Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Материалы к первым урокам
повторения синтаксиса простого предложения
в 9-м классе

1. Вставьте подходящие по смыслу союзы для связи однородных членов.

Образец.Сын мог целый вечер просиживать над приключенческой книгой, над решением сложной шахматной задачи. – Сын мог целый вечер просиживать или над приключенческой книгой, или над решением сложной шахматной задачи.

Убаюкивали путешественников река своей блестевшей гладью, покачивание лодки, чистое небо, жара. (И – и.)

Узкая извилистая тропинка теряется в густом лесу, преграждается горной речкой, упирается в отвесную скалу. (То – то.)

Голова немного кружилась от озноба, от волнения, от непривычной высоты. (То ли – то ли.)

2. Замените определения, выраженные прилагательными, приложениями.

Образец. В сеть попалась крошечная рыба. – В сеть попалась крошка рыба.

Возле маленькой девочки собрались гости. Красивая река с каждым новым поворотом щедро открывала все новые и новые уголки природы.

Хлопотливая пчела много меда припасла. Резвая белка скачет с ветки на ветку.

3. Выделенные необособленные определения сделайте обособленными, а обособленные – необособленными.

Вечером отряд расположился вокруг зажженного на берегу реки костра.

Алмазами искрится выпавший ночью легкий снежок.

Хмурый и неприветливый лес поднимался сплошной зеленой стеной.

Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Тяжело загруженная лодка глубоко сидела в воде, и волны захлестывали ее с боков.

Солнце, катившееся к горизонту, начало окрашиваться в багрянец.

4. Замените один из глаголов деепричастием, опустив союз и.

Образец. Протяжные звуки горна всколыхнули воздух и отозвались эхом за верхушками деревьев. – Протяжные звуки горна всколыхнули воздух, отозвавшись эхом за верхушками деревьев.

Свет луны заглянул во тьму оврага и обнажил на склоне его разросшиеся кусты и диковинные цветы.

По небу неслись разорванные облака и роняли редкие капли.

Соловьи высвистывали громко и оглашали всю рощу.

Дорожка становилась все круче и исчезала в густых кустах орешника и дикой жимолости.

5. Работа с текстом Г.А. Федосеева.

Когда нет солнца, когда тучи давят на горы и шальной ветер рыщет по тайге, неприветливо бывает в этом пустынном крае. Нет здесь цветочных, красочных лужаек. Даже летом взгляд не порадуют заросли маков, огоньков, колокольчиков. Открытые места, хотя мы и называем их полянами, – это не то, что обычно понимается под этим словом. Их глинистая почва почти никогда не прогревается солнцем, тут вечная мерзлота, и растительность на ней очень бедная. Ерник, кочки, обросшие черноголовником, да зеленый мох – вот и все.* И всюду вода. Она образует или сплошные болота, или сети мелких озеринок.* Сама же тайга, покрывающая три четверти долины, редкая, захламленная, а деревья низкие, корявые. Все это: и кочки, и мох, и остылые озера, и горбатые скелеты склонившихся лиственниц – делает картину суровой.* Одиноко чувствуешь себя в этих забытых краях.

– Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания выделенных предложений, начертите схемы предложений, отмеченных звездочкой. Найдите в тексте слово, имеющее ярко выраженную экспрессивную окраску.

– В каком слове все согласные глухие?

а) Колокольчиков; б) всюду; в) склонившихся; г) глинистая.

– Какое из перечисленных слов имеет схему ?

а) Изредка; б) озеринок; в) захламленная; г) поднимается.

– Какое из перечисленных слов не имеет орфограммы «Чередующаяся гласная в корне слова»?

а) Заросли; б) горы; в) растительность; г) склонившихся.

Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru