МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
6-й классК урокам по изучению лексики и фразеологии
Предлагаемые отрывки из книги Юрия Коваля «Приключения Васи Куролесова» можно рассматривать как смешной и полезный материал к урокам по изучению лексики и фразеологии в 6-м классе или к урокам обобщающего повторения в старших классах. В 6-м классе в центре внимания могут быть такие вопросы и задания: Найдите фразеологизмы, объясните их значение. Каково, по-вашему, их происхождение? Все ли они употреблены в общепринятом значении? Какие предложения с фразеологизмами вам кажутся смешными и почему? Какое слово употреблено и в прямом, и в переносном значении? Какие эпитеты вам кажутся необычными? На уроке в старших классах с помощью предлагаемого материала можно повторить не только фразеологизмы. Вот примерные вопросы и задания по стилистике, синтаксису и пунктуации. Какие приметы разговорного стиля – морфологические, лексические, синтаксические – обнаруживаются в данных отрывках? Какие здесь есть вводные слова и какие можно по ошибке принять за вводные? Найдите предложения: а) сложносочиненное; б) сложноподчиненное с придаточным времени; в) бессоюзное сложное; г) сложноподчиненное с однородными придаточными; д) простое двусоставное неполное; е) с обособленным уточняющим обстоятельством; ж) с необособленным сравнительным оборотом. Какие виды односоставных предложений есть в данных отрывках? Приведите примеры. В каком предложении употреблено сказуемое, совмещающее признаки составного глагольного и составного именного? Как-то весной, в начале мая, мама Евлампьевна и говорит Васе: – Васьк, кур-то у нас много. И утки есть. А вот поросят нету. Не купить ли? – Мам, – говорит Вася, – да ну их! Хрюкать начнут – отбою от них не будет. – Васьк, – говорит Евлампьевна, – да много ли тебе надо отбою? Похрюкают и перестанут. Он шел к выходу и думал: «Хоть я и деревенский парень, а грубиян». Это ему нравилось. Ему хотелось быть грубияном и тертым калачом, да, пожалуй, и от стреляного воробья он бы не отказался. – Пара поросенков, мам, – сказал Вася, кладя мешок на землю. – Да неси их скорее в избу! Застудишь. Они небось махонькие. Пока Вася развязывал мешок, поросята шевелились в нем и повизгивали. – Да развязывай же скорее! – кричала на Васю Евлампьевна. – Куда спешить-то, мам?.. – отвечал Вася, развязав мешок. Он встряхнул его, и из мешка, ощерясь и вроде даже противно улыбаясь, вылез рыжий облезлый пес. «Как же пес оказался в мешке? – думал Вася. – Не через дырку же пролез! Значит, черноусый мешки переменил, пока я деньги считал. Вместо мешка с поросятами подсунул мешок со псом». «А пес-то какая свинья! – думал Вася. – Сидел в мешке и нарочно похрюкивал. Надо было его поленом огреть...» «А я-то хорош! – думал Вася далее. – Развесил уши: мол, я тертый калач! А сам – лопух лопухом». – Ну что, мешочник, – сказал Вася, – совсем совесть потерял? Свинью в мешке изображаешь?.. Твое счастье, что у меня от сердца отлегло. Иначе не миновать бы тебе по башке поленом. Да, вот какие получились дела. И в голову не пришло старшине Тараканову, что Курочкин и есть тот самый мошенник, а Вася – простой человек. «Устал как собака, – думал Вася, выходя из милиции, – и не выспался». Жизнь Васина потекла теперь самым обычным образом. Она, как говорится, вошла в свою колею. Но колея эта Васе не очень-то нравилась. Ему хотелось, чтобы она была с каким-нибудь вывертом, с загогулинкой. Однако откуда было взяться этой загогулинке, если с утра до вечера приходилось ему учиться на механизатора, часами сидеть над книжкой с мощным названием «Трактор»? И если он видел какую-нибудь загогулинку, так только в руках тракториста Наливайко, который ковырялся ею в тракторном моторе. Н.А. ШАПИРО, |