Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2009

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

 

Как избежать «натаскивания»?
Подготовка к итоговой аттестации, к ЕГЭ

Утверждение, что необходимость подготовки к ЕГЭ превращает уроки русского языка в скучное, однообразное «натаскивание», повторяется так часто, что, кажется, с этим и спорить-то невозможно. Между тем можно избежать этого «натаскивания», если продолжать заниматься на уроках русского языка «своим делом» – изучением языка и обучением речи... Подготовка к выполнению заданий с выбором ответа, с кратким и развернутым ответом (части А, В, С) будет происходить постепенно, незаметно (это не должно быть самоцелью!), однако интенсивно, если все задания будут выполняться на материале одного текста. При этом полезно предлагать для анализа текст поэтический (хотя в III части ЕГЭ не используются стихотворения). Именно работа с поэтическим текстом дает возможность особенно интенсивно воспитывать чувство языка, постигать изобразительно-выразительные средства. Не менее важно привлекать для работы тексты публицистические, научно-популярные.

Известно, что самая сложная в ЕГЭ – это третья часть, когда надо написать сочинение на основе прочитанного текста. И не просто прочитанного, а внимательно изученного, можно сказать, проанализированного. «Ваше сочинение, – говорим мы ученикам, – это отклик на прочитанный текст, вы создаете “текст о тексте”. Откликнуться на то, что вы прочитали, можно по-разному и на разное». Чтобы успешно справиться с творческой задачей, текст надо несколько раз перечитать; полезно использовать «метод медленного чтения», стараясь понять авторский замысел, погрузиться в «пространство текста», ощутить связь этого текста с другими текстами, которые хранятся в нашей памяти, почувствовать, как события окружающей нас жизни служат основанием для того, чтобы согласиться или не согласиться с тем, о чем говорит нам автор. Найти в тексте то, что требует отклика, не так просто. В задании ЕГЭ обычно используется слово проблема. Обратимся к словарю: проблема (< rp. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Обычно таких вопросов в тексте несколько, и надо выбрать именно тот, который в большей мере соотносится с нашим жизненным или читательским опытом, тот, что вызывает у нас потребность в отклике. Отклик этот может быть не просто доказательством нашего согласия или несогласия с автором, что обычно выражается в форме сочинения-рассуждения (тезис, аргументы, вывод), но и достаточно эмоциональным, когда мы передаем не только мысли, но и чувства, отношение, оценку. Одним словом, текст, который создают ученики, – это чаще всего рассуждение, написанное в публицистическом стиле. Итак, сочинение, являющееся результатом выполнения третьей части ЕГЭ, – это текст, и он должен соответствовать всем признакам хорошего текста (связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность), и при этом текста публицистического стиля (ученик должен владеть разнообразными языковыми средствами, лексическими и грамматическими, выражения отношения, оценки, эмоционального отклика).

Подготовка к третьей части ЕГЭ, исключающая «натаскивание», может осуществляться не только на специальных уроках развития речи, но и на обычных занятиях при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса, когда предлагаются для работы текст и к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста, его структуры, языковых особенностей. Каковы критерии отбора текстов для такой работы? Не надо стремиться к тому, чтобы объем этого текста обязательно соотносился с тем, что будет на экзамене. Успешная подготовка к ЕГЭ может начинаться не только в старших классах, но и значительно раньше (в 5–9-х классах) и проводиться на основе текстов небольшого объема (это даже может быть афоризм, небольшое высказывание). Если речь идет о текстах достаточно большого объема, то обычно именно завершающая часть этого текста прежде всего ориентирована на то, чтобы вызвать у читателя потребность в отклике. Чтобы этот отклик действительно соотносился с содержанием, авторским замыслом исходного текста, надо постоянно работать над развитием способности к пониманию текста как к процессу творческому. Учителя, использующие на уроках комплексную работу с текстом, успешно справляются с задачей подготовки к ЕГЭ. Главное, чтобы текст, становясь объектом для комплексной работы, содержал ту проблему, те вопросы, на которые ученику интересно откликнуться. Система же заданий к тексту должна быть направлена на формирование умений увидеть в тексте то самое главное, во имя чего он создан, и высказать свое отношение, свое понимание. Кроме того, раз мы говорим о постепенной подготовке к экзамену в течение учебного года, когда происходит изучение нового программного материала и повторение изученного, то задания к тексту должны быть сориентированы и на решение этих «каждодневных» задач. Главное же, подчеркнем это еще раз, содержание текста должно быть таким, чтобы у школьника возникало желание откликнуться на основные мысли автора. Словом, текст должен рождать потребность в отклике...

I. Запишите отрывок из книги Н.Гумилева «Письма о русской поэзии», подчеркните грамматические основы предложений.

Поэзия для человека – один из способов выражения личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия, удовлетворяющего ее потребности. Все, что говорится о поэтичности какого-нибудь пейзажа или явления природы, указывает только на пригодность их в качестве поэтического материала или намекает на очень отдаленную аналогию между поэтом и природой. То же относится и к поступкам или чувствам человека,7 не воплощенным6 в слово. Они могут быть прекрасными, как впечатление, даваемое поэзией, но не станут ею, потому что поэзия заключает в себе далеко не все прекрасное, что доступно человеку. Никакими средствами стихотворной фонетики не передать подлинного голоса скрипки или флейты, никакими стилистическими приемами не воплотить блеска солнца, веяния ветра...

Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звездная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».4 Поэтому поэт в минуты творчества должен быть обладателем какого-нибудь ощущения, до него не осознанного6 и ценного2... Это совсем особенное чувство,7 иногда наполняющее таким трепетом, что оно мешало бы говорить, если бы не сопутствующее ему чувство победности, сознание того, что творишь совершенные сочетания слов, подобные тем, которые некогда воскрешали мертвых, разрушали стены...

1. Объясните значение слов: аналогия, фонетика.

2. Выпишите из текста ключевые слова.

3. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным определительным предложением. Составьте схему сложного предложения.

4. Подготовьтесь к сжатому изложению.

5. Готовясь к изложению, напишите словарный диктант.

Сочетания слов, единственное орудие, способ выражения, поэтичность пейзажа, отдаленная аналогия, воплощенный в слове, стихотворная фонетика, стилистические приемы, подлинный голос, минуты творчества, особенное чувство, впечатление.

6. Объясните знаки препинания.

7. Напишите сочинение-отклик на те мысли, которые выражены в тексте. Приведите примеры, чтобы аргументировать свои выводы.

II. Выполните задания с выбором ответа.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Слово – это единственное орудие, каким пользуется поэт.

б) Никакими поэтическими приемами нельзя воплотить блеск солнца, веяние ветра.

в) Самые совершенные сочетания слов не могут в минуты творчества вызвать у поэта чувство победности.

г) Поэт должен верить в удивительную силу слова. (Ответ: в.)

2. Укажите слово, в котором первый звук – звонкий согласный:

а) впечатление; б) доступно; в) книга; г) чувство. (Ответ: б.)

3. В каком слове нулевое окончание?

а) Поэзия; б) воскрешали; в) пейзаж; г) прекрасный. (Ответ: в.)

4. Укажите слово, которое не является причастием:

а) сопутствующий; б) даваемый; в) воплощенный; г) воплотить. (Ответ: г.)

5. В каких словосочетаниях связь иная, чем управление?

а) Блеск солнца; б) отдаленная аналогия; в) минуты творчества; г) чувство победности. (Ответ: б.)

III. Подготовьтесь к сжатому изложению.

Отношение Гумилева к своей биографии отчасти объединяет его с другими большими поэтами, которые, как Маяковский и Есенин, рассматривали свою биографию как продолжение творчества, а творчество – как продолжение биографии. Уже в одном из ранних писем молодой Гумилев пишет: «Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? Правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают самые дивные статуи?». Работой с этим трудным материалом жизни Гумилев занимался с таким же усердием, с каким он работал и над словом.

(Вяч. Вс. Иванов)

1. Выпишите слова, которые входят в тематические группы «Искусство. Творчество» и «Жизнь. Биография». Продолжите эти ряды.

2. Подберите синонимы к словам: творить, дивный.

3. Выпишите предложение с вводным словом, произведите его разбор. Придумайте предложение, в котором правда не является вводным словом.

4. Составьте схему первого предложения.

5. Понаблюдайте за использованием цитирования. Что делает цитату органичной частью текста?

6. Готовясь к изложению, напишите словарный диктант (слова и словосочетания самостоятельно выберите из текста).

7. Произведите пунктуационный разбор текста.

8. Подготовьтесь к выразительному чтению.

9. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием – сочинением на тему «Творчество как продолжение биографии художника».

IV. Выполните задания с выбором ответа.

Николай Гумилев
Николай Гумилев

1. Укажите средства связи между предложениями в тексте:

а) однотематическая лексика; б) лексические повторы; в) синонимы (в том числе контекстуальные); г) местоимения; д) вводное слово; е) частицы; ж) числительные. (Ответ: а–е.)

2. Какое из данных слов является причастием?

а) Объединяет; б) утверждая; в) созданный; г) рассматривая. (Ответ: в.)

3. Укажите словосочетание, в котором связь иная, чем управление:

а) продолжение творчества; б) прекрасная жизнь; в) создает поэму; г) работал над словом. (Ответ: б.)

4. Какие средства языковой выразительности используются в тексте?

а) Эпитеты; б) синонимы; в) риторические вопросы; г) парцелляция. (Ответ: а–в.)

V. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений.

...Как только определилась окончательно дата его отъезда, Гумилев пишет В.Брюсову: «7 апреля. В этот день я уезжаю на четыре месяца по поручению Академии наук в Африку, в почти неизведанную страну Галла...».

9 апреля Гумилев был в Одессе. В груди поэта зазвучала музыка свободной стихии. Он пишет стихотворение «Снова море» (1913):

Я сегодня опять услышал2,
Как тяжелый якорь ползет,
И я видел, как в море вышел
Пятипалубный пароход.4
Оттого-то и солнце дышит3,
А земля говорит, поет.

1. Укажите средства художественной выразительности.

2. Выпишите из текста глаголы, определите, к какому спряжению они относятся.

3. Произведите разбор словосочетаний: неизведанная страна, опять услышал, четыре месяца.

4. Составьте схемы сложных предложений.

5. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

VI. Прочитайте отрывок из статьи Вяч. Иванова «Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева)». В чем проявляется взаимодействие названия и текста?

Среди образов,7 объединяющих поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников – символистов, особенно заметны астральные, космические звезды, планеты и их «сад», Млечный Путь, кометы то и дело возникают в его стихах. Уместно поэтому будет заимствовать из этой же области уподобление для того, чтобы охарактеризовать поэтическую судьбу самого Гумилева, развитие его дара.4 Оно напоминает взрыв звезды,7 перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства.

1. Объясните значение слов: предшественник, астральный.

2. Укажите средства связи между предложениями в тексте.

3. Выпишите из текста ключевые слова.

4. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.

5. Выпишите из текста словосочетания с причастиями.

6. Объясните орфограммы и пунктограммы.

7. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.

8. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием – сочинением на одну из тем: а) «Образ звезды в русской поэзии»; б) «Свет – ключевое слово в русской литературе».

VII. Выполните задания с выбором ответа.

1. В каком слове первый звук – звонкий согласный?

а) Свет; б) ярко; в) символисты; г) поэзия. (Ответ: б.)

2. Укажите слово, которое не является причастием:

а) объединяющий; б) космический; в) вспыхнувший; г) пославший. (Ответ: б.)

3. Укажите словосочетание, в котором связь иная, чем согласование:

а) звездная вспышка; б) поэтическая судьба; в) развитие дара; г) космические образы. (Ответ: в.)

VIII. Зрительные диктанты (отрывки из стихотворений Н.Гумилева).

 

а)

Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это – смелые очи5 твои.

б)

И светились звезды золотые,
Приглашенные на торжество,
Словно апельсины восковые,
Те, что подают на Рождество.

1. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) Ясны; б) светились; в) апельсины; г) звезды. (Ответ: а.)

2. Укажите языковые средства художественной выразительности.

3. Объясните орфограммы и пунктограммы.

IX. Подготовьтесь к выразительному чтению. Объясните знаки препинания.

...Нежный друг мой, беспощадный враг,7
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая1 звезды и цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла5
И тому, кто мог с тобой побыть,
На земле уж нечего любить?

(Н.Гумилев)

1. Укажите средства художественной выразительности.

2. Самостоятельно сформулируйте задания, связанные с выбором ответа.

X. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
– Как далеко до завтрашнего дня!..

И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпора ми звеня.

(Г.В. Иванов. Мелодия становится цветком...)

1. Понаблюдайте за использованием аллюзий, цитирования.

2. В каком слове все согласные звуки звонкие?

а) Пустыня; б) далеко; в) звеня; г) туман. (Ответ: в.)

3. Сравните звуковой состав слов: туман – Тамань. Чем различается их звуковой состав? Почему эти слова могут быть рифмующимися?

4. Какое слово является деепричастием?

а) Внемлет; б) звеня; в) выходит; г) завтрашний. (Ответ: б.)

5. Укажите глаголы 2-го спряжения:

а) внимать; б) звенеть; в) выходить. (Ответ: б, в.)

6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Звеня шпорами; б) завтрашний день; в) внемлет Богу; г) серебряные шпоры. (Ответ: а, в.)

7. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

XI. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из книги о поэте Николае Гумилеве.

Стихотворение «Священные плывут и тают ночи...» (1914) явно навеяно раздумьями поэта о бренности бытия. Главное поэт высказывает в последней строфе:

А ночью в небе, древнем и высоком,7
Я вижу записи судеб моих
И ведаю, что обо мне, далеком,
Звенит Ахматовой сиренный стих...

Он еще упоен ратным делом, скачет по полям сражений, уверенный, что не погибнет, так как он носитель высшей идеи и его дух осиян солнцем удачи и победы.4 В замечательном стихотворении «Солнце духа» (1914–1915) поэт, сравнивая свою довоенную и фронтовую жизнь, отдает предпочтение последней:

Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.

Как могли мы... но еще не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.

И здесь, на фронте, Гумилев не забывает, что он не только улан, хорошо умеющий работать шашкой, но и поэт.

(В.Полушин)

1. Объясните значение слов: бренный, сирена, улан, осиянный.

2. Подберите синонимы к словам: сражение, ратный.

3. Выпишите из текста глаголы, определите их спряжение.

4. Произведите разбор словосочетаний: раздумья поэта, рокочущая труба, умеющий работать, высшая идея.

5. Понаблюдайте за использованием цитирования. Что делает цитаты органичной частью текста?

6. Какие изобразительно-выразительные средства используются в отрывках из поэтических произведений?

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Напишите сочинение на одну из тем: а) «Мое любимое стихотворение Н.Гумилева»; б) «Размышления о смысле жизни в русской поэзии».

XII. Выполните задания с выбором ответа.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) Раздумья; б) поздно; в) сражение; г) явно. (Ответ: б.)

2. Укажите среди данных слов деепричастие:

а) умеющий; б) навеяно; в) сравнивая; г) ведаю. (Ответ: в.)

3. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?

а) Священные ночи; б) ратное дело; в) отдает предпочтение; г) хорошо умеющий; д) бренность бытия; е) солнце удачи; ж) разлилось благостно. (Ответ: в–ж.)

4. В каком словосочетании главное слово – краткое причастие?

а) Носитель идеи; б) наклонилось к нам; в) явно навеяно; г) довоенная жизнь. (Ответ: в.)

XIII. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из стихотворения Николая Гумилева «Слово».

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами5,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
.................................................

Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.4

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

 

1. Понаблюдайте за способами выражения сравнения в поэтическом тексте. Какие союзы используются при этом?

2. Какие еще изобразительно-выразительные средства помогают автору создать поэтический образ?

3. Укажите слова, имеющие стилистическую окраску.

4. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:

[=== – – – ], (что === – – –) и (===), (что – – – ===).

6. Произведите разбор словосочетаний: розовое пламя, проплывало в вышине, мертвые слова, сказано в Евангелии.

7. Объясните орфограммы и пунктограммы.

8. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

9. Напишите сочинение на одну из тем: а) «Анализ стихотворения Гумилева “Слово”»; б) «Есть сила благодатная в созвучье слов живых».

XIV. Выполните задания с выбором ответа.

1. В каком слове все согласные звуки – звонкие?

а) Солнце; б) звезды; в) пламя; г) тревога. (Ответ: б.)

2. В каком слове нулевое окончание?

а) Слово; б) дурно; в) лицо; г) орел. (Ответ: г.)

3. Укажите среди данных слов частицу:

а) свое: б) оный; в) только; г) тогда. (Ответ: в.)

4. Какое существительное не относится ко второму склонению?

а) Слово; б) день; в) солнце; г) луна. (Ответ: г.)

5. Какое слово не является местоимением?

а) Свое; б) это; в) если; г) мы. (Ответ: в.)

XV. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из книги В.Полушина, посвященной поэту Николаю Гумилеву.

...В стихотворении «Среди бесчисленных светил...», написанном зимой–весной 1918 года, Гумилев вновь обращается к теме скитаний, но теперь он тоскует по родине:

Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал мир наш строгий
И в этом мире полюбил
Одни веселые дороги...

Впрочем, он тоскует и по Франции, которую (он понимает) ему придется покинуть. Именно в это время, весной 1918 года, он пишет стихотворение «Франция», обращенное к России:

Франция, на лик твой просветленный
Я еще, еще раз обернусь
И, как в омут, погружусь, бездонный,
В дикую мою, родную Русь.

1. Укажите средства связи между предложениями в тексте:

а) лексические повторы; б) однотематическая лексика; в) синонимы (в том числе контекстуальные); г) частицы; д) вводное слово; е) местоимения; ж) вопросительные предложения. (Ответ: а–е.)

2. Подберите синонимы к словам: дорога, родина, лик.

3. Из поэтических строк выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.

4. Выучите отрывки из стихотворений наизусть, запишите по памяти.

XVI. Прочитайте отрывок о детстве Николая Гумилева, подготовьтесь к изложению.

...Коля рано начал читать и писать,7 увлекшись вслед за старшим братом книгами. Правда, интересы братьев совсем не совпадали. Митя любил приключенческие романы, Коля удивил родителей тем, что рано стал читать Шекспира, Пушкина, а потом и журнал «Природа и люди»... 4

Мир Коли был волшебным5 и недоступным для понимания непосвященных. Мальчик часто и надолго исчезал из дома. Только много лет спустя он признался, что нашел лесную избушку и там, мечтая, проводил долгие часы. Какие только волшебные виде?ния не посещали мальчика! Там впервые осенила5 его своим благоволением муза.

Отправляясь на болота, мальчик верил, что вода пузырится не просто так, там обитает неведомый миру дракон. Болото Коля прозвал драконьим. Об этом есть у Гумилева стихи:

Цветы, что я рвал ребенком
В зеленом драконьем болоте,
Живые, на стебле тонком,
О,7 где вы теперь цветете?

(1913)

Юный Гумилев представлял жизнь как череду волшебных превращений, верил, что у домашней кошки ночью вырастают крылья и она улетает на свободу, что люди могут превращаться в зверей. Ему снились удивительные сны, не передаваемые никакими словами. Он жил в нескольких измерениях и парил5 на крыльях, словно его несли ангелы. Как часто сны бывают началом удивительной яви...

Но детство, как самая интересная, длинная и волшебная сказка, очень быстро заканчивается...

(В.Полушин)

1. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.

2. Составьте план текста.

3. Выпишите ключевые слова. Запишите ряд контекстуальных синонимов: мальчик, ребенок, он, Коля, юный Гумилев...

4. Напишите изложение с дополнительным заданием – сочинением на одну из тем: «Мои первые книги», «Волшебный мир детства», «Первые воспоминания».

(Продолжение следует)

Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru