ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Как избежать «натаскивания»?
|
Николай Гумилев |
1. Укажите средства связи между предложениями в тексте:
а) однотематическая лексика; б) лексические повторы; в) синонимы (в том числе контекстуальные); г) местоимения; д) вводное слово; е) частицы; ж) числительные. (Ответ: а–е.)
2. Какое из данных слов является причастием?
а) Объединяет; б) утверждая; в) созданный; г) рассматривая. (Ответ: в.)
3. Укажите словосочетание, в котором связь иная, чем управление:
а) продолжение творчества; б) прекрасная жизнь; в) создает поэму; г) работал над словом. (Ответ: б.)
4. Какие средства языковой выразительности используются в тексте?
а) Эпитеты; б) синонимы; в) риторические вопросы; г) парцелляция. (Ответ: а–в.)
V. Запишите отрывок, подчеркните грамматические основы предложений.
...Как только определилась окончательно дата его отъезда, Гумилев пишет В.Брюсову: «7 апреля. В этот день я уезжаю на четыре месяца по поручению Академии наук в Африку, в почти неизведанную страну Галла...».
9 апреля Гумилев был в Одессе. В груди поэта зазвучала музыка свободной стихии. Он пишет стихотворение «Снова море» (1913):
Я сегодня опять услышал2,
Как тяжелый якорь ползет,
И я видел, как в море вышел
Пятипалубный пароход.4
Оттого-то и солнце дышит3,
А земля говорит, поет.
1. Укажите средства художественной выразительности.
2. Выпишите из текста глаголы, определите, к какому спряжению они относятся.
3. Произведите разбор словосочетаний: неизведанная страна, опять услышал, четыре месяца.
4. Составьте схемы сложных предложений.
5. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
VI. Прочитайте отрывок из статьи Вяч. Иванова «Звездная вспышка (Поэтический мир Н.С. Гумилева)». В чем проявляется взаимодействие названия и текста?
Среди образов,7 объединяющих поэзию Гумилева и его непосредственных предшественников – символистов, особенно заметны астральные, космические звезды, планеты и их «сад», Млечный Путь, кометы то и дело возникают в его стихах. Уместно поэтому будет заимствовать из этой же области уподобление для того, чтобы охарактеризовать поэтическую судьбу самого Гумилева, развитие его дара.4 Оно напоминает взрыв звезды,7 перед своим уничтожением внезапно ярко вспыхнувшей и пославшей поток света в окружающие ее пространства.
1. Объясните значение слов: предшественник, астральный.
2. Укажите средства связи между предложениями в тексте.
3. Выпишите из текста ключевые слова.
4. Замените в первом предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции. Составьте схему сложного предложения.
5. Выпишите из текста словосочетания с причастиями.
6. Объясните орфограммы и пунктограммы.
7. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка.
8. Напишите изложение с дополнительным творческим заданием – сочинением на одну из тем: а) «Образ звезды в русской поэзии»; б) «Свет – ключевое слово в русской литературе».
VII. Выполните задания с выбором ответа.
1. В каком слове первый звук – звонкий согласный?
а) Свет; б) ярко; в) символисты; г) поэзия. (Ответ: б.)
2. Укажите слово, которое не является причастием:
а) объединяющий; б) космический; в) вспыхнувший; г) пославший. (Ответ: б.)
3. Укажите словосочетание, в котором связь иная, чем согласование:
а) звездная вспышка; б) поэтическая судьба; в) развитие дара; г) космические образы. (Ответ: в.)
VIII. Зрительные диктанты (отрывки из стихотворений Н.Гумилева).
а)
Если звезды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это – смелые очи5 твои.
б)
И светились звезды золотые,
Приглашенные на торжество,
Словно апельсины восковые,
Те, что подают на Рождество.
1. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) Ясны; б) светились; в) апельсины; г) звезды. (Ответ: а.)
2. Укажите языковые средства художественной выразительности.
3. Объясните орфограммы и пунктограммы.
IX. Подготовьтесь к выразительному чтению. Объясните знаки препинания.
...Нежный друг мой, беспощадный враг,7
Так благословен твой каждый шаг,
Словно по сердцу ступаешь ты,
Рассыпая1 звезды и цветы.
Я не знаю, где ты их взяла,
Только отчего ты так светла5
И тому, кто мог с тобой побыть,
На земле уж нечего любить?
(Н.Гумилев)
1. Укажите средства художественной выразительности.
2. Самостоятельно сформулируйте задания, связанные с выбором ответа.
X. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Туман... Тамань... Пустыня внемлет Богу.
– Как далеко до завтрашнего дня!..
И Лермонтов один выходит на дорогу,
Серебряными шпора ми звеня.
(Г.В. Иванов. Мелодия становится цветком...)
1. Понаблюдайте за использованием аллюзий, цитирования.
2. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) Пустыня; б) далеко; в) звеня; г) туман. (Ответ: в.)
3. Сравните звуковой состав слов: туман – Тамань. Чем различается их звуковой состав? Почему эти слова могут быть рифмующимися?
4. Какое слово является деепричастием?
а) Внемлет; б) звеня; в) выходит; г) завтрашний. (Ответ: б.)
5. Укажите глаголы 2-го спряжения:
а) внимать; б) звенеть; в) выходить. (Ответ: б, в.)
6. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) Звеня шпорами; б) завтрашний день; в) внемлет Богу; г) серебряные шпоры. (Ответ: а, в.)
7. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
XI. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из книги о поэте Николае Гумилеве.
Стихотворение «Священные плывут и тают ночи...» (1914) явно навеяно раздумьями поэта о бренности бытия. Главное поэт высказывает в последней строфе:
А ночью в небе, древнем и высоком,7
Я вижу записи судеб моих
И ведаю, что обо мне, далеком,
Звенит Ахматовой сиренный стих...
Он еще упоен ратным делом, скачет по полям сражений, уверенный, что не погибнет, так как он носитель высшей идеи и его дух осиян солнцем удачи и победы.4 В замечательном стихотворении «Солнце духа» (1914–1915) поэт, сравнивая свою довоенную и фронтовую жизнь, отдает предпочтение последней:
Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радостей, ни бед,
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.
Как могли мы... но еще не поздно,
Солнце духа наклонилось к нам,
Солнце духа благостно и грозно
Разлилось по нашим небесам.
И здесь, на фронте, Гумилев не забывает, что он не только улан, хорошо умеющий работать шашкой, но и поэт.
(В.Полушин)
1. Объясните значение слов: бренный, сирена, улан, осиянный.
2. Подберите синонимы к словам: сражение, ратный.
3. Выпишите из текста глаголы, определите их спряжение.
4. Произведите разбор словосочетаний: раздумья поэта, рокочущая труба, умеющий работать, высшая идея.
5. Понаблюдайте за использованием цитирования. Что делает цитаты органичной частью текста?
6. Какие изобразительно-выразительные средства используются в отрывках из поэтических произведений?
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Напишите сочинение на одну из тем: а) «Мое любимое стихотворение Н.Гумилева»; б) «Размышления о смысле жизни в русской поэзии».
XII. Выполните задания с выбором ответа.
1. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) Раздумья; б) поздно; в) сражение; г) явно. (Ответ: б.)
2. Укажите среди данных слов деепричастие:
а) умеющий; б) навеяно; в) сравнивая; г) ведаю. (Ответ: в.)
3. В каких словосочетаниях связь иная, чем согласование?
а) Священные ночи; б) ратное дело; в) отдает предпочтение; г) хорошо умеющий; д) бренность бытия; е) солнце удачи; ж) разлилось благостно. (Ответ: в–ж.)
4. В каком словосочетании главное слово – краткое причастие?
а) Носитель идеи; б) наклонилось к нам; в) явно навеяно; г) довоенная жизнь. (Ответ: в.)
XIII. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из стихотворения Николая Гумилева «Слово».
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами5,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
.................................................
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.4
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
1. Понаблюдайте за способами выражения сравнения в поэтическом тексте. Какие союзы используются при этом?
2. Какие еще изобразительно-выразительные средства помогают автору создать поэтический образ?
3. Укажите слова, имеющие стилистическую окраску.
4. Выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.
5. Произведите синтаксический разбор предложения, соответствующего схеме:
[=== – – – ], (что === – – –) и (===), (что – – – ===).
6. Произведите разбор словосочетаний: розовое пламя, проплывало в вышине, мертвые слова, сказано в Евангелии.
7. Объясните орфограммы и пунктограммы.
8. Выучите поэтические строки наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.
9. Напишите сочинение на одну из тем: а) «Анализ стихотворения Гумилева “Слово”»; б) «Есть сила благодатная в созвучье слов живых».
XIV. Выполните задания с выбором ответа.
1. В каком слове все согласные звуки – звонкие?
а) Солнце; б) звезды; в) пламя; г) тревога. (Ответ: б.)
2. В каком слове нулевое окончание?
а) Слово; б) дурно; в) лицо; г) орел. (Ответ: г.)
3. Укажите среди данных слов частицу:
а) свое: б) оный; в) только; г) тогда. (Ответ: в.)
4. Какое существительное не относится ко второму склонению?
а) Слово; б) день; в) солнце; г) луна. (Ответ: г.)
5. Какое слово не является местоимением?
а) Свое; б) это; в) если; г) мы. (Ответ: в.)
XV. Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из книги В.Полушина, посвященной поэту Николаю Гумилеву.
...В стихотворении «Среди бесчисленных светил...», написанном зимой–весной 1918 года, Гумилев вновь обращается к теме скитаний, но теперь он тоскует по родине:
Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал мир наш строгий
И в этом мире полюбил
Одни веселые дороги...
Впрочем, он тоскует и по Франции, которую (он понимает) ему придется покинуть. Именно в это время, весной 1918 года, он пишет стихотворение «Франция», обращенное к России:
Франция, на лик твой просветленный
Я еще, еще раз обернусь
И, как в омут, погружусь, бездонный,
В дикую мою, родную Русь.
1. Укажите средства связи между предложениями в тексте:
а) лексические повторы; б) однотематическая лексика; в) синонимы (в том числе контекстуальные); г) частицы; д) вводное слово; е) местоимения; ж) вопросительные предложения. (Ответ: а–е.)
2. Подберите синонимы к словам: дорога, родина, лик.
3. Из поэтических строк выпишите рифмующиеся слова парами, обозначьте части речи.
4. Выучите отрывки из стихотворений наизусть, запишите по памяти.
XVI. Прочитайте отрывок о детстве Николая Гумилева, подготовьтесь к изложению.
...Коля рано начал читать и писать,7 увлекшись вслед за старшим братом книгами. Правда, интересы братьев совсем не совпадали. Митя любил приключенческие романы, Коля удивил родителей тем, что рано стал читать Шекспира, Пушкина, а потом и журнал «Природа и люди»... 4
Мир Коли был волшебным5 и недоступным для понимания непосвященных. Мальчик часто и надолго исчезал из дома. Только много лет спустя он признался, что нашел лесную избушку и там, мечтая, проводил долгие часы. Какие только волшебные виде?ния не посещали мальчика! Там впервые осенила5 его своим благоволением муза.
Отправляясь на болота, мальчик верил, что вода пузырится не просто так, там обитает неведомый миру дракон. Болото Коля прозвал драконьим. Об этом есть у Гумилева стихи:
Цветы, что я рвал ребенком
В зеленом драконьем болоте,
Живые, на стебле тонком,
О,7 где вы теперь цветете?
(1913)
Юный Гумилев представлял жизнь как череду волшебных превращений, верил, что у домашней кошки ночью вырастают крылья и она улетает на свободу, что люди могут превращаться в зверей. Ему снились удивительные сны, не передаваемые никакими словами. Он жил в нескольких измерениях и парил5 на крыльях, словно его несли ангелы. Как часто сны бывают началом удивительной яви...
Но детство, как самая интересная, длинная и волшебная сказка, очень быстро заканчивается...
(В.Полушин)
1. Укажите средства связи между предложениями, между абзацами.
2. Составьте план текста.
3. Выпишите ключевые слова. Запишите ряд контекстуальных синонимов: мальчик, ребенок, он, Коля, юный Гумилев...
4. Напишите изложение с дополнительным заданием – сочинением на одну из тем: «Мои первые книги», «Волшебный мир детства», «Первые воспоминания».
Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва