Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2008

Я ИДУ НА УРОК

 

Изучая родной язык в школе, ученик должен не только знать определенные «правила», но и стремиться овладеть языком во всем богатстве его проявления и научиться применять полученные знания на практике. Поэтому необходимо обращаться на уроках русского языка к образцам искусства слова – художественным текстам. Текст наглядно демонстрирует, как «работает» слово под пером писателя-мастера.
Кроме того, работа с художественным текстом дает возможность повторить изученное по грамматике, проверить орфографию и пунктуацию, развивать собственную речь учащихся. Не забываем также о том, что ученикам предстоит работа с текстом на экзамене в 9-х и 11-х классах.

А.В. Темникова

7-й класс

Художественный текст на уроке
русского языка

Деепричастие. Повторение и обобщение изученного

УРОК-ПРАКТИКУМ

Цели урока:

1) повторить основные сведения о деепричастии, формировать умение применять полученные теоретические знания при работе с текстом;

2) способствовать воспитанию эстетического отношения к родному слову;

3) развивать умение выполнять различные виды разбора, частичный анализ художественного текста.

Необходимые материалы:

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: теория. 5–9-е кл. М.: Дрофа, 2001.

• Распечатки с отрывком из повести М.Горького «Детство».

• Карточки с заданиями для работы с текстом в группах.

• Портрет М.Горького.

• Запись «Звуки природы».

• Высказывание В.П. Астафьева. (Записано на доске.)

В.П. Астафьев. Последний поклон / Вступительная статья Е.Старикова. М.: Детская литература, 1983.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний.

Вопросы классу:

Каково общее грамматическое значение деепричастия?

Каковы признаки глагола и наречия у деепричастий?

Приведите примеры деепричастий, назовите их суффиксы.

2. Слово учителя.

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово бабушка? Запишите несколько слов-ассоциаций в тетради.

Вспомните: какие произведения о бабушке вы читали?

(Повесть В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», «Последний поклон», «Деревья растут для всех»; повесть М.Горького «Детство».)

Перед вами карточки с отрывком из повести М.Горького «Детство». Сегодня предстоит работа с этим текстом. (Учитель читает текст вслух.)

Бабушка не плясала, словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову. Замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз оторвать от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

3. Работа с текстом.

Учащиеся определяют основную мысль текста.

(Красота пляски бабушки, пляска – отражение внутренней духовной красоты героини.)

Учитель предлагает найти в тексте словосочетания, передающие внутреннее состояние героини во время пляски.

(Идет тихонько, задумавшись, лицо дрогнуло, нахмурилось, засияло доброй, приветливой улыбкой, улыбаясь все веселее, буйно красива и мила становилась она.)

С чем сравнивается пляска бабушки?

(Пляска бабушки сравнивается с рассказом. Постепенно, как в неторопливом рассказе, раскрывается перед нами героиня.)

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свое задание.

Группа № 1

Задание. Подсчитайте, какая часть речи преобладает в тексте? Почему?

(В тексте преобладают глаголы: не плясала, рассказывала, идет, колеблется, щупают, остановилась, дрогнуло, нахмурилось, засияло, откачнулась, замерла, сорвало, закружило. Глаголы дают возможность представить героиню во время пляски.)

Группа № 2

Задание. Определите стиль и тип речи. Обоснуйте свое мнение.

(Стиль речи – художественный. Писатель создал конкретный художественный образ – образ бабушки, воздействует на читателя с помощью слова, вызывает у него чувство восхищения, заставляет любоваться героиней. Тип речи – описание действий. Каждое действие не только названо, но и подробно описано.)

Группа № 3

Задание. Найдите в тексте деепричастия. Выпишите их в тетрадь, выделите суффиксы деепричастий. Определите роль деепричастий в тексте.

(Выписанные деепричастия: задумавшись, покачиваясь, поглядывая, испугавшись, уступая, отводя, опустив, прислушиваясь, улыбаясь. Деепричастия обозначают не основные, а добавочные действия и одновременно характеризуют основные действия, показывают, как они совершаются. Деепричастия способствуют созданию образа героини, передают ее внутреннее состояние, помогают читателю детально нарисовать в своем воображении этот образ.)

4. Выполнение общего практического задания.

1) Выпишите деепричастные обороты с глаголами, к которым они относятся. Объясните постановку знаков препинания.

2) Какие трудности правописания в словах замерла, плясала, покачиваясь, рассказывала, колеблется, прислушиваясь?

3) Произведите морфологический разбор деепричастий испугавшись, прислушиваясь, уступая.

4) Приготовьтесь писать под диктовку 1–3-е предложения.

5) Письмо под диктовку с последующей самопроверкой по образцу. Графически выделите деепричастные обороты.

5. Слово учителя. Для каждого человека бабушка – это родной человек, с которым связаны самые теплые воспоминания детства. Часто, став взрослыми, люди испытывают чувство вины перед бабушкой за то, что не успели сделать для нее доброе дело, подарить ей человеческое внимание и заботу.

Вот как пишет о своей бабушке В.П. Астафьев в книге «Последний поклон»: «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильна эта работа… Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта…».

6. Творческое задание. Напишите сочинение-миниатюру о бабушке, используя деепричастия и деепричастные обороты, слова-ассоциации, записанные в начале урока.

Во время выполнения творческой работы звучит инструментальная композиция «Звуки природы», создающая определенную эмоциональную атмосферу.

А.В. ТЕМНИКОВА,
с. Плотава,
Алейский р-н,
Алтайский край

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru