответ. Ответ. В языкознании, помимо традиционного выделения членов предложения (подлежащего, сказуемого и т.д.), говорят еще и о так называемом актуальном членении предложения с точки зрения того, какая его часть более значима (актуальна) для говорящего и слушающего, а какая – менее; первая называется темой, вторая – ремой. Рассмотрим фразы: 1) Его дедушка был учителем и 2) Учителем был его дедушка. В обоих случаях дедушка – подлежащее, а был учителем – сказуемое, однако смысл этих предложений разный: первая фраза – ответ на вопрос, кем был дедушка (дедушка – тема, был учителем – рема), вторая – на вопрос, кто был учителем (учителем – тема, был дедушка – рема). Очевидно, что разделение на тему и рему связано с порядком слов во фразе. В русском языке, если порядок слов нейтрален (сначала подлежащее, потом сказуемое), тема обычно совпадает с подлежащим, а рема – со сказуемым (Журналист уволен. Его дедушка был учителем); если сказуемое идет впереди подлежащего, то возможны два варианта: 1) сказуемое – тема, подлежащее – рема (Учителем был его дедушка); 2) все предложение – рема (Уволен журналист). Такие предложения обычно служат ответом на вопрос Что случилось? Что еще произошло? Получается, что между двумя газетными заголовками наблюдается серьезное смысловое различие. Журналист уволен – это ответ на вопрос, что стало с журналистом: т.е. предполагается, что читателю уже что-то известно о некоем журналисте; Уволен журналист – это ответ на вопрос Что произошло? – предполагается, что читателю не известно заранее, о каком журналисте пойдет речь. Оценка. 1 балл – за различие, 2 балла – за объяснение, в чем различие, 4 балла – если это связано с порядком слов. Итого– 7 баллов. 10. Расставьте запятые при обращениях в следующих текстах. Объясните, почему во внешне похожих конструкциях знаки препинания ставятся по-разному. А) «Здравствуй князь ты мой прекрасный! Б) Лебедь князю: «Вот в чем горе! В) «Чем вы гости торг ведете Г) «Ой вы гости-господа Д) «Матушка моя родная! Ответ. Все приведенные цитаты включают обращения. Внешнее сходство примеров проявляется в использовании имени существительного и местоимения 2-го лица, грамматические формы которых совпадают. При расстановке знаков препинания следует учитывать структуру предложения. А) «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Грамматическая основа Обращение – князь ты мой прекрасный! Междометие здравствуй отделяется от обращения запятой. В этом случае местоимение ты входит в состав одного сложного обращения и запятыми не выделяется. Б) Лебедь князю: «Вот в чем горе! Грамматическая основа Обращение – князь. Оно не входит в структуру предложения и выделяется запятыми. В) «Чем вы, гости, торг ведете Грамматическая основа Обращение – гости. Оно не входит в структуру предложения и выделяется запятыми. Г) «Ой вы, гости-господа, Позиция обращения подчеркивается восклицательной частицей ой, которая не отделяется от обращения. Обращение ой вы, гости-господа строится по модели полупредикативного сочетания «мест. + обособленное приложение». Предложение неполное. Д) «Матушка моя родная! Грамматическая основа Ты – обращение, распространенное обособленным приложением. Комментарии. Обращения не входят в структуру предложения, чаще всего не связаны с другими словами предложения, в устной речи выделяются интонационно, а на письме – запятыми. Конструкции, распространяющие обращение (обособленные определения, обособленные приложения), воспринимаются и расцениваются как несколько обращений, характеризующих называемый предмет с разных сторон, на письме разделяются запятыми («Эй вы, на лодке!»; «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»). После обращения может ставиться многоточие или восклицательный знак, а в конце вопросительного предложения – и вопросительный знак. Восклицательные и эмоционально-оценочные частицы сливаются с обращением в одно фонетическое слово, не несут ударения, не выделяются интонационно, поэтому и на письме не отделяются запятыми («Ах Надя, Наденька!»; «О Волга! Колыбель моя!»), в отличие от междометий, которые на письме отделяются от обращения запятой: «И сетует совесть больная невольно… О, сердце, разбейся! Довольно, довольно!..» (К.Фофанов.) Личные местоимения ты, вы обычно выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, если при них есть глагол-сказуемое, грамматически согласуемое с ними. Местоимения 2-го лица, при которых нет сказуемого, выполняют функцию обращения: «Ты, волна моя, волна! Ты » (А.Пушкин); «Ах ты, мерзкое стекло! Это ты мне назло» (А.Пушкин); «Здравствуй, ты, старая баба, Я , твоя душенька довольна?» (А.Пушкин). Функцию обращения личные местоимения чаще всего выполняют в следующих случаях: а) при наличии обособленных оборотов и придаточных, раскрывающих предметную отнесенность местоимения («Вечно памятен нам будь, Ты, мой брат, ты, под удары Подставлявший твердо грудь, Ты, который нас, пожаром Осажденных, защитил...» (В.А. Жуковский); «О ты, чья гибельная страсть Меня терзает и лелеет, Мне не страшна злодея власть: Людмила умереть умеет!» (А.Пушкин); «Гой ты, Русь моя родная, Хаты – в ризах образа...» (С.Есенин); б) при самостоятельном употреблении в сочетании с междометием (Эй, ты! Ну, ты! Цыц, ты!); в) в составе так называемого сложного обращения, включающего местоимения ты, вы, оценочные, характеризующие слова и часто притяжательные местоимения, указывающие на 1-е лицо («Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки!» (А.Пушкин); «Царь ты наш! отец народа! – Возглашает воевода…» (А.Пушкин); «Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь»; «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой?» (С.Есенин). По ряду признаков местоимения в этих конструкциях сближаются с указательными частицами (их устранение не изменяет структуру обращения, ср.: Милый друг ты мой! – Милый друг мой!; Дорогой ты мой человек! – Дорогой мой человек!; Бесчувственная вы женщина! – Бесчувственная женщина!). Научная интерпретация конструкций, включающих местоимения-обращения, не однозначна, это один из сложных вопросов русского синтаксиса. В ряде случаев можно наблюдать грамматическое согласование сказуемого с обращением и только смысловое – с подлежащим-местоимением (ср.: Мама, ты мне писала… Отец, ты мне писал…), а также говорить об избыточности подлежащего-местоимения при сказуемом, выраженном формой 2-го лица («Будь же, князь, ты комаром»). Оценка. Только за расстановку знаков препинания при обращении – 1 балл, 1 балл – за каждое объяснение. Итого – 10 баллов. 11. Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Он* ждал: придет ли
избавленье. Перескажите выделенный фрагмент прозой. 1) Какую синтаксическую функцию в предложении выполняет слово гости? 2) В чем заключается несоответствие формы этого слова современной грамматической норме? Ответ. И он, умирая, завещал, чтобы на юг перенесли его тоскующие кости – гостей сей чуждой земли, не успокоенных и смертью. В приведенном фрагменте речь идет, очевидно, о том, что умирающий в изгнании (в черноморской ссылке) Овидий завещал, чтобы его кости были перенесены на юг (т.е. на родину, в Рим), поскольку без этого они, будучи гостями сей чуждой земли, не найдут упокоения и в смерти. (Вообще совершенное по закону предков погребение считалось у древних народов обязательным для того, чтобы погребенный смог достичь посмертного счастья.) Таким образом, фразу эту можно перестроить так: И он, умирая, завещал, чтобы на юг перенесли его тоскующие кости – гостей сей чуждой земли, не успокоенных и смертью. Мы видим, что гости – это приложение к слову кости. Трудность же здесь в том, что в пушкинском тексте стоит не ожидаемая нами форма гостей, а форма гости – т.е. слово гость склоняется так, как если бы оно было неодушевленным. В этом и заключается главное несоответствие этой формы нормам современного русского языка. Причина такого несоответствия лежит, очевидно, на пересечении следующих факторов: 1) слово гости является приложением к неодушевленному существительному кости; 2) категория одушевленности/неодушевленности является в русском языке очень поздней, ее становление окончательно завершилось лишь к XVIII в., и потому в эпоху Пушкина она явно была более гибкой, чем сейчас; 3) кроме того, этот фрагмент, посвященный древней легенде об античном поэте, дает основание видеть намеренную со стороны Пушкина архаизацию языка и стремление подражать некоторым приемам античной поэзии, синтаксис которой был заметно богаче синтаксиса русской; 4) наконец, можно говорить и о факторе рифмы, однако сложно поверить, чтобы такой мастер, как А.С. Пушкин, затруднялся построить стихотворную фразу иначе. Оценка. За правильное расположение слов в тексте – 4 балла. За функцию – приложение – 4 балла. За то, что слово гости употребляется как неодушевленное – 4 балла. Итого – 12 баллов. ЧАСТЬ 2 1. Переведите фрагмент древнерусского текста и сделайте лексический комментарий к выделенным словам. 2. Напишите небольшое сочинение на одну из двух предложенных тем. А. Как вы понимаете высказывание К.П. Победоносцева? Напишите комментарий в форме эссе. «Всякий, кто хочет, первый встречный, может стать органом этой власти, и притом вполне безответственным, как никакая иная власть в мире. Никто не выбирает его и никто не утверждает. Можно ли представить себе деспотизм более насильственный, более безответственный, чем дес потизм печатного слова?» Б. Как вы понимаете высказывание К.С. Аксакова? Напишите комментарий в форме эссе. «Природа, при всем разнообразии своих звуков, не в силах была достигнуть до буквы, только в устах человека могущей образоваться. Неорганический и органический звуки случаются рядом в природе; их иногда слышишь, быстро следующих один за другим, – но без слияния между собою в одно целое. – Буквы в природе нет». * Имеется в виду Овидий в изгнании. |