Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №23/2008

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

 

Контрольные диктанты

1

5-й КЛАСС

Друзья приходят на помощь

Целый день плакал мальчик. И ночью с горя заснул как убитый. И вдруг он услышал сквозь сон: кто-то осторожно мягкими лапками барабанит по его щеке.

Мальчик открыл глаза. Заяц стоял возле.

И все его друзья собрались вокруг ледяной постели. Утром они не вышли из своих домиков, потому что почуяли опасность. Но теперь, когда Прадедушка Мороз уснул, они пришли на выручку к своему другу.

Когда мальчик проснулся, семь белок бросились к ледяной постели старика. Они нырнули в снег шубы Прадедушки Мороза и долго рылись там. И вдруг что-то зазвенело тихонечко. Белки спрыгнули на пол и подбежали к мальчику.

И он увидел: они принесли в зубах большую связку ледяных ключей.

(112 слов)
(Е. Шварц. Два брата)

Задание

1. Подчеркните в предложении Мальчик открыл глаза все члены предложения.

2. В последнем предложении подчеркните главные члены предложения.

3. Выделите корни в существительных и глаголах последнего предложения.

 

2

5-й КЛАСС

Снег и сон

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.

К тому времени Пик ужасно растолстел.

Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.

Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорее вернулся в норку.

Потом начались морозы.

Плохо пришлось бы мышонку, если бы он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?

(98 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Во 2-м предложении подчеркните главные члены.

2. Выделите корень в слове растолстел.

3. Подберите проверочное слово к слову с безударной гласной в корне нестерпимо.

 

3

5-й КЛАСС

Сонное царство под землей

Сонливая вялость всё чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и всё спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на нескольно дней.

Наружу он совсем перестал ходить.

Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.

Мыши-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.

Пик спал спокойно.

(100 слов)
(По сказкам Виталия Бианки. Мышонок Пик)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 4-го абзаца. (Мыши-малютки не спят всю зиму…)

2. Приведите однокоренное проверочное слово к слову сер_чишко.

3. Запишите, сколько букв и сколько звуков в слове сер_чишко.

 

4

6-й КЛАСС

В жаркий-прежаркий день

Он был еще буйволенком, но уже достаточно большим, чтобы не сосать молоко, и его отпускали вместе с матерью и другими буйволами пастись в стаде. В тот удивительный день он вместе с матерью, отцом и другими буйволами ел траву в котловине Сабида.

И был жаркий-прежаркий день. И отец что-то вспомнил и повел куда-то всех буйволов. И они долго шли, шли, шли. Все время вниз, вниз. А потом была дорога, и они перешли ее и пошли дальше и вышли к огромной воде. И это было море, и море было свободой и счастьем свободы.

И отец вошел в воду, и вслед за ним вошли все буйволы, и они поплыли. И это было так прекрасно, в жаркий-прежаркий день огромная добрая вода, пахнущая свободой, и мама рядом, и отец рядом, и все остальные буйволы рядом, и они плыли и плыли, а потом остановились в море и блаженствовали, раздуваясь и шумно вдыхая воздух.

(147 слов)
(Ф.Искандер. Широколобый)

Задание

1. Подчеркните главные члены в 1-м предложении 3-го абзаца. Укажите, сколько в нем грамматических основ, как они связаны, и напишите, как называется такое предложение.

2. Выпишите из текста слово с уменьшительным суффиксом и обозначьте в нем все морфемы.

3. В сложном прилагательном жаркий-прежаркий объясните правописание приставки.

 

5

6-й КЛАСС

Музыкальные мелодии

Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей.

Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам ее не просвистел пожилой скворец, – он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни, но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.

Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки. У синиц были белые пушистые щеки, и когда синицы клевали все сразу, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.

Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в веселую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.

(227 слов)
(К.Паустовский. Жильцы старого дома)

Задание

1. Найдите в 3-м абзаце все прилагательные и определите, к какому разряду по значению они относятся.

2. Разберите по составу слово дощатый (5-й абзац), укажите, какие в нем есть (если есть) чередования согласных звуков; дайте морфологическую характеристику этого слова.

3. Напишите, какое лексическое и грамматическое значение имеет слово ходики в первом предложении. В чем его особенность?

6

6-й КЛАСС

Музыка Грига

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи: рокот северного океана, что катил волны из мглы, и ветер, что высвистывал над ними свою дикую сагу, песню девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

Тогда в тишине еще долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сестрами.

Григ, откинувшись, слушал, пока этот последний звук не затихал на кухне, где с давних пор поселился сверчок.

(141 слово)
(По К.Паустовскому
. Корзина с еловыми шишками)

Задание

1. Найдите в тексте два причастных оборота и сделайте морфологический разбор причастий.

2. Выпишите из текста деепричастный оборот и одиночное деепричастие. Выделите в словах деепричастные суффиксы.

3. Выделите морфемы в слове жилище.

 

7

7-й КЛАСС

Воспитанница

В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание. Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого крыльца, а кому и знать горечь зависимости, как не бедной воспитаннице знатной старухи? <…> В свете играла она самую жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал; на балах она танцевала только тогда, как недоставало пары, и дамы брали ее под руку всякий раз, как им нужно было идти в уборную поправить что-нибудь в своем наряде. Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди, расчетливые в ветреном своем тщеславии, не удостоивали ее внимания, хотя Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались. Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате, где стояли ширмы, оклеенные обоями, комод, зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале! <…> Однажды Лизавета Ивановна, сидя под окошком за пяльцами, нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера, стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку.

(175 слов)
(А.С. Пушкин. Пиковая дама)

Задание

1. Найдите и выпишите слово, образованное лексико-грамматическим способом (переходом из одной части речи в другую).

2. Выпишите из текста все обособленные определительные обороты с определяемыми словами в такой последовательности: 1) со страдательным причастием прош. вр.; 2) с действительными причастиями наст. вр.; 3) с прилагательным – главным словом оборота.

3. В 3-м предложении подчеркните все слова как члены предложения и определите тип сказуемого.

8

8-й КЛАСС

Пушкин о Грибоедове

Я познакомился с Грибоедовым в 1817 году. Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, – все в нем было необыкновенно привлекательно. Рожденный с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан; даже его холодная и блестящая храбрость оставалась некоторое время в подозрении. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую несносную улыбку, когда случалось им говорить о нем как о человеке необыкновенном. Люди верят только Славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою, или другой Декарт, не напечатавший ни одной строчки в «Московском телеграфе». Впрочем, уважение наше к Славе происходит, может быть, от самолюбия: в состав Славы входит ведь и наш голос.

(140 слов)
(А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум)

Задание

1. Разберите 2-е предложение, подчеркнув в нем все слова как члены предложения. Начертите схемы, показывающие, какие синтаксические конструкции в нем встретились.

2. Перечислите, какие виды сложных предложений есть в тексте.

3. Сравните значения слов честолюбие и самолюбие и напишите, в чем вы видите разницу между ними.

 

9

8-й КЛАСС

Город

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках, царствовал вечный Царский сад. Отвесные стены, заметенные вьюгою, падали на нижние далекие террасы, а те расходились все дальше и шире, переходили в береговые рощи над шоссе, вьющимся по берегу великой реки, и темная, скованная лента уходила туда, в дымку, куда даже с городских высот не хватает человеческих глаз, где седые пороги, Запорожская Сечь, и Херсонес, и дальнее море.

Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра, и весь машинный гул уходил внутрь каменных зданий, смягчался и ворчал довольно глухо. Вся энергия Города, накопленная за солнечное и грозовое лето, выливалась в свете. Свет с четырех часов дня начинал загораться в окнах домов, <…> в стеклянных сплошных окнах электрических станций <…>

(184 слова)
(По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия»)

Задание

1. В 1-м предложении подчеркните грамматическую основу и назовите вид сказуемого.

2. Дайте характеристику 2-го предложения.

3. Из 3-го предложения выпишите по одному примеру на все виды словосочетаний (с тремя видами связи).

 

10

9-й КЛАСС

Невский проспект

В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями – судьбами государств и народов, – как в годы жизни Пушкина.

Через полгода после рождения Пушкина, 9 ноября 1799 года, генерал Бонапарт, неожиданно вернувшись из Египта, произвел государственный переворот. Первый консул, пожизненный консул и, наконец, император Наполеон, он оставался во главе Франции до военного поражения и отречения в 1814 году. Затем, через несколько месяцев, он на сто дней восстановил свою власть и в 1815 году, после разгрома под Ватерлоо, был сослан на остров Святой Елены. Годы эти были для Европы временем непрерывных сражений, в которые начиная с 1805 года была втянута и Россия.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 года на другом конце Европы, в Петербурге, также произошел государственный переворот: группа дворцовых заговорщиков и гвардейских офицеров ворвалась ночью в спальню Павла I и зверски его задушила. На престоле оказался старший сын Павла, двадцатичетырехлетний Александр I.

Молодежь начала XIX столетия привыкла к жизни на бивуаках, к походам и сражениям. Смерть сделалась привычной и связывалась не со старостью и болезнями, а с молодостью и мужеством. Раны вызывали не сожаление, а зависть.

<…> Жаркие споры в кругу друзей влекли их (молодых людей) больше, чем балы и дамское общество. Грянула, по словам Пушкина, «гроза 1812 года». За несколько месяцев Отечественной войны русское общество созрело на десятилетия.

Война закончилась победой России. Молодые корнеты, прапорщики, поручики вернулись домой израненными боевыми офицерами, сознававшими себя активными участниками истории.

(234 слова)
(Ю.Лотман. Пушкин. Очерк творчества)

Задание

1. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью придаточных. Начертите его схему и назовите тип придаточных.

2. Определите сказуемые в предложених 1-го и 2-го абзацев.

 

11

9-й КЛАСС

Коллежский асессор Ковалев

Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором… По этому-то самому и мы будем вперед этого коллежского асессора называть майором.

Майор Ковалев имел обыкновение каждый день прогуливаться по Невскому проспекту. Воротничок его манишки был всегда чрезвычайно чист и накрахмален. Бакенбарды у него были такого рода, какие и теперь еще можно видеть у губернских и уездных землемеров, у архитекторов и полковых докторов, также у отправляющих разные полицейские обязанности и вообще у всех тех мужей, которые имеют полные, румяные щеки и очень хорошо играют в бостон: эти бакенбарды идут по самой середине щеки и прямехонько доходят до носа. Майор Ковалев носил множество печаток, сердоликовых, и с гербами, и таких, на которых было вырезано: середа, четверг, понедельник и проч. Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу. И потому читатель теперь может судить сам, каково было положение этого майора, когда он увидел вместо довольно недурного и умеренного носа преглупое, ровное и гладкое место.

(220 слов)
(Н.В. Гоголь. Нос)

Задание

1. Выпишите сложноподчиненное предложение с последовательной связью придаточных. Начертите его схему и назовите тип придаточных.

2. Определите сказуемые в 1-м предложении 1-го и 2-го абзацев.

 

12

9-й КЛАСС

Невский проспект

Но страннее всего происшествия, случающиеся на Невском проспекте. О, не верьте этому Невскому проспекту. Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из этого сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящейся церковью, судят об архитектуре ее? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой. <…> Вы думаете, что эти дамы… Но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. <…> Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. <…> Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде.

(197 слов)
(По Н.В. Гоголю. Невский проспект)

Задание

1. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным уступки, подчеркнув сказуемое, выпишите придаточную часть и объясните в ней все орфограммы.

2. Выпишите предложение, соответствующее схеме: [ – = ], (что –, (– = ), =).

3. Начертите схему последнего предложения и назовите его тип.

Диктанты предложены Е.И. ВИГДОРОВОЙ,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru