ИНФОРМАЦИЯ
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН. Изменения в контрольных
измерительных материалах Традиционной для отечественной школы является идея построения курса русского языка с опорой на речевое, языковое духовное развитие учащихся: «Постоянное развитие дара слова и законов оного должно быть вместе и раскрытие всех нравственных сил учащегося: ибо родной язык есть неистощимая сокровищница всего бытия человеческого» (Ф.И. Буслаев). Эта идея с определенными модификациями воспроизводилась и развивалась всеми, кто занимался проблемами преподавания русского языка. Сегодня эта установка не потеряла своей актуальности и отражена в материалах Единого государственного экзамена по русскому языку. Широкая общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг введения единого государственного экзамена, не могла не затронуть проблему его влияния на качество образования. Следует отметить, что именно эта тема в ходе дискуссии вышла на первое место. Педагогической общественностью отмечено положительное влияние единого государственного экзамена по русскому языку на процесс преподавания предмета. Перечислим основные позитивные тенденции в преподавании русского языка, связанные с введением ЕГЭ. • В практике преподавания русского языка конкретизируется содержание обучения русскому языку, отрабатывается обязательный перечень содержательных элементов государственного образовательного стандарта; становится актуальным компетентностный подход в обучении. • В школе осуществляется переход от знаниецентричной парадигмы обучения к культуросообразной. Такой переход строится на понимании того, что будущее зависит не столько от суммы знаний учащихся, сколько от сформированности универсальных способов мышления, практической деятельности. • Усиливается коммуникативная направленность преподавания школьного курса. В связи с введением Единого государственного экзамена на уроках русского языка больше внимания уделяется анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивается монологическая речь учащихся; формируется умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Учителя последовательно отрабатывают навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируют на этой основе общеучебные умения работы с книгой. Идет целенаправленный процесс обучения комментированию текстов, созданию собственных высказываний. • Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. В последние годы наметились основные подходы к дифференцированному обучению. • Благодаря проведению Единого государственного экзамена актуальным становится сознательно-коммуникативный принцип обучения русскому языку, основная идея которого заключается в признании важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений. Изучение языка происходит во взаимосвязи и взаимозависимости единиц различных языковых уровней. • В ходе проведения эксперимента были выработаны единые подходы к проверке ученических работ в школе и вузе. Экзамен по русскому языку дал новые возможности для оценивания творческой работы учащегося. Вместо обобщенной характеристики: «...Сочинение... оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм», – используется такая система оценивания, которая позволяет оценить не сочинение в целом, а конкретные навыки и умения1. • При подобном подходе в центре процесса обучения оказываются интересы ученика, создаются условия для раскрытия его творческого потенциала, учитывается его личный и читательский опыт, что, несомненно, нацелено на реализацию личностно ориентированного подхода в обучении русскому языку. Следует заметить, что экзамен по русскому языку постоянно совершенствуется. Изменения, внесенные в контрольные измерительные материалы за годы эксперимента (2001–2008), были обусловлены следующим: 1) опытом проведения Единого государственного экзамена по русскому языку; 2) местом учебного предмета «Русский язык» в системе школьного образования; 3) модернизацией российского школьного образования и в связи с этим с уточнением целей обучения по предмету; 4) учетом достижений современной психологической и лингвистической наук: коммуникативной лингвистики и когнитивной лингвистики; 5) необходимостью разработки целостной концепции языкового образования в школах России, что обусловливает создание в ЕГЭ единого понятийного аппарата дисциплин филологического цикла; 6) учетом тенденций в мировой теории и практике определения целей и уровней владения языками; 7) разработкой новой версии экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по русскому языку. В 2009 году Единый государственный экзамен по русскому языку будут сдавать все выпускники Российской Федерации. В связи с этим учеников, родителей, учителей волнует вопрос: какие изменения включены в содержание и оценивание работы по русскому языку? Заметим, что все основные характеристики экзаменационной работы в целом сохраняются. В связи с необходимостью дифференциации содержания проверки в рамках государственной итоговой аттестации содержания обучения за курс основной (9 класс) и средней (полной) (11-й класс) школы из экзаменационной работы по русскому языку Единого государственного экзамена исключены задания, проверяющие умение проводить фонетический (А1) и морфемный (А13) анализ слова. Экзаменационная работа по русскому языку 2009 года начинается с задания, проверяющего овладение экзаменуемыми орфоэпическими нормами. Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на Едином государственном экзамене (задание А1) в 2009 году приведен в Приложении (см. Русский язык № 3/2009). В экзаменационную работу включено задание базового уровня, проверяющее умение выпускников адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста (задание А27). Прочитайте текст.
А27
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. 2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам полезных ископаемых. 3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства. 4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства. Напомним, что главной в тексте является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К главной информации относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных научных, общественных явлений. Иными словами, задание побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что подобные умения формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию. Изменены критерии оценивания выполнения задания с развернутым ответом (С1). Корректировка системы оценивания проведена на основе анализа работы региональных предметных комиссий и статистики экзамена 2008 года. Изменения коснулись критерия К4 и норм оценки сочинения-рассуждения, насчитывающего не более 70 слов. Документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ 2009 года по русскому языку, согласованы с научно-методическим советом по русскому языку, одобрены ученым советом ФИПИ и размещены на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru). Методическую помощь учителю могут оказать материалы сайта ФИПИ: методическое письмо «Об использовании результатов Еединого государственного экзамена 2008 года в преподавании русского языка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов, учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом, «Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к Единому государственному экзамену», «Перечень учебных изданий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ». 1 Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Сб. статей из опыта работы. Пособие для учителя / Сост. В.И. Капинос, Т.А. Костяева. 2-е изд., перераб. М., 1986. С. 140. И.П. ЦЫБУЛЬКО |