Я ИДУ НА УРОК
Первые уроки русского языка
в 5-х и 6-х классах
5-й класс
Продиктуем учащимся шараду:
Меня найдешь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
В книжке и тетрадке.
Но птицей стать я захотел –
Вмиг откажусь от буквы Л.
В начале А ты мне напишешь
И, как зовут меня, услышишь.
(А.Арсирий)
Публикация статьи произведена при поддержке школы "Италиан онлайн". Изучение итальянского языка по Скайпу. Менеджер поможет Вам выбрать репетитора. Составление индивидуальной программы, гибкий график, эффективное обучение. Отработка навыков устной речи, упражнения на лексику и грамматику, чтение текстов. Учите итальянский язык, не выходя из дома! Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас, перейдя по ссылке: http://italian-online.ru.
Задания, вопросы, комментарии
Подскажем пятиклассникам, как расставить знаки
препинания. Как только правильный ответ – лист,
аист – найден, запишем его на доске. Спросим,
чем, кроме первой буквы, различаются эти
существительные. Ответы учеников могут быть
самыми разнообразными, важно упорядочить их,
записать в тетрадях выводы, к которым класс
пришел во время обсуждения. Если необходимо,
учитель поможет наводящими вопросами.
Сколько букв в словах лист и аист? А
звуков? А слогов? Есть ли в тексте слова, в которых
букв больше, чем звуков? Звуков больше, чем букв?
(Интересно показать ученикам, что в названии
буквы л одна буква, но два звука – [эл],
и напомнить, что, строго говоря, буква называется
не «эл», а «эль».) Сколько слогов в самых длинных
словах стихотворения?
Какие буквы в существительных аист и лист
обозначают гласные звуки, какие – согласные?
Предложим пятиклассникам подобрать к этим
согласным звукам парные по твердости – мягкости,
глухости – звонкости; записать несколько слов, в
которых встретятся звуки, парные [с] и [т]: раздавить,
загадывать (по глухости – звонкости), сеять,
система (по твердости – мягкости); найти в
тексте слова с глухими и звонкими согласными, с
двумя рядом стоящими звонкими согласными
(на[й’д’]ешь, клу[мб’]е, [гр’]ядке, жу[рн]але,
а[л’б]оме, [вм’]иг, [мн’]е), с двумя глухими рядом
стоящими согласными (гря[тк’]е, кни[шк’]е,
тетра[тк’]е, [пт’]ицей, [ст]ать, о[тк]ажусь).
Обратим внимание учеников, что, говоря о звуках,
мы сравнивали звучание слов лист и аист.
Представим, что ответ на загадку по условиям
игры надо было записать во множественном числе.
Как бы он выглядел? Обсудим смысловую разницу
между словоформами листья и листы. При
желании введем необходимые термины. Пусть
ученики назовут (или найдут в словаре) известные
им однозначные и многозначные слова, омонимы,
проверят по словарю, какому «листу»
родственны прилагательные лиственный, листовой,
глагол листать, существительные листва, листовка,
листопад; запишут на месте пропуска
подходящее существительное во множественном
числе: … бумаги, … сирени, … железа, …
картона, … капусты; придумают предложения,
в которых обыгрываются разные значения: Ветер
сдул со стола листы разноцветной бумаги,
закружил их по комнате. Получился настоящий
листопад.
В конце этой работы сделаем вывод: слова аист
и лист рассматривались нами с точки зрения их
смысла, лексического значения.
В качестве домашнего задания можно
предложить пятиклассникам проверить, сколько
значений у других существительных,
встретившихся в тексте.
К какому роду и склонению относятся аист и лист?
Попросим указать эти признаки у каждого
существительного, встретившегося в упражнении.
Существительных какого рода больше всего в
стихотворении? Существительных какого склонения
не оказалось в тексте? Пусть пятиклассники за
минуту запишут как можно больше слов третьего
склонения. Чем похожи друг на друга все
существительные первого четверостишия?
(Предупредим учеников, что теперь мы сравниваем
не звучание и смысл слов, а их морфологические
характеристики: род, склонение, падеж, число.
Попутно проверим безударные окончания в этих
словоформах.) В каком падеже стоят
существительные в последней строфе?
Можно обыграть термин «предложный падеж» и
попросить класс выделить в тексте предлоги.
Помогает ли предлог определить падеж
существительного? Рядом с каким падежом никогда
нет предлога? В каком падеже стоит слово, если
перед ним предлоги к, от, без или с?
К каким словам в стихотворении мы зададим вопрос
винительного падежа? К какой части речи
относится слово меня? В каких падежах это
местоимение встретилось в тексте? Как оно будет
выглядеть в творительном падеже? Пусть ученики
придумают и запишут небольшие предложения, в
которых местоимение ты (любое личное
местоимение) употреблено в разных падежах: без
тебя…, а с тобой…; от тебя… и к тебе….
На этом же уроке можно начать разговор о
сложном орфографическом правиле – правописании
безударных окончаний глагола (одинаковы ли
окончания у рифмующихся глаголов? Почему в одном
случае пишем -ешь, в другом -ишь? Как
узнать, к какому спряжению относится глагол?). А
можно попросить пятиклассников выписать из
стихотворения слова со следующими
морфологическими признаками: 1) прош. вр., муж. род;
2) 1-е спряжение, 2-е лицо; 3) 2-е спряжение,
буд. вр. (К какой части речи они относятся?)
После обсуждения правильных ответов предложим
ученикам определить время, спряжение, лицо или
род каждого глагола.
Дома пятиклассники выпишут из текста все слова
с безударной гласной в корне, подберут к ним
проверочные; придумают свои загадки с
существительными, которые различаются одной
буквой (одним звуком). (При выполнении этого
задания необходимо прояснить значение слов по
толковому словарю; загадки можно сочинить и не в
стихотворной форме.) Учитель может найти
отличные примеры и слов для игры, и самих загадок
в книге А.Арсирия «Материалы по занимательной
грамматике русского языка».
6-й класс
Продиктуем ученикам такое четверостишие:
Корень мой находится в цене,
Приставку ты найдешь в огарке мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
(А.Арсирий)
Задания, вопросы, комментарии
Шестиклассники легко определят, какое слово
загадано, – оценка. Предложим ученикам
доказать, что они правильно выделили в
существительных цен-а, о-гарок, тетрад-к-а
требуемые морфемы. Если это задание вызывает
затруднения, попросим подобрать однокоренные
слова к первому существительному, присоединить
другие приставки к -гар- или -гор- (можно
предупредить детей, что это один из корней с
чередованием гласных, о которых речь пойдет в
шестом классе, и вспомнить, какие корни изучались
в пятом). Заменим одним словом выражения маленькая,
тоненькая тетрадь // огромная, толстая,
тяжелая тетрадь // лист, вырванный из тетради,
отметим в получившихся существительных и
прилагательном морфему, которая придает слову тетрадь
все вышеназванные значения. Потренируемся
выделять разные морфемы: корни в словах найдешь,
мой, встречали, дневник, суффикс – в очерке,
находится, встречали (вспомним, что
суффикс -л- в глаголах прошедшего времени
в основу не входит). Образуем от слова журнал
с помощью суффиксов прилагательное //
существительное, обозначающее человека, который
пишет статьи для журналов.
Спросим, какую морфему автор в стихотворении не
упоминает. Чем окончание отличается от других
морфем? Во всех ли записанных словах есть
окончание? Как проверить, правильно ли выделено
окончание в слове? Выделим окончания, которые
состоят из одной буквы, из двух, из трех, в которых
нет ни одной буквы.
Можно ли было заранее узнать, какое окончание
будет в загаданном слове? (Местоимение вся
подсказывает род существительного – женский,
соответственно, окончания могли быть а, я,
нулевое.) К какому склонению относятся
существительные с такими окончаниями? Определим
склонение всех существительных в стихотворении.
Каких не встретилось? Каких больше? Проверим
написание безударных окончаний: почему во всех
случаях это буква е? Каким будет
окончание у слова в тетрадке в р.п.?
Какие окончания в глаголах? Как проверить
безударное окончание в глаголе находится?
Определим спряжение глаголов. Какой из них будет
отличаться по этому признаку от остальных двух?
По каким признакам будет лишним глагол встречали?
В каком глаголе надо написать ь, а в каком
нет? Пусть ученики изменят первую строчку так,
чтобы глагол в ней писался с ь.
Предложим шестиклассникам внимательно
прочитать стихотворение, затем отложить его в
сторону и записать в тетради все встретившиеся в
нем слова с безударной е в корне.
Обсудим знаки препинания в тексте. Почему после
первых трех строчек надо поставить запятые?
Подчеркнем основы, укажем, какими частями речи
выражены три подлежащих из четырех.
В конце урока ученики в группах придумывают
свои шарады с существительными, предложенными
учителем (примеры можно найти в книге А.Арсирия),
отгадывают чужие. Строение и значение загаданных
слов необходимо уточнить по словарю.
А.ВОЛКОВА,
г. Москва
|