МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Материалы к первым урокам
повторения синтаксиса простого предложения
в 9-м классе
1. Вставьте подходящие по смыслу союзы для
связи однородных членов.
Образец.Сын мог целый вечер просиживать
над приключенческой книгой, над решением сложной
шахматной задачи. – Сын мог целый вечер
просиживать или над приключенческой книгой, или
над решением сложной шахматной задачи.
Убаюкивали путешественников река своей
блестевшей гладью, покачивание лодки, чистое
небо, жара. (И – и.)
Узкая извилистая тропинка теряется в густом
лесу, преграждается горной речкой, упирается в
отвесную скалу. (То – то.)
Голова немного кружилась от озноба, от
волнения, от непривычной высоты. (То ли – то ли.)
2. Замените определения, выраженные
прилагательными, приложениями.
Образец. В сеть попалась крошечная
рыба. – В сеть попалась крошка рыба.
Возле маленькой девочки собрались гости.
Красивая река с каждым новым поворотом щедро
открывала все новые и новые уголки природы.
Хлопотливая пчела много меда припасла. Резвая
белка скачет с ветки на ветку.
3. Выделенные необособленные определения
сделайте обособленными, а обособленные –
необособленными.
Вечером отряд расположился вокруг зажженного
на берегу реки костра.
Алмазами искрится выпавший ночью легкий
снежок.
Хмурый и неприветливый лес поднимался
сплошной зеленой стеной.
Зной, полный тяжелого смолистого аромата,
неподвижно стоял под навесами сосен. Тяжело загруженная
лодка глубоко сидела в воде, и волны захлестывали
ее с боков.
Солнце, катившееся к горизонту, начало
окрашиваться в багрянец.
4. Замените один из глаголов
деепричастием, опустив союз и.
Образец. Протяжные звуки горна
всколыхнули воздух и отозвались эхом за
верхушками деревьев. – Протяжные звуки горна
всколыхнули воздух, отозвавшись эхом за
верхушками деревьев.
Свет луны заглянул во тьму оврага и обнажил на
склоне его разросшиеся кусты и диковинные цветы.
По небу неслись разорванные облака и роняли
редкие капли.
Соловьи высвистывали громко и оглашали всю
рощу.
Дорожка становилась все круче и исчезала в
густых кустах орешника и дикой жимолости.
5. Работа с текстом Г.А. Федосеева.
Когда нет солнца, когда тучи давят на горы и
шальной ветер рыщет по тайге, неприветливо
бывает в этом пустынном крае. Нет здесь
цветочных, красочных лужаек. Даже летом взгляд не
порадуют заросли маков, огоньков, колокольчиков.
Открытые места, хотя мы и называем их
полянами, – это не то, что обычно понимается
под этим словом. Их глинистая почва почти никогда
не прогревается солнцем, тут вечная мерзлота, и
растительность на ней очень бедная. Ерник, кочки,
обросшие черноголовником, да зеленый мох – вот и
все.* И всюду вода. Она образует или сплошные
болота, или сети мелких озеринок.* Сама же тайга,
покрывающая три четверти долины, редкая,
захламленная, а деревья низкие, корявые. Все это:
и кочки, и мох, и остылые озера, и горбатые скелеты
склонившихся лиственниц – делает картину
суровой.* Одиноко чувствуешь себя в этих
забытых краях.
– Озаглавьте его. Объясните постановку знаков
препинания выделенных предложений, начертите
схемы предложений, отмеченных звездочкой.
Найдите в тексте слово, имеющее ярко выраженную
экспрессивную окраску.
– В каком слове все согласные глухие?
а) Колокольчиков; б) всюду; в) склонившихся; г)
глинистая.
– Какое из перечисленных слов имеет схему ?
а) Изредка; б) озеринок; в) захламленная; г)
поднимается.
– Какое из перечисленных слов не имеет
орфограммы «Чередующаяся гласная в корне слова»?
а) Заросли; б) горы; в) растительность; г)
склонившихся.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
|