Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №17/2008

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

7-й класс

Написание художественного
и научного текстов по данному началу

Цели: 1. Формирование умения отбирать языковые средства выразительности при создании собственных текстов разных стилей речи.

2. Развитие умения строить связное высказывание по данному началу.

Оборудование. На партах – статуэтки, фотографии, иллюстрации с изображениями собак, игрушки и т.д.; тетради по развитию речи, черновики. На доске – тексты для работы. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

Наш урок начинается не совсем обычно, так как на столах у вас я вижу игрушечных собачек, статуэтки, фотографии ваших любимцев. Вы принесли их в класс по моей просьбе.

Расскажите, пожалуйста, коротко о том, что вы принесли: возможно, мы услышим интересную историю о появлении у вас этого сувенира, а быть может, описание вашего четвероногого любимца...

(Учащиеся коротко (3–5 фразами) рассказывают о принесенных предметах.)

2. Работа с текстами.

Задание. Прочитайте внимательно тексты, написанные на доске. Все ли слова вам понятны?

ТЕКСТ 1

Собака – млекопитающее семейства волчьих. Происходит от волка. Начало одомашнивания собаки относится к мезолиту. Известно свыше 400 пород собак.

Мезолит – это переходный период от древнего каменного века (палеолита) к новому каменному веку (неолиту).

ТЕКСТ 2

Жил-был пес. Черный бархатный нос.
Уши – лопушком. Белое брюшко.
Шея – дугой. Хвост – трубой.
Не старик, а бородат. Рыжая бородка.
Бахромой усы висят. Важная походка.
Звали его…

• Что объединяет эти два текста? (Оба текста про собаку. Первый текст описывает собаку с научной точки зрения, второй – создает образ пса, следовательно, второй текст написан в художественном стиле.)

• Назовите особенности каждого стиля. (В первом тексте используются термины: млекопитающее семейства волчьих, одомашнивание, мезолит и т.д. Приводятся цифры. Слова используются в прямом значении. Во втором – при описании пса, используются выразительные средства: эпитет (бархатный), сравнения (в форме творительного падежа существительных – ушки – лопушком; шея – дугой; хвост – трубой; бахромой усы висят...)

3. Уточнение учебной задачи.

Ваша задача – продолжить текст по данному началу. Конечно, продолжать свой текст нужно в том же стиле.

• В каких жанрах можно написать текст? (Как статью для справочника. Как рассказ либо сказку с типичным сказочным зачином: жил-был...)

• Какой тип речи представляет собой начало художественного текста? (Описание.)

• Как можно продолжать текст? (Дальше должно идти повествование: расскажем о приключениях пса. Можно продолжить и описание: расскажем о повадках собаки, об особенностях поведения, о том, что животное любит.)

• Какие микротемы вы предложите для продолжения научного текста? (Места обитания, пищевые пристрастия, особенности разведения и содержания, дрессировка.)

! Учитель следит за тем, чтобы дети выражали свои мысли в соответствующем стиле речи, микротемы можно записать на доске и сравнить предложения учеников и учителя.

4. Объяснительный словарный диктант.

Словосочетания для объяснительного словарного диктанта выбраны из рассказа Юрия Казакова «Арктур – гончий пес». Надеюсь, вас заинтересует это произведение, в нем говорится о судьбе слепого гончего пса.

Задание. Запишите словосочетания, объясните встретившиеся орфограммы.

Гончий пес,

дымчатые щенки,

короткий дрожащий хвостик,

приоткрывал свои мертвые глаза,

поводил головой, принюхиваясь,

рыжие подпалины на животе и на морде,

неуверенность и напряженность в движениях,

прекрасно ориентировался,

возвращался совершенно измученный.

Задание. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, объясните их, составьте схему: Пес был худ, ребра выпирали, спина была острой, лопатки стояли торчком.

5. Работа с черновиком и чистовиком, сдача тетрадей.

Перед переписыванием сочинения на чистовик зачитываем несколько работ (можно не полностью, частично), обсуждаем обороты речи и саму идею текста).

Домой дети уходят без домашнего задания.

С.А. МАКСИМОВА,
г. Лесной
Свердловская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru