МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Подлинная грамотность
Дидактический материал для
первых уроков
русского языка в 8–9-х классах
«Язык – это история народа. Язык – это путь
цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и
сбережение русского языка является не праздным
занятием, а насущной необходимостью». (А.И. Куприн)
Сегодня мы познакомимся с высказываниями
поэтов, писателей, ученых о русском языке, его
богатстве, особенностях. Вам представится
возможность высказать свою точку зрения по
многим актуальным сегодня проблемам.
Задание 1
Не нужно забывать, что подлинная грамотность –
не только в правильном написании и произнесении
слов.
На днях пришла ко мне молодая студентка,
незнакомая, бойкая, с какой-то незатейливой
просьбой. Исполнив ее просьбу, я, со своей
стороны, попросил ее сделать мне милость и
прочитать вслух из какой-нибудь книги хоть пять
или десять страничек, чтобы я мог полчаса
отдохнуть.
Она согласилась охотно. Я дал ей первое, что
попалось мне под руку, – повесть Гоголя «Невский
проспект», закрыл глаза и с удовольствием
приготовился слушать.
Таков был мой любимый отдых.
Первые страницы этой упоительной повести
прямо-таки невозможно читать без восторга: такое
в ней разнообразие живых интонаций и такая
чудесная смесь убийственной иронии, сарказма и
логики. Ко всему этому девушка оказалась слепа и
глуха. Читала Гоголя, как расписание
поездов, – безучастно, монотонно и тускло.
Перед нею была великолепная, узорчатая,
многоцветная ткань, сверкающая яркими радугами,
но для нее эта ткань была серая.
Конечно, при чтении она сделала немало ошибок.
Вместо бла'га она читала блага', вместо мерканти'льный
– мерка'нтильный и сбилась, как семилетняя
школьница. Когда дошла до слова фантасмагория,
явно неизвестного ей.
Но что такое безграмотность буквенная по
сравнению с душевной безграмотностью! Не
почувствовать дивного юмора! Не откликнуться
душой на красоту!
(Корней Чуковский)
– Определите тему текста.
– В каком значении употреблено прилагательное бойкая
в тексте? Подберите к этому слову синонимы.
– Укажите средства художественной
выразительности, которые передают эмоциональный
настрой автора?
– От чего предостерегает К.Чуковский? Напишите
сочинение – отклик на тему «Что такое
безграмотность буквенная по сравнению с
безграмотностью душевной!».
Задание 2
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку
членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли
обмениваться мыслями при всякого рода
совместной деятельности, то есть он нужен как
средство общения. Правда, кроме языка, для этой
цели могут использоваться и другие средства,
например система знаков, регулирующих уличное
движение.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять
и сохранять коллективный опыт человечества,
достижения общественной практики. Когда Архимед
открыл свой знаменитый закон, то первое, что он
при этом сделал, – сформулировал этот закон в
словах, выразил свою мысль так, что она стала
доступной для понимания и его современникам, и
нам – его далеким потомкам. Когда вы учитесь в
школе, вы усваиваете достижения общественного
опыта по учебникам, где необходимые сведения
изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы
человек мог с его помощью выразить свои мысли,
чувства, эмоции. Например, в стихах человек
передает самые сокровенные мысли, чувства,
переживания. И все это благодаря языку.
Без языка не было бы самого человека, потому что
все то, что есть в нем человеческого, связано с
языком, выражается в языке и закрепляется в
языке.
(А.Леонтьев)
– О каких функциях языка рассказывает
А.Леонтьев?
Задание 3
Язык, который существует в меняющемся мире и не
меняется сам, перестает выполнять свою функцию.
Мы не сможем говорить на нем об этом мире просто
потому, что у нас не хватит слов. И не так уж важно,
идет ли речь о домовых сычах, новых технологиях
или новых экономических и политических реалиях.
(М.Кронгауз)
– Почему язык должен изменяться?
Задание 4
Да будет же честь и слава нашему языку, который
в самородном богатстве своем, почти без всякого
чуждого примеса, течет, как гордая,
величественная река, – шумит, гремит – и вдруг,
если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком
и сладостно вливается в душу, образуя все меры,
какие заключаются только в падении и возвышении
человеческого голоса!
(Н.Карамзин)
– Объясните сравнение русского языка с гордой,
величественной рекой. Приведите примеры
смягчения русского языка, когда он становится нежным
ручейком?
В 1948 году балкарский поэт Максим Исмаилович
Геттуев написал такие строки:
Русский язык – безграничное море!
В глуби морской я дождался улова;
Выловил ключ, открывающий радость, –
Этим ключом было русское слово...
...Русский язык! В нем, как в море бездонном,
Черпаю силы для смелых решений;
Он вдохновляет на труд беззаветный
Ради грядущих прекрасных свершений!*
(Перевод Ю.Хазанова)
– Как вы думаете, почему слово поэт
называет «ключом, открывающим радость»?
Задание 5
Русский язык открывается до конца в своих
поистине волшебных свойствах и богатстве лишь
тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой
народ и чувствует сокровенную прелесть нашей
земли.
(К.Паустовский)
– Почему важно знать русский народ и
чувствовать «сокровенную прелесть» земли? Какой
смысл вкладывал К.Г. Паустовский в это
высказывание?
Задание 6
Существует вершина – чистый и гибкий русский
литературный язык. Обогащение его за счет
местных слов требует строгого отбора и большого
вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране,
где в языке и произношении наряду со словами –
подлинными перлами есть много слов корявых и
фонетически неприятных.
(К.Паустовский)
|
«Русский язык». Автограф Тургенева.
1882.
|
– Каким образом можно если не достигнуть, то
приблизиться к чистому русскому литературному
языку? Напишите об этом небольшое эссе.
Задание 7
Как несметное множество церквей, монастырей с
куполами, главами, крестами рассыпано по святой
благочестивой Руси, так несметное множество
племен, поколений, народов толпится, пестреет и
мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в
себе залог сил, полный творящих способностей
души, своей яркой особенности и других даров
Бога, своеобразно отличился каждый своим
собственным словом, которым, выражая какой ни
есть предмет, отражает в выраженьи его часть
собственного своего характера. Сердцеведением и
мудрым познаньем жизни отзовется слово британца;
легким щеголем блеснет и разлетится
недолговечное слово француза; затейливо
придумает свое, не всякому доступное
умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое
было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы
из-под самого сердца, так бы кипело и
животрепетало, как метко сказанное русское
слово.
(Н.Гоголь)
– Какие особенности английской, французской,
немецкой и русской речи подчеркивает
Н.В. Гоголь?
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
|