Я ИДУ НА УРОК
10-й класс
Вводный урок русского языкаНам дан во владение самый богатый,
меткий, К.Г. Паустовский Безошибочное правописание составляет Я.К. Грот. Цели: 1) активизировать знания учащихся о значении и функциях русского языка, стилях русского литературного языка; 2) выборочно повторить орфографию, синтаксис, пунктуацию; 3) учиться писать творческую работу на основе проблемного вопроса; 4) формировать положительное отношение к семье, семейным ценностям. Необходимые материалы: 1) учебник: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2005; 2) программа по русскому языку; 3) раздаточный материал. ХОД УРОКА 1. Организационный момент; запись по выбору одного из эпиграфов урока. 2. Вступительное слово учителя на тему «Особенности изучения курса русского языка в 10-м классе. (См. Пояснительную записку к «Программе по русскому языку для 10–11-х классов...».) 3. Работа с учебником. Упр. 267, с. 131 (до 6-го абзаца включительно). 1) Назовите основные функции русского языка в современном мире. 2) Выпишите ключевые понятия этой части упражнения: один из рабочих языков ООН, ЮНЕСКО; 3) Объясните, как вы понимаете термин литературный язык. («...нормированный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа» (по словарю Розенталя, Теленковой). 4) Вспомните функциональные стили русского литературного языка (учебник, с. 196).
4. Работа с раздаточным материалом. Задание 1. Запишите под диктовку предложение. Составьте схему этого предложения, укажите виды подчинения. Меняются времена, условия жизни, но, если о человеке есть кому позаботиться, когда ему плохо, есть кому за него радоваться, когда происходит что-то хорошее, он не вырастет одиноким, несчастным, жестоким. (Из школьного сочинения) Определите тему высказывания. Актуальна ли она? Задания 2–5. Cм. приложение. 5. Самостоятельная работа творческого характера. Задание. Прочитайте высказывание Л.Толстого – первую фразу его романа «Анна Каренина». Как вы его понимаете? «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Ответьте на вопрос: какую семью можно назвать счастливой? 6. Итоги урока. Какие вопросы были рассмотрены на уроке? Какой стиль использовался вами при выполнении творческой работы? Согласны ли вы с эпиграфами урока? 7. Домашнее задание. Прочитайте до конца упр. 267, закончите творческую работу. ПРИЛОЖЕНИЕ Задание 2. Определите стили отрывков, пользуясь схемой признаков стилей (с. 196 учебника).
(Л.Ошанин)
Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы. Подчеркните обращение, инверсию. Задание 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. (Семейный кодекс) Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы. Подчеркните все словосочетания со связью согласование. Задание 4. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю страну. (Д.Лихачев) Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы. Подчеркните вводное предложение, обособленное обстоятельство. Задание 5. Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой… (Л.Толстой) Объясните подчеркнутые орфограммы и пунктограммы. Подчеркните обособленное определение. В.Г. СТРЕЛЬЧЕНКО, |