РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Как преодолеть трудности
при подготовке к ЕГЭ
Выпускнику
школы необходимо не только теоретически, но и
практически владеть нормами культурной речи,
поэтому это не только учебная, но и социальная
потребность.
Чтобы быть успешным в современном обществе,
надо уметь формулировать свои мысли, суждения,
ясно и точно излагать суть прочитанного или
услышанного, грамотно излагать свое мнение
относительно тех или иных проблем окружающей
действительности, корректно вести любую
полемику.
Речевая культура – один из показателей общего
культурного уровня современного человека.
На Едином государственном экзамене достаточно
много заданий, проверяющих не только знания по
орфографии и пунктуации, но и те разделы, которые
мы относим к культуре речи.
Это следующие задания, включенные в блок А:
А2. Проверка акцентологических, то есть
связанных с постановкой ударений, знаний
ученика.
А3. Задания по лексике чаще всего представлены
примерами на употребление паронимов.
А4. Задания, связанные с грамматическими
нормами в образовании формы слова.
А5. Задания, связанные с грамматическими
нормами построения предложений, осложненных
деепричастным оборотом.
А6. Проверка речевой культуры, связанная с
грамматическими ошибками в построении
предложений.
А28. Задания, предполагающие умение
использовать синтаксическую синонимию только
там, где она не нарушает грамматическую норму.
Кроме выполнения заданий из раздела «Культура
речи», включенных в блок А и проверяющих языковую
культуру, необходимо создать еще свой текст,
отвечающий всем нормам письменной речи (часть 3С).
В пособии «Русский язык. Культура речи» (М.:
Экзамен, 2008) я постаралась дать конкретные
теоретические сведения к заданиям блока А,
перечисленным выше, подкрепила их примерами и
упражнениями для отработки навыков.
Например, в задании А6 необходимо выявить
предложение с грамматической ошибкой (с
нарушением синтаксической нормы). Эти нарушения
могут быть связаны с такими явлениями, как
согласование сказуемого с подлежащим,
согласования определения с определяемыми
словами, глагольное и именное управление,
употребление однородных членов, использование
косвенной речи, нарушения порядка слов и т.д.
Постараемся классифицировать наиболее часто
встречающиеся примеры ошибочного построения
синтаксических конструкций.
1. Предложения, в которых допущены
грамматические ошибки в падежной форме
существительного, стоящего после предлога:
а) предлог по в значении «после чего-либо»
от следующего за ним слова формы предложного
падежа: *По приезду (дат. п.) в город он
поселился в общежитии. – Правильно: по
приезде (пред. п.)…;
б) предлоги благодаря и согласно
требуют от существительного формы дательного
падежа: *Займите места согласно купленных
билетов. – Правильно: …согласно купленным
билетам.
2. Кроме сложности в употреблении
существительных с предлогами, вызывает
затруднение и построение беспредложных
конструкций:
а) скучать (по кому? или по ком?);
б) поражаться (чем? или чему?);
в) воплотить (в чем? или во что?)
г) уверенность (во что? или в чем?).
Оказывается, допустим только второй вариант: скучать
по вас, поражаться упорству, воплотить в
реальность, уверенность в победе.
3. Трудность порой представляет построение
предложений с однородными членами.
Чаще всего в задании А6 встречаются предложения
с однородными членами, в которых нарушена
синтаксическая норма (предложения с однородными
сказуемыми, к которым относится одно и то же
дополнение): Я люблю и наслаждаюсь осенней
природой. – Правильно: люблю природу и
наслаждаюсь ею.
Глаголы люблю и наслаждаюсь могут
управлять дополнениями – существительными в
разных падежах (люблю что? — наслаждаюсь
чем?), поэтому в данном предложении у каждого
сказуемого должно быть свое зависимое слово.
4. Построение сложноподчиненных предложений,
придаточная часть которых присоединяется
союзным словом кто…: те, кто…; тот, кто…; все,
кто…. (*Все, кто любят поэзию Пушкина, с
интересом послушает выступление актера. –
Правильно: …кто любит…; все…послушают.)
Запомните, что местоимение кто
употребляется только с глаголом-сказуемым в
форме единственного числа, а местоимение все
– с глаголом множественного числа.
В главном предложении местоимение –
подлежащее все множественного числа должно
согласовываться со сказуемым тоже в форме
множественного числа: послушают.
5. В этом задании встречаются примеры с ошибкой
при построении предложений с прямой и косвенной
речью: *Как считал А.П. Чехов «что в человеке
должно быть все прекрасно». – Правильно: Как
считал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все
прекрасно». Или А.П. Чехов считал, что «в
человеке должно быть все прекрасно», или А.П.
Чехов считал: «В человеке должно быть все
прекрасно».
Союз что не должен входить в цитату, а в
предложении, которое начинается с вводной
конструкции, цитата пишется с маленькой буквы.
Второй распространенной ошибкой является
использование в придаточной части сложного
предложения с косвенной речью местоимений 1-го и
2-го лица: *А.С. Пушкин писал, что «долго буду
тем любезен я народу, что чувства добрые я
лирой пробуждал». Правильными являются
варианты: А.С. Пушкин писал: «И долго буду тем
любезен я народу, что чувства добрые я лирой
пробуждал», или А.С. Пушкин писал, что долго
будет любезен он народу за то, что пробуждал
своей лирой добрые чувства.
6. Нередко нарушение синтаксической нормы
заключается в неправильном порядке слов в
предложении (*Нам предложили поселиться в новой
гостинице для туристов со всем набором услуг.
– Правильно: Нам предложили поселиться в новой
гостинице со всем набором услуг для туристов.)
Здесь ошибка связана прежде всего с нарушением
смысловых связей в предложении.
Ошибочный порядок слов часто затрудняет
понимание сказанного (написанного). Например: *Мы
не только любовались красотой заката, но и
окружающей воды.
Таким образом, синтаксические нормы регулируют
правила соединения слов в предложениях.
Кроме того, в пособии «Русский язык. Культура
речи» (М.: Экзамен, 2008) мною рассматриваются
речевые аспекты при выполнении задания блока С.
На примерах работ выпускников анализируются
типичные грамматические, стилистические и
лексические ошибки. В качестве практикума
предлагается учащимся определить типы речевых
ошибок и сделать исправления. Для проверки
правильности выполнения заданий ученик может
воспользоваться ключами.
Мой многолетний опыт работы в школе позволяет
сказать, что подготовка к ЕГЭ по русскому языку
помогает ученикам не только успешно справиться с
заданиями по всем разделам, которые относятся к
культуре речи, но и повысить общий уровень устной
и письменной речи.
Т.И. КОЗЛОВА,
учитель-практик, автор пособий
|