УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
10–11-е классы
КВН вокруг фразеологииВедущий. Не сразу ученые, изучающие языки, увидели, что, кроме огромного количества слов, образующих словарный запас языка, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно выразительную. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но ей посвящено немало исследований. Однако далеко не все ее тайны открыты. И мы с вами попытаемся сегодня задуматься над некоторыми из них, играя в КВН (на уроке или во время внеклассных занятий). 1-й заход конкурса: после «Приветствия» – «Разминка». Узнайте фразеологизм по определению (подберите синоним). Задание для 1-й команды. Приходить в уныние; запомнить надолго; овладеть собой, успокоиться; недружно, в постоянной ссоре; бесконечное повторение одного и того же. Задание для 2-й команды. Делать что-нибудь очень долго; прочитать от начала до конца; прежде всего, в первую очередь; усиленно думать над трудным вопросом; не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь с кем-либо. 2-й заход: «Конкурс капитанов». Составьте небольшой рассказ на тему «Школа» с максимально возможным использованием фразеологизмов. Одновременно игра с болельщиками: 1. Есть ли ноги у газеты, книги? 2. Есть ли лицо у земли? 3. Может ли горе быть в жидком состоянии? 4. Есть ли глаза у опасности, правды, смерти? 5. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? 6. Может ли вопрос заболеть? 7. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? Проверка конкурса капитанов. Капитаны представляют свои рассказы. 3-й заход: «Живые картины». Используя приемы пантомимы, изобразите фразеологизм или пословицу (по жребию). Рассыпаться мелким бесом; бить баклуши; брать быка за рога; висеть на хвосте; ученье – свет, а неученье – тьма; сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит; гром не грянет – мужик не перекрестится; сколько веревочке ни виться, а конец будет. 4-й заход. «Что это значит?». Задание построено на лексической несовместимости отдельных слов. Объясните, почему данные словосочетания не должны употребляться в литературном языке. Учитываются правильность ответа, находчивость. Форма объяснения произвольная. 1. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом. 2. Писатель идет в одну ногу со своим временем. 3. Приведенные показатели играют мало места для нашей жизни. 4. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь. 6. Шефы с честью оправдали свой долг. 5-й заход. Кто больше? Вспомните фразеологизмы со словом взять. Побеждает та команда, которая назовет последний фразеологизм. Подведение итогов. Ведущий. Вот и окончилось наше путешествие в мир фразеологии. Надеюсь, вы убедились в том, что фразеологизмы делают нашу речь более яркой, образной, выразительной. Л.С. Херувимова, |