Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2009

НОВЫЙ ПОДХОД

 

Информационные технологии
в работе учителя русского языка
и литературы

Современный учитель-словесник все больше обращает внимание на использование информационно-коммуникационных технологий, тем более что практически у каждого ученика компьютер имеется дома и использование подобной техники на уроке воспринимается детьми как нечто само собой разумеющееся, соответствующее современным реалиям.

На сайте Министерства образования и науки Российской Федерации ( www.scool.edu.ru и www.mon.gov.ru) можно найти необходимые документы для осуществления обучения: программы, инструктивные и методические письма, образовательные стандарты, что значительно облегчает планирование работы на год. Кроме того, там же можно обнаружить конспекты уроков, связанных с использованием ИКТ, ссылки на другие сайты, предлагающие цифровые образовательные ресурсы. Неоценимую помощь при подготовке уроков оказывают статьи, размещенные на сайтах Издательского дома «Первое сентября» (www.1september.ru, www.festival.1september.ru).

Интерактивная доска выполняет функции обычной грифельной доски, позволяя вывести на экран текст с пропущенными знаками препинания и буквами, а затем вставить их при помощи специального маркера. Есть возможность создания таблиц и схем, демонстрации портретов писателей, иллюстраций к произведениям. Каждый этап урока можно отобразить на отдельной странице. Тестовые задания, тексты для чтения, выведенные на экран, освобождают учителя от необходимости распечатывания учебного материала для каждого учащегося. Если конспекты составляются учителем в электронном виде, то время на подготовку к такому уроку значительно сокращается, так как достаточно скопировать нужный фрагмент. Нет необходимости готовить доску к уроку на перемене с помощью мела и тряпки, а потом стирать написанное несколько раз в течение урока. Кроме того, всегда можно удалить написанное маркером и повторить урок в другом классе, а также поделиться материалом с коллегами.

Однако этим функции интерактивной доски не ограничиваются. Хорошо известно, что наилучшее запоминание и понимание учебного материала осуществляется при использовании разных каналов восприятия. Этот психологический принцип лежит в основе использования межпредметных связей на уроках русского языка и литературы, что является одним из основных и давно знакомых учителям требований к проведению урока. Компьютерная техника, а в особенности интерактивная доска, дает для этого массу возможностей, позволяя демонстрировать видео-, аудиофайлы без применения каких-то дополнительных устройств. Для этого приходится оцифровывать видео- и аудиозаписи, имеющиеся в коллекции методических объединений, но подобные материалы можно обнаружить на CD и DVD и в Интернете. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов расположена по адресу: www.scool-collection.edu.ru. Здесь есть записи авторского и актерского чтения произведений литературы, музыкальные фрагменты.

В Интернете существует множество библиотек, где в свободном доступе находятся тексты произведений художественной литературы, исследований по лингвистике и литературоведению. В качестве примера можно привести следующие сайты: www.lib.ru, www.linguists.narod.ru, www.philology.ru, www.ruthenia.ru, www.library.ru, www.uisrussia.msu.ru и другие.

Неоспорима необходимость использования на уроках гуманитарного цикла разнообразных словарей и справочников. Компьютер и интерактивная доска позволяют работать с электронными словарями и энциклопедиями как на CD и DVD, так и на страницах Интернета. Сайты www.gramota.ru, www.bibliotekar.ru, www.speakrus.ru, www.gramma.ru содержат ссылки на самые разные словари.

Современный урок литературы, многие уроки развития речи немыслимы без презентаций, выполненных в программе Microsoft Office PowerPoint. Такие презентации вызывают интерес у учащихся, так как позволяют не только услышать рассказ учителя или одноклассника о писателе, но и увидеть его портрет и изображения близких ему людей, обложки книг и иллюстрации к ним, фрагменты кинофильмов, снятых об авторе или по мотивам его произведений, услышать авторское и актерское чтение текстов. Конечно, подготовка к такому уроку занимает несоизмеримо большее время, чем к обычному, так как поиск необходимых материалов, их оформление – процесс долгий и трудоемкий. Однако и эффект от урока гораздо больший. Кроме того, сейчас есть возможность найти в Интернете готовые презентации и разместить там свои, таким образом распространяя свой опыт. Очень полезными для достижения названной цели окажутся следующие сайты: www.it-n.ru, www.intergu.ru, школьные порталы www.scools.perm.ru, www.cit-vbg.ru и другие. Существуют и сайты, посвященные жизни и творчеству писателей, где также можно найти необходимый материал. Для этого достаточно набрать в соответствующей строке поисковой системы имя автора и следовать по ссылкам.

Обучающие программы по русскому языку и литературе и модули уроков также можно найти на CD и DVD, а также на сайтах www.internet-school.ru, www.vschool.km.ru . Использование их требует очень небольшой предварительной подготовки, так как фактически мы получаем готовый урок или его фрагмент.

Информационные технологии позволяют учителю решать еще одну задачу – подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии «Готовимся к ЕГЭ». Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайте поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения теста с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе, что избавляет учителя от необходимости проверки теста самому.

На мой взгляд, очень удобно пользоваться ресурсами Интернета и для подготовки детей к участию в разнообразных олимпиадах и конкурсах. Не секрет, что составление и решение подобных заданий не всегда под силу учителю. Найти их в соответствующей литературе также не всегда удается. На сайтах www.it.rusolymp.ru, www.rus.rusolymp.ru, www.rm.kirov.ru, www.future4you.ru, www.researcher.ru доступны как задания различных олимпиад, так и их решения, образцы творческих работ участников.

В завершение хотелось бы сказать о таком обязательном аспекте применения различных цифровых ресурсов, как соблюдение авторских прав. Е.Шестаков пишет, что согласно законодательству РФ это возможно «с обязательным указанием имени автора и источника заимствования, когда использование осуществляется в форме цитирования в учебных, культурных, информационных и научных целях с ограничением в объеме (ст. 1274 ГК РФ)», а также «при переходе произведения в общественное достояние по истечении срока охраны авторских прав (ст. 1282 ГК РФ). Во всех остальных случаях использование признается незаконным»1.

Итак, применение информационно-коммуникационных технологий в работе словесника необходимо и отвечает современным требованиям к уроку. Они позволяют разнообразить материал, развивать интерес учащихся к гуманитарным дисциплинам, повышать компьютерную грамотность и школьников, и учителей.


1 www.intellectpro.ru

О.ЧЕРЕДНИКОВА,
г. Заречный,
Пензенская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru