Я ИДУ НА УРОК
5-й класс
Ф.И. Тютчев.
«Есть в осени первоначальной...»
Конспект урока по анализу
поэтического текста
Цели: продолжить формирование у учащихся
умения читать и воспринимать пейзажную лирику;
навыки анализа стихотворного текста.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя о поэте.
Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет
провел за границей, работая в русской
дипломатической миссии. Когда он вернулся в
Россию, то поселился в Петербурге, изредка
приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской
губернии. Такие поездки помогали Тютчеву
по-новому ощутить радость и красоту русской
природы.
22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией
направляется из Овстуга в Москву. Дорога
утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из
ее рук листок с перечнем почтовых станций и
дорожных расходов и на его обороте начал быстро
писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит,
а подскакивающая на ухабах коляска не дает
писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под
его диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
2. Анализ стихотворения.
Анализируем стихотворение в ходе беседы,
основные мысли записываем в тетрадь.
В стихотворении «Есть в осени
первоначальной...» Федор Иванович Тютчев
передает читателю свое настроение, свои дорожные
впечатления от осеннего пейзажа, свои
размышления.
– На сколько строф делится стихотворение? О
чем говорится в каждой строфе?
В первом четверостишии поэт описывает картину
природы, которую он видит. Во второй строфе он
вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно
всматривается в паутину на стерне (на праздной
борозде). В третьей строфе он говорит о том, что
впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет
о них думать и наслаждается последним теплом.
– Какие эпитеты употребляет поэт?
Для создания настроения нежной грусти и
торжественности Тютчев употребляет
выразительные эпитеты: в осени первоначальной,
дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на
праздной – то есть на отдыхающей, на которой
закончена работа), чистая и теплая лазурь,
отдыхающее поле.
Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется.
Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины
тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью.
Мы вслед за поэтом представляем поле как
большого отдыхающего человека.
Природа замерла в ожидании, и состояние покоя
помогают передать в первом четверостишии всего
два глагола: есть и стоит.
– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он
помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.
Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на
осеннее поле и размышляет неторопливо. Это
состояние задумчивости передает разный способ
рифмовки (в первых строфах рифмовка
перекрестная, в третьей кольцевая, или
опоясывающая), разная длина строк: длинные
строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8
слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9
слогов. Более короткие строки идут вслед за
длинными, ритм как бы сбивается, и это создает
впечатление, будто человек устал и хочет
отдохнуть.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)
Но далеко еще до первых зимних бурь –
(12 слогов)
И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)
На отдыхающее поле... (9 слогов)
Описывая осенний день, Тютчев передает
читателям красоту природы, настроение грусти и
покоя.
3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И.
Тютчева.
4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого
листочка».
Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.
|