Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2008

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

 

О чем расскажет учебник

Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко. Русский язык. Часть первая
Учебник для общеобразовательных учреждений.
Москва, 2008

Здравствуйте, ребята!

У вас в руках книга, которая относится к серии учебников «Русская филология». Откуда взялось слово филолo'гия?

На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих слова: фu'лео, что означает «люблю», и лo'гос – «слово». Соединившись, они составили новое слово – филология. Филология – это наука, которая изучает язык и литературу.

Ваш учебник будет разговаривать с вами, спрашивать и давать задания. А вам нужно выполнять его команды. О некоторых командах вас будут предупреждать условные обозначения, или значки.

Значок «Лира» предложит вам выполнить творческое задание: что-нибудь придумать.

А вот значок «Ключ» подскажет, что нужно себя проверить. Для этого к заданиям даются ответы.

Одни ответы вы найдете в отдельной книге, которая прилагается к этому учебнику, другие – увидите тут же, на следующей строчке, в скобках. Поэтому во время работы положите на страницу листок бумаги и, читая, сдвигайте его вниз, чтобы заранее не заглянуть в ответ.

Не имеют ответов контрольные задания. Они обозначены значком «Карандаш».

Проверять себя нужно обязательно, потому что иногда вам только кажется, что вы ответили правильно. Но еще важнее другое. Постоянная проверка включает внимание и помогает воспитать в себе самоконтроль (самопроверку). Понаблюдайте за собой, и вы убедитесь, что самоконтроль присутствует во всем. Без него нельзя даже одеться. Помните «человека рассеянного с улицы Бассейной»? «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». А произошло это потому, что он не умел контролировать свои действия, иными словами, у него не работал самоконтроль.

Значок «Книга» вы увидите там, где нужно работать с учебником, или рядом с названием книги, которую мы советуем вам прочитать.

NB А значок «Нотабе'не» (в языке древних римлян – латинском – это означает «особенно важно») ставится около того места в тексте, на которое следует обратить особое внимание.

Есть в книге и перемены. Мы надеемся, они помогут вам не только отдохнуть, но и узнать что-то интересное. У перемен свой значок – «Колокольчик».

На многих страницах вам встретятся слова, которые надо записать в свой словарик и запомнить, как они пишутся или произносятся. Рядом надпись: «В копилку слов».

Вы, конечно, помните, что герой сказки Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все» любил сочинять «ворчалки», «пыхтелки» и «сопелки». Вам в работе с учебником будут помогать песенки-напоминалки.

Учебник часто будет предлагать материал для переписывания. Переписывайте всегда так, как советует инструкция «Как списывать предложение (текст) без ошибок». Она помещена на форзаце.

В копилку слов филолo'гия фo'рзац

В приложении к учебнику есть не только ответы к заданиям, но и различные словарики: «Орфографический словарик», «Толковый словарик» и др.

Около слов, значения которых разъясняются в «Толковом словарике», стоит знак «*». Задания повышенной трудности отмечены знаком «».

Итак, вы знаете все самое необходимое, чтобы работать с этим учебником. И еще, пожалуйста, обязательно обращайте внимание на заголовки. Заголовок – это своего рода входная дверь в текст. На пороге каждой двери попробуйте догадаться, о чем пойдет речь дальше. Вот что об этом говорит песенка-напоминалка:

Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова.

(С.Бондаренко)

А теперь – вперед!

 

В КНИЖНОМ ЛАБИРИНТЕ, ИЛИ КАК РАБОТАТЬ С ОГЛАВЛЕНИЕМ

Прежде всего узнаем, как работать с книгой, в том числе с учебником. Прочитайте один из греческих мифов.

 

Давным-давно на острове Крит жило чудовище c головой быка и туловищем человека. Его звали Минотавр. Каждые девять лет греки должны были посылать ему страшную дань – семь юношей и семь девушек, которых он пожирал. Никто не мог победить Минотавра. И никто не мог от него спастись.

Жил Минотавр в Лабиринте*, в котором были такие запутанные коридоры и переходы, что выйти из него было невозможно. И вот отважный юноша по имени Тесe?й решил избавить людей от Минотавра.

Ему удалось победить это страшное чудовище. А выбраться из Лабиринта после победы над Минотавром Тесею помогла дочь критского царя – прекрасная Ариадна. А было это так.

Когда Тесей со своей дружиной добрался до Крита, царь Минос встретил его со своей свитой. Тесей направился прямо к царю Миносу и громко произнес: «Славный царь, я прибыл, чтобы убить чудовище, обитающее в твоем Лабиринте, и избавить мою родину от ужасной дани».

Взгляд Тесея был устремлен на царя и девушку необычайной красоты, стоявшую рядом с царем... Тесей догадался, что это царская дочь Ариадна и что она на его стороне...

В копилку слов лабири'нт коридoр

Стража отвела Тесея и его дружину в темный подвал и тщательно заперла двери, чтобы никто не убежал... Вечером Ариадна пробралась в подвал и прошептала: «Храбрый Тесей, твоя отвага может погубить тебя, но мне совсем не хочется этого... Чтобы ты не заблудился, даю тебе этот клубок. Прикрепи начало нити у входа, где живет Минотавр. Нить приведет тебя назад, к выходу из Лабиринта».

После победы над Минотавром Тесей с помощью нити, которая отливала серебром, благополучно вышел из запутанных и страшных переходов Лабиринта.

Так родилось выражение нить Ариадны, или ариаднина нить, которое обозначает что-то, указывающее спасительный путь.

Нить Ариадны помогает нам, когда мы берем в руки книгу. Общение с книгой многие люди считают одним из самых увлекательных занятий. Начинается оно с того, что человек смотрит, как она называется и кто ее написал.

И если книга покажется ему интересной, он открывает оглавление и читает его. Оглавление может многое рассказать читателю о книге, поможет, как нить Ариадны, найти то, что особенно для него важно. Так, если вам надо что-то повторить по учебнику, оглавление – ваш верный помощник.

Не удивляйтесь, если вместо слова «оглавление» будет написано содержание. В этом случае оно означает то же самое.

Но если бы в книгах, особенно учебных и научных, не было оглавлений, читателю часто пришлось бы долго блуждать по лабиринту в поисках спасительного пути.

Миф о Тесее и Ариадне можно прочитать в книге Николая Альбертовича Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».

Задание 1

Познакомьтесь с оглавлением учебника. Как вы думаете, о чем будет говориться в текстах с такими заголовками: «Любую часть речи узнаю при встрече», «Рисуночное письмо», «Застывшие звуки»?

Задание 2

Что означает выражение нить Ариадны (ариаднина нить)? Придумайте предложения, которые проясняют смысл этого устойчивого словосочетания.

Задание 3

Перескажите миф о Тесее и Ариадне подробно, своими словами. Но вначале прочитайте о том, как научиться пересказывать текст.

НЕМНОГО О ПЕРЕСКАЗЕ

В школе вам часто приходится пересказывать параграфы из учебника или какие-нибудь другие тексты. Многим из вас кажется, что нужно стараться рассказывать как можно ближе к тексту.

Не старайтесь! Лучше действуйте так, как вам советует песенка-напоминалка:

Очень часто пересказ
Вы твердите много раз.
Это трудно – много раз.
Это нудно – много раз.
И поэтому у нас
Есть другой совет для вас.
Вы обдумайте рассказ,
Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем:
Что рассказано? О чем?
Что за чем произошло
И к чему все привело?
Прочитайте еще раз –
И запомнится рассказ.

(С.Бондаренко)

 

В копилку слов оглавлeние парaграф

Задание 4

Найдите в тексте песенки-напоминалки однокоренные слова. Сколько групп слов у вас получилось? Дополните каждую группу своими примерами. В родственных словах выделите корень.

В СТРАНЕ ВОСПОМИНАНИЙ

Повторяем синтаксис и пунктуацию

Бельгийский писатель Морис Метерли'нк написал пьесу-сказку «Синяя птица». В этой сказке мальчик Тильти'ль и девочка Мити'ль отправляются в путешествие в поисках Синей птицы. Они попадают в самые удивительные страны, в том числе в Страну Воспоминаний, где встречаются со своими дедушкой и бабушкой, которых давно нет в живых. Дедушка и бабушка объясняют внукам, что оживают, когда кто-нибудь вспоминает о них.

Правила, которые вы изучаете на уроках русского языка, – как дедушка и бабушка из «Синей птицы». Они оживают только тогда, когда о них вспоминают. Поэтому время от времени мы будем приглашать вас в Страну Воспоминаний.

Сейчас мы повторим многое из того, что вы узнали в начальной школе.

§ 1. Какие бывают предложения

В копилку слов  воспоминa'ние подокo'нник чемпиo'н

Задание 5

1. Прочитайте рассказ Риммы Коваленко. Обратите внимание! В выделенных предложениях пропущены знаки препинания.

БУКЕТ

Как всегда в этот первый день ос_ни, класс напоминал выст_вку цв_тов. Георгины, гладиолусы, астры украсили под_конники, а букеты, которым (не)нашлось места, пришлось разм_стить в ведрах. Они ст_яли на полу по обе стороны от классной д_ски.

Раздался зв_нок, и в класс вошла учительница. И тут за ней вошел молодой мужчина, которого никто из ребят до этого (не)видел. Сначала они подумали, что это новый учитель. Когда же он представился все дружно ахнули. Вот это да! Они знали его фамилию и то, что он олимпийский чемпион, но что вот так глаза в глаза увид_т его, услыш_т – этого никто (не)ожидал.

Учительница сообщила, что первый урок будет необычным, и гость занял место за ее столом. Он рассказывал не только о победах в спорте, но и о том, как важно в трудных случаях уметь преодолевать себя.

Всем показалось, что урок пролетел как одна минута. Так всегда кажется, когда происходит что-то интересное. Ребята о многом узнали и о многом успели спросить. И все было бы хорошо, если бы не финал этого урока.

После звонка на перемену учительница взяла из ведра один из букетов и протянула цветы гостю. И тут раздался громкий протестующий голос:

– Это же мой букет!

Учительница смутилась.

– Извини, Варенька, – сказала она, – если этот букет твой, то возьми его.

Варенька подошла взяла цветы но обратно к своей парте не двинулась. Стояла, опустив голову. И ребята, и учительница, и гость видели, что ей не по себе. Но никто не спешил ей на помощь. Варенька сама себе задала задачку и сама должна была ее решить.

Она решила ее. Протянула гостю цветы и сказала:

– Это они раньше были моими. Потом стали нашими. И сейчас я хочу вручить вам этот букет от всех нас.

2. Спишите первые два абзаца, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

3. Выпишите из всего текста восемь слов с проверяемыми безударными гласными в корне, подберите к ним проверочные слова.

NB Легко и быстро найти проверочное слово вам помогут такие приемы: если слово в форме множественного числа, поставьте его в форму единственного числа (или наоборот) или измените часть речи.

4. Выпишите пять слов с непроверяемыми гласными в корне, подчеркните ошибкоопасные места.

Прежде чем выполнить следующее задание, прочитайте о видах предложения.

В предложении может быть одна грамматическая основа. Такое предложение называется простым.

А может быть две или большее число грамматических основ. Такое предложение называется сложным. Оно состоит из стольких частей, сколько в нем грамматических основ.

Части сложного предложения объединяются в одно целое по смыслу и интонации.

Вот два предложения из прочитанного вами рассказа «Букет».

Раздался звонок, и в класс вошла учительница.

Они [цветы] стояли на полу по обе стороны от классной доски.

Какое из этих предложений содержит одну грамматическую основу и поэтому является простым? А какое содержит большее количество основ и поэтому является сложным?

Давайте запишем, как надо рассуждать, чтобы определить, простое предложение или сложное.

 

Задание 6

Из рассказа «Букет» выпишите выделенные предложения, сделайте графический разбор и расставьте знаки препинания.

Если вы забыли, как делается графический разбор предложения, прочитайте об этом ниже.

А если вы это помните, можете сразу приступать к выполнению задания.

<…>

О ГЛАВНОЙ МЫСЛИ

Надеемся, что вы понимаете: ни один писатель не садится писать книгу, просто чтобы рассказать какую-нибудь историю. Он хочет поделиться с нами, читателями, своими мыслями, переживаниями, взглядами на жизнь. Чтобы передать это самое важное, он и придумывает сюжет. И для него важна не сама история, не сюжет, а та мысль, на которой держится весь текст, – главная мысль.

Прочитав текст, прежде всего задайте себе вопрос: а для кого писатель придумал этот рассказ, эту сказку, повесть, басню? Что самое главное он хотел сказать читателю? Иными словами, какова здесь главная мысль?

Одна главная мысль обычно содержится в текстах нравоучительного характера: баснях и притчах*.

Прочитайте басню.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не соглашались. Вот он велел принести веник и говорит:

– Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

– Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

(Л.Н. Толстой)

Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой басни.

(Вы правы, если ответили примерно так: «Люди слабы поодиночке и сильны вместе».)

В развернутых, больших текстах может быть не одна, a несколько главных мыслей, каждая из которых важна и для автора, и для читателя.

Главная мысль иногда бывает выражена прямо, и ее нужно только найти. А иногда она спрятана в тексте. Тогда ее выделить труднее.

Люди еще не придумали точных правил, как выделить главную мысль, но если вы, читая, будете стараться ее найти, то постепенно этому научитесь.

А поможет вам песенка-напоминалка:

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

(С.Бондаренко)

<…>

§ 5. Сложные предложения-«гуси» и сложные предложения-«матрешки»

Авторы книги «Секреты пунктуации» придумали веселые названия для сложных предложений, части которых расположены одна за другой или одна в другой: «гуси» и «матрешки».

Вы видели когда-нибудь, как идет семейство гусей? Куда бы гуси ни направлялись, они идут строго один за другим – гуськом.

Так же могут располагаться части сложносочиненного и сложноподчиненного предложений: одна за другой, гуськом.

Это предложение сложносочиненное.

Это предложение сложноподчиненное.

В этих предложениях части следуют друг за другом (гуськом).

А могут части предложения располагаться одна в другой, как матрешка. Так могут быть построены только сложноподчиненные предложения. Помните ли вы, как устроена детская игрушка – матрешка? Каждая матрешка живет внутри другой. Так же бывают построены и сложноподчиненные предложения: одна часть расположена в другой.

Схемы «гусей» и «матрешек» выглядят по-разному. Схема предложения-«матрешки» показывает, что наружная «матрешка» разрезана на части. Вот так:

 

Если части сложносочиненного и сложноподчиненного предложения идут одна за другой, они разделяются запятыми.
Если части сложноподчиненного предложения расположены одна внутри другой, придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон.

 

Задание 10*

Попробуйте сами сообразить, как будет выглядеть схема предложения смешанной конструкции: с сочинением и подчинением. Расставьте знаки препинания.

Еще в давние времена люди заметили что звезды на небе медленно двигаются но одна звездочка находится всегда на одном и том же месте.

§ 6. Опасности в сложных предложениях

Одиночные союзы и, или, да (в значении и) мы называем «опасными», потому что перед ними запятая иногда ставится, а иногда – нет. Вы пока не знаете, ставится ли запятая перед этими одиночными союзами в сложном предложении. Поэтому ставьте перед ними такой «пограничный столб» – косую черту. Вот так: /.

Какие знаки препинания ставятся между частями в бессоюзных сложных предложениях, вы тоже пока не знаете. Поэтому ставьте между ними тоже «пограничный столб» – косую черту/.

Вот так:

Задание 11

Расскажите все, что вы узнали о схемах предложений.

Задание 12

Попробуйте по схеме и предложенному ниже плану рассказать о предложении. Придумайте предложение, соответствующее этой схеме.

1) Сколько частей в этом предложении?

2) Чем соединены части?

3) Какое это предложение: сложносочиненное, или сложноподчиненное, или смешанной конструкции (с сочинением и подчинением)?

4) Как расположены части: одна за другой («гуси») или одна внутри другой («матрешка»)?

Задание 13

Прочитайте характеристику предложения и составьте по ней схему. Придумайте предложение по этой схеме.

1) Сложное предложение состоит из трех частей,

и

2) первая часть соединена со второй сочинительным союзом и, вторая часть с третьей – сочинительным союзом но,

и

3) части предложения расположены одна за другой («гуси»).

Если вы все сделали правильно, следующее задание можете пропустить.

Если же вы пока не научились составлять схемы, нужно еще потренироваться.

Задание 14

Начертите схему предложения по предлагаемым условиям, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.

1) Сложное предложение состоит из двух частей,

и

2) части соединены союзным словом который,

и

3) части предложения расположены одна в другой («матрешка»).

§ 7. Синтаксические «карлики» и синтаксические «великаны»

Кроме синтаксических «гусей» и «матрешек», есть еще синтаксические «карлики» и «великаны».

Догадайтесь сами, что это такое.

 

Синтаксические «карлики» – это очень короткие части сложного предложения, а синтаксические «великаны» – очень длинные простые предложения или части сложных. И те, и другие выделяются среди предложений обычной, «средней» длины.

«Карлики» часто состоят из двух-трех слов, но иногда только из одного. Самым сложным «карликом» окажется такое предложение, в котором все слова тоже короткие (маленькие). Например:

И я там был, и мед я пил. (А.Пушкин)

Порой слова-«коротышки» вводят пишущего в заблуждение: он и основы не считает, и запятую не ставит. А ведь найти части предложения не так уж и сложно.

Убедитесь в этом сами.

А если «карлик» затеряется среди «длинных» частей сложного предложения, найти его не легче.

Задание 15

Попробуйте свои силы и найдите «карлика». Для этого запишите предложение, сделайте его графический разбор и расставьте в нем знаки препинания.

Как только появилась Ассоль все смолкли и она осталась среди пустоты знойного песка. (А.Грин)

А вот перед вами синтаксический «великан».

В средней школе одного небольшого американского городка для забывших школьную программу родителей существует тайное общество под названием «Анонимные математики».

Признайтесь: очень хочется «влепить» куда-нибудь запятую! Особенно если при чтении возникает пауза.

Остановите руку, которая тянется поставить запятую, и спросите себя: простое это предложение или сложное? Сколько в нем основ? Есть ли в нем однородные члены?

В копилку слов расстоя'ние самоинстру'кция

Ни в коем случае не ставьте запятые бездумно: вы рискуете разрезать «великана» на две или даже на три части.

Только внимательность поможет вам избежать очень обидных ошибок, которые называются лишними знаками.

NB Не проморгайте «карлика» и не разрежьте «великана».

Задание 16

Запишите предложения, подчеркивая по ходу письма основы и расставляя знаки препинания. Какие из этих предложений (частей предложений) синтаксические «карлики», а какие – «великаны»?

1) Кто обезьян видал те знают
    Как жадно все они перенимают.

(И.Крылов)

2) Все стихло и все молчит.

3) Одинаковые дома стояли в степи шеренгами в три-четыре линии на математически точном расстоянии друг от друга. (К.Паустовский)

4) Что с воза упало то пропало. (Пословица)

5) Надин папа обратился за помощью к хозяину зверинца и уговорил его отпустить слона на некоторое время к нему домой. (А.Куприн)

6) На следующее утро девочка открыла глаза и с удивлением увидела перед собой настоящего слона. (А.Куприн)

Задание 17*

Запишите предложение, по ходу письма расставляя знаки препинания. Сделайте его графический разбор и посчитайте, сколько в нем частей.

Старики рассказывают что в старину если в Новый год на улице появлялся трубочист люди бежали за ним чтобы он испачкал их сажей так как это приносит счастье.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru