Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

10–11-е классы

 

КВН вокруг фразеологии

Ведущий. Не сразу ученые, изучающие языки, увидели, что, кроме огромного количества слов, образующих словарный запас языка, есть еще особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причем речь образную, особенно выразительную. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология. Фразеология еще очень молода, но ей посвящено немало исследований. Однако далеко не все ее тайны открыты. И мы с вами попытаемся сегодня задуматься над некоторыми из них, играя в КВН (на уроке или во время внеклассных занятий).

1-й заход конкурса: после «Приветствия» – «Разминка». Узнайте фразеологизм по определению (подберите синоним).

Задание для 1-й команды. Приходить в уныние; запомнить надолго; овладеть собой, успокоиться; недружно, в постоянной ссоре; бесконечное повторение одного и того же.

Задание для 2-й команды. Делать что-нибудь очень долго; прочитать от начала до конца; прежде всего, в первую очередь; усиленно думать над трудным вопросом; не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь с кем-либо.

2-й заход: «Конкурс капитанов». Составьте небольшой рассказ на тему «Школа» с максимально возможным использованием фразеологизмов.

Одновременно игра с болельщиками:

1. Есть ли ноги у газеты, книги?

2. Есть ли лицо у земли?

3. Может ли горе быть в жидком состоянии?

4. Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?

5. Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?

6. Может ли вопрос заболеть?

7. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

Проверка конкурса капитанов. Капитаны представляют свои рассказы.

3-й заход: «Живые картины». Используя приемы пантомимы, изобразите фразеологизм или пословицу (по жребию).

Рассыпаться мелким бесом; бить баклуши; брать быка за рога; висеть на хвосте; ученье – свет, а неученье – тьма; сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит; гром не грянет – мужик не перекрестится; сколько веревочке ни виться, а конец будет.

4-й заход. «Что это значит?». Задание построено на лексической несовместимости отдельных слов. Объясните, почему данные словосочетания не должны употребляться в литературном языке.

Учитываются правильность ответа, находчивость. Форма объяснения произвольная.

1. После приезда Ольги жизнь у нас стала бить другим ключом.

2. Писатель идет в одну ногу со своим временем.

3. Приведенные показатели играют мало места для нашей жизни.

4. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась как мыльный пузырь.

6. Шефы с честью оправдали свой долг.

5-й заход. Кто больше? Вспомните фразеологизмы со словом взять. Побеждает та команда, которая назовет последний фразеологизм.

Подведение итогов.

Ведущий. Вот и окончилось наше путешествие в мир фразеологии. Надеюсь, вы убедились в том, что фразеологизмы делают нашу речь более яркой, образной, выразительной.

Л.С. Херувимова,
с. Покровка,
Омская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru