Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №20/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

5-й класс

 

Система проверки в 5-м классе
по программе С.И. Львовой

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

I. Выполните тестовые задания.

1. Какие буквы из указанных названы неверно?

а) б (бэ); б) в (эв); в) г (гэ); г) л (эл); д) с (эс).

2. После ж, ш, ч, щ пишутся буквы и, у, а, но не пишутся ы, ю, я. Назовите слова, которые отступают рот данного правила:

а) сч_стье; б) ш_нель; в) ч_шка; г) ч_вство; д) брош_ра; е) пощ_да; ж) ж_ри; з) ж_лет; и) параш_т; к) рощ_.

3. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:

а) рожь; б) въезд; в) яблоко; г) соль; д) лен; е) съемка; ж) семья; з) лямка; и) здесь; к) известно; л) юг; м) елка.

4. Укажите слова, в которых правильно поставлено ударение:

а) слу'чай; б) сто'ляр; в) портфе'ль; г) звони'т; д) средства'; е) киломе'тр; ж) реме'нь; з) цыга'н; и) па'ртер; к) красиве'й.

5. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:

а) лодка; б) глотка; в) скользкий. г) старушка; д) утка; е) город; ж) гром; з) кружка; и) глотка; к) гладкий.

6. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) арбуз; б) верба; в) документ; г) магазин; д) ненависть; е) звонишь; ж) свекла.

7. Найдите третье «лишнее» слово:

а) 1) что, 2) чтобы, 3) конечно;

б) 1) конечно, 2) нарочно, 3) игрушечный;

в) 1) теннис, 2) тема, 3) текст;

г) 10 свитер, 2) ателье, 3) тенор;

д) 1) чувство, 2) баловство, 3) да здравствует.

8. Какие из данных букв являются шипящими?

а) ч; б) ж; в) ф; г) ш; д) х.

9. Какие из данных согласных являются глухими?

а) ч; б) ж; в) т; г) с; д) к; е) л.

10. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука:

а) в начале слова; б) после мягких согласных; в) после гласных; г) после ъ и ь.

II. Практикум.

1. Выполните фонетический разбор слов:

1-й вариант: вьюжный;

2-й вариант: пятьсот.

2. Выполните орфоэпический разбор слов:

1-й вариант: пастбище;

2-й вариант: щавель.

Контрольный диктант по теме «Орфография»

Крапива – одно из самых удивительных растений.

Она вызывает множество вопросов. Почему она жжется? Почему другие травы обходятся без такой защиты и процветают?

Она растет повсюду, где проживают люди. Выкопайте колодец среди чистой поляны, и ваш колодец окружит неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте корзину щепок или другого мусора, крапива уж тут как тут!

Она особенно буйствует там, где замечается человеческое бедствие, неблагополучие. Крапива как будто заранее предлагает себя как целебная и полезная трава, которая во много раз питательнее капусты.

Мы не перестаем удивляться этому замечательному растению!

(94 слова)

Грамматическое задание

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему и основную мысль (отметьте в тексте предложения).

3. Обозначьте корни и орфограммы в них.

4. Запишите транскрипцию слов: жжется (1-й вариант), обходятся (2-й вариант).

5. Орфографический разбор слов: проживают (1-й вариант), неизвестно (2-й вариант).

 

Контрольное списывание по теме «Орфография»

ТУЧА

Солнце скрылось в громадном облаке, которое двигается, как бесконечная черная рать. Время от времени солнышко выглядывает, потом скрывается.

Я стал внимательно рассматривать тучу. Края облака как будто воспламенились. Картина получилась красивая. Одна часть неба темная, и туча растет. Отчетливо светятся высокие девятиэтажки, блистают искорками голуби. Выпустили их полетать в тревожном предгрозовом воздухе. Другая часть неба еще светлая и тонет в свете. Настроение тревожное. Так чувствуют себя воины перед боем.

(По Л.Бахревскому)

Грамматическое задание

1. Выпишите слова в четыре столбика:

1) правописание корней;

2) правописание приставок;

3) правописание суффиксов;

4) правописание окончаний.

2. Выпишите слова, характеризующие тучу.

ТУЧА

Со_нце скрыл_сь в гр_мадном обл_ке, которое двига_тся как бе_конечная ч_рная рать. Время от врем_ни солн_шко выгляд_вает, потом скрыва_тся.

Я стал вн_мательно ра_матривать тучу. Кр_я обл_ка как будто во_пламенились. К_ртина получил_сь кр_сивая. Одна часть неба темная, и туча р_стет. Отч_тливо свет_тся высокие дев_тиэтажки, бл_стают иск_рками голуби. Выпустили их п_летать в тр_вожном пре_грозовом воздухе. Другая часть неба еще св_тлая и тон_т в свете. Настроен_е тр_вожное. Так чу_ствуют себя во_ны перед боем.

(По Л.Бахревскому)

Грамматическое задание

1. Выпишите слова с пропущенными буквами в четыре столбика:

1) правописание корней;

2) правописание приставок;

3) правописание суффиксов;

4) правописание окончаний.

2. Выпишите слова, характеризующие тучу.

 

Контрольная работа по теме «Лексика»

I вариант

1. Используя школьный толковый словарь, определите лексическое значение слова дождевой.

2. Выпишите из словаря по одному слову: заимствованное, устаревшее.

3. Определите слово по его лексическому значению:

а) цвет фиалки и сирени;

б) заранее намеченный путь следования;

в) очень большой;

г) желтый с красноватым оттенком;

д) знаки для обозначения звуков;

е) слова, употребляемые жителями одной местности;

ж) часть слова без окончания.

4. Подберите антоним к фразеологизму распускать нюни.

5. Подберите синонимы к фразеологизму лить слезы.

6. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

Сады, убранные сухим золотом, почти не роняли его на дорожки и горели во всей красоте.

7. Выпишите синонимы из предложения.

Когда мальчик слышал его пение, полное беспредельной тоски, чувство жалости охватывало его маленькое сердце.

8. Составьте два предложения так, чтобы слово язык в одном было употреблено в прямом, а в другом – в переносном значении.

9. Выпишите из словаря однозначное, многозначное слово, омоним.

10. Подберите к слову худой антонимы.

II вариант

1. Используя школьный толковый словарь, определите лексическое значение слова дождливый.

2. Выпишите из словаря по одному слову: диалектное, профессиональное.

3. Определите слово по его лексическому значению:

а) цвет фиалки и сирени;

б) заранее намеченный путь следования;

в) очень большой;

г) желтый с красноватым оттенком;

д) знаки для обозначения звуков;

е) слова, употребляемые жителями одной местности;

ж) часть слова без окончания.

4. Подберите антоним к фразеологизму упасть духом.

5. Подберите синонимы к фразеологизму намотать на ус.

6. Выпишите слова, употребленные в переносном значении.

В саду горит костер рябины красной.

7. Выпишите синонимы из предложения.

Кругом, покорив все своей темнотой, наполнив покоем и тишиной, царила ночь.

8. Составьте два предложения так, чтобы слово хрустальный в одном было употреблено в прямом, а в другом – в переносном значении.

9. Выпишите из словаря однозначное, многозначное слово, омоним.

10. Подберите к слову сильный антонимы.

 

Контрольная работа по теме «Словообразование»

I вариант

1. Составьте словообразовательные цепочки, показывающие последовательность образования слов:

рыбацкий, заготовка.

2. Запишите слова приемом поморфемного письма:

зап_вать песню – зап_вать лекарство водой.

3. Произведите морфемный разбор слов:

дали (глагол) – дали (существительное).

Составьте и запишите словосочетания с каждым словом.

4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.

Предл_гать, возр_стать, сл_жение, сбереж_т, отр_слевой, ш_пот, трущ_бы, к_сательная, подр_сти, соприк_снуться, прош_л, обожж_нный.

5. Запишите по одному слову на каждую морфемную модель:

оньк а, ат ый.

6. Спишите слова, вставляя вместо пропуска подходящую приставку.

Бе_звездный, _делать, ра_нимать, пре_ставить, пр_чудливый, пр_пятствие, во_соединиться.

 

II вариант

1. Составьте словообразовательные цепочки, показывающие последовательность образования слов:

юношеский, покраска.

2. Запишите слова приемом поморфемного письма:

пол_скать белье – пол_скать котенка.

3. Произведите морфемный разбор слов:

дуло (глагол) – дуло (существительное).

Составьте и запишите словосочетания с каждым словом.

4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм:

Ш_рстка, ж_нглер, перел_жить, ч_порный, р_стовщик, неприк_сновенный, распол_гающий, р_стительность, сл_жение, выр_щенный, стереж_т, пош_л, безотл_гательно.

5. Запишите по одному слову на каждую морфемную модель:

ств о, оват ый.

6. Спишите слова, вставляя вместо пропуска подходящую приставку.

Пр_школьный, ра_жимать, _бить, ра_задорить, бе_человечный, бе_характерный, пр_пятствие.

 

III вариант

1. Составьте словообразовательные цепочки, показывающие последовательность образования слов по образцу неграмотный – грамотный – грамота:

букварик.

2. Запишите слова приемом поморфемного письма по образцу ис-пар-ени-е:

об_грить кровью – об_греть помещение.

3. Произведите морфемный разбор слова котик по образцу труба – трубач.

4. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограмм.

Предл_гать, возр_стать, сл_жение, сбереж_т, отр_слевой, ш_пот, трущ_бы, к_сательная, подр_сти, соприк_снуться.

Пользуйтесь подсказкой: -лож- – -лага-, -кос- – -каса-, -рос- – -раст- / -ращ-; после шипящих ш, щ, ж, ч в корне пишется ё, если без ударения в однокоренном слове пишется е.

5. Запишите по одному слову на каждую морфемную модель:

к а, ист ый.

6. Спишите слова, вставляя вместо пропуска подходящую приставку.

Бе_звездный, _делать, ра_мять, пре_ставить, во_соединиться, _жать.

Помните: в приставках на з(с) пишется тот же гласный, что и слышится, кроме слова безвкусный.

 

IV вариант

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Выделите приставки, в которых пропущены буквы.

СКОРЫЙ ПОЕЗД

Сел Васька к окну и стал по_жидать, когда промчи(тся,ться) скорый поезд.

Жаль только, что никогда не успеешь ра_смотреть, что там внутри скорого делае(тся,ться). З_ревет, ра_бросит искры. Пр_грохочет так, что в_дрогнут стены и з_дребезжит посуда на полках. Св_ркнет яркими огнями. Как тени, пр_мелькнут в окнах чьи-то лица, цветы на белых столиках в_гонов, блеснут золотом тяж_лые ж_лтые ручки, р_зноцветные стекла. Пр_несе(тся,ться) белый колпак пов_ра в р_сторане, вот тебе и нет уже ничего. Только чуть виден с_гнальный ф_нарь позади последнего в_гона.

(А.Гайдар)

 

Г.В. САМОЙЛОВА,
Ярославская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru