УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Угадайте фразеологизм
Условия игры 1. Ребятам надо угадать ключевое слово, которое входит в состав «крылатого выражения». 2. Угадывание ключевого слова осуществляется по буквам. 3. Командам предлагаются вопросы или вопросные характеристики античных героев. Если герой или слово угаданы сразу, то команда получает 5 баллов. Из угаданного слова берется буква, соответствующая номеру задания. Если допущена ошибка, то читается следующая характеристика или вопрос. За каждую следующую подсказку снимается один балл. 4. Задания и вопросы дифференцированы для облегчения работы в классах с разным уровнем подготовленности. 5. Когда ключевое слово угадано, ребятам предлагается подставить его в различные словосочетания и выполнить задания: дать толкование словосочетаний. За каждое правильно выполненное толкование команда получает 1 балл. 6. В заключение ребятам предстоит работа с предложениями. Задание 1. «Угадай имя героя». 1. Настоящее имя героя – Диомед. 2. Он предводитель аргонавтов, муж Медеи. 3. Этот герой получил прозвище, обучаясь у мудрого кентавра Хирона искусству врачевания. 4. Ройте ж могучими веслами синюю гладь,
аргонавты! (Л.Успенский. Золотое руно) Так начался великий поход аргонавтов. Кто его возглавил? Ответ: Ясон (Язон). Ключевое слово: Я (?) (?) (?) (?) (?).
Задание 2
1. ... ... послушался – летит, дохнул и вскоре
Кто мог реветь и рвать одновременно? 2. Вдруг собирающий тучи Зевс (Гомер. Одиссея, 9/67–68, пер. В.А. Жуковского) Назовите этого буреносца. 3. ... на осень хмурит брови Как называется этот северный ветер? 4. В древнегреческой мифологии – бог северного ветра. Ответ: Борей. Ключевое слово: Я Б (?) (?) (?) (?).
Задание 3
1. И колесница
Назовите реку, о которой говорится в стихотворении. 2. И память юного поэта
Глоток воды из этой реки заставляет забыть землю и всех живущих на ней. Назовите эту «реку забвения». 3. Быть может в ... не потонет
4. Это река, из которой пьют души усопших при переходе в Елисейские поля. Ответ: Лета. Ключевое слово: Я Б Л (?) (?) (?).
Задание 4. Угадай имя героя.
1. ... одиноко сидел на утесистом бреге, О каком герое идет речь в стихотворении? 2. Блажен, кто, как Улисс, путеводим судьбою.
В римской мифологии его называют Улиссом, а в греческой – ... . 3. Он участник Троянской войны, муж Пенелопы. 4. Он уверял, что только таким способом можно взять Трою. Кто он и что за хитрость он придумал? Именно поэтому его и называют хитроумным. Ответ: Одиссей.
Ключевое слово: Я Б Л О (?) (?).
Задание 5. Угадай имя героини. 1. Сюда пришла ... в день зловещий
О ком идет речь в этом отрывке? 2. Вещая ... пришла в ужас, увидев в акрополе коня. Она предвещала гибель Трои, но смехом ответили ей троянцы: ведь ее предсказаниям никто не верил. Назовите имя предсказательницы. 3. Аполлон наделил героиню даром прорицания, но вскоре внушил всем недоверие к этим пророчествам, хотя они всегда сбывались. Кто эта прорицательница? 4. Это имя стало нарицательным для человека, который предупреждает об опасности, но которому не верят. Ответ: Кассандра. Ключевое слово: Я Б Л О К (?).
Задание 6 1. В ... использован стихотворный размер, который называется гекзаметром (стих, состоящий из шести стоп, имеющий в каждой строке шесть ударений). Назовите это произведение. 2. Одна из самых ранних из дошедших до нас поэм Древней Греции, которая оказала огромное влияние на мировую литературу. Назовите эту поэму. 3. Один из первых памятников античной литературы. Эпическая поэма, созданная на основе мифологических сказаний. Переведена на русский язык В.А. Жуковским. 4. Если говорить иносказательно, то это долгие злоключения, переживания, горести, мытарства. «В моем воображении одна за другой вставали картины его...» Ответ: «Одиссея». Ключевое слово: Я Б Л О К О.
РАБОТА СО СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ1. ... гесперид. Ответ: яблоки гесперид (иноск.) – о запретном плоде. 2. ... раздора. Ответ: яблоко раздора (иноск.) – предмет спора, причина вражды. Крылатое выражение. 3. ... негде упасть. Ответ: яблоку негде упасть (иноск.) – так полно, тесно. 4. ... от яблони недалеко падает. Ответ: яблоко от яблони недалеко падает (иноск.) – есть что-то общее, похожее.
РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИЗадание. Дополните подходящим по смыслу словосочетанием (см. выше) следующие предложения. За правильно составленное предложение команда получает 1 балл.
1. Была такая давка, что ... . 2. Если бы мне кликнули клич: что за горами – за долами вместо золотых ... ... да есть там книги, я бы пошла в баснословное время добывать их, во власти какого бы Горыныча Змея ни хранились они! 3. Между Сергеем и Петром есть ... ..., и это яблоко – сама Дарья Михайловна. Ответ: 1. Яблоку негде упасть. 2. Яблоки гесперид. 3. Яблоко раздора. С.В.ГРОМОВА |