АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Дагестанская национальная школа:
актуальные проблемы преподавания
русского языка и литературы
В последние годы, прежде всего после развала
Советского Союза, а также в связи с развитием
рыночных отношений и происходящими в стране
радикальными изменениями в
социально-политической жизни, заметна общая
тенденция снижения интереса к изучению русского
языка как в школе, так и в других образовательных
учреждениях Дагестана.
Эта серьезная ошибка дает свои горькие плоды в
школьном образовании. Все реже и реже слышна
русская речь на переменах и на спортивной
площадке, на классных собраниях, во время
проведения бесед на утренней линейке и, что греха
таить, порой и на уроках. Такое явление
губительно и вредно для школ Дагестана, где
совместно проживают более тридцати народностей
и где единственным языком, связывающим их между
собой, является русский язык. Вдвойне вредно оно
для школ, где работают учителя с одним
национальным составом. В такой ситуации учителя
невольно общаются между собой на родном языке, а
с них берут пример и дети.
Намечается опасная тенденция: со временем наши
ученики вовсе перестанут изучать русский язык, а
значит, говорить и читать по-русски. Здесь
необходимо заметить, что любить свой народ и свой
язык вовсе не значит стремиться к замкнутости и
обособленности, предаваться размышлениям о
своей исключительности. Задача каждого народа
состоит в том, чтобы всячески расширять,
углублять экономические, культурные,
политические связи с другими народами. В этом
отношении неоценимую помощь нам оказывает
русский язык, который служит сплачивающим,
консолидирующим, объединяющим фактором в
отношениях между народами Дагестана. В отличие
от других языков, которые могли бы претендовать
на роль языка межэтнического общения (например,
арабский, тюркский и др.), русский язык сегодня
обеспечивает потребность в общении не только
между представителями различных
национальностей в Дагестане, но и в России, а
также за ее пределами.
Дагестан входит в состав России в качестве ее
субъекта, получает экономическую и научную
помощь со стороны России и, наконец то, что
русский язык признан как один из мировых
языков – все это и говорит о необходимости
глубокого и всестороннего изучения русского
языка.
Между прочим, эту необходимость осознали наши
духовные лидеры, руководители религиозных
объединений. Они выступают с проповедями на
русском языке (заметьте, не на арабском),
рассматривая его как средство общения между
мусульманами, и ратуют за включение русского
языка в число предметов, изучающихся в высших
духовных учебных заведениях Дагестана.
И надо признать, что нормальное
функционирование образования, науки, экономики,
вообще общение между людьми разных
национальностей в республике фактически
невозможно без свободного владения русским
языком.
Если это так, то необходимо с новой энергией и
как можно скорее взяться за совершенствование
учебного процесса при обучении русскому языку в
дагестанской национальной школе. Каждый учитель
русского языка должен осознать эту высокую
миссию.
Сегодня уровень знаний, умений и навыков
учащихся по русскому языку не соответствует
требованиям государственных образовательных
стандартов. Такое же неудовлетворительное
состояние наблюдается и в преподавании
остальных предметов на русском языке.
Многолетний опыт преподавания русского языка в
школе подсказывает нам: проблема свободного
владения русским языком не будет решена без
практической направленности обучения младших
школьников и до тех пор, пока ученики еще в
начальных классах не приобретут прочные навыки
сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения.
Уроки русского языка в начальных классах
должны обеспечивать единство лексической и
грамматической работы, связывающей все виды
речевой деятельности на уроке, а также уроки
русского языка и чтения.
Практическая направленность обучения детей
русскому языку выражается в следующем.
1. Это прежде всего осуществление в учебном
процессе взаимосвязи между лексикой,
грамматикой, фонетикой и орфоэпией, графикой и
орфографией. Особенно очевидна на начальном
этапе взаимосвязь произношения и правописания.
Грамотное и правильное письмо невозможно без
умения правильно слышать и произносить звуки в
слове.
2. Другая проблема, над решением которой
постоянно приходится работать учителю русского
языка и литературы в национальной школе, – это
развитие связной речи на неродном языке. Очень
важным в развитии речи учеников является
формирование навыков связного изложения мыслей
в устной и письменной форме. Порой ученик,
свободно говорящий по-русски, затрудняется или
стесняется, если предложить ему передать свои
высказывания на письме – в виде небольшого
сочинения-рассуждения или письма к товарищу. Чем
это объяснить?
Прежде всего тем, что учителями многих школ не
выполняется принцип обучения: «Учить не просто
языку, а общению на неродном (русском) языке».
Программа по развитию связной речи определяет
типы речи и последовательность их обучению для
каждого класса. В зависимости от целей и задач,
решаемых в том или ином классе, усложняются
синтаксическая структура текстов и характер
заданий, увеличивается их объем. Так, например, на
начальном этапе рекомендуется проводить
письменные ответы на вопросы после
предварительной подготовки, потом постепенно
переходить к написанию изложения (без прямой
речи), потом идет коллективное составление плана
к сочинению-повествованию с элементами
рассуждения.
Следует научить школьника также деловой речи,
имеющей практическое значение в наши дни. В
начальных классах это – умение написать письмо и
адрес на конверте, небольшую заметку в
стенгазету (о жизни школы и класса), а
старшеклассники должны уметь самостоятельно
написать поздравление, объявление, справку,
расписку, доверенность, заполнить бланки,
составить протокол собрания.
Хороший результат дает беседа по картине или
сочинение по картине с постепенным переходом к
сочинениям-рассуждениям и к сочинениям на основе
литературно-художественного материала в старших
классах. Развитию связной речи способствуют
переводы текстов с родного языка на русский, а
также выборочные изложения по прочитанному
тексту и составление диалогов на заданную тему.
3. Особое место в работе по развитию речи
занимает лексико-фразеологическая работа.
Не секрет, что на уроках русского языка у многих
учителей отсутствует целенаправленная и
систематическая работа с лексикой и
фразеологией. Недостаточна работа и над
словарным минимумом, несмотря на то что у
большинства учеников очень бедна речь, беден
словарный запас.
Успешная словарная работа возможна при
выполнении системы специальных упражнений. На
школьных уроках, как известно, используются
различные приемы толкования новой лексики:
1) перевод на родной язык; 2) объяснение слова с
помощью синонимов или антонимов; 3) с помощью
словообразовательного анализа; 4) опираясь на
контекст; 5) описание значения слова с помощью
словаря. Учителю самому важно определить, когда и
как (какой выбрать прием) объяснения нового
слова.
Перевод с родного языка хорош, например, тогда,
когда объясняются слова, обозначающие предметы и
явления, окружающие детей в повседневной жизни,
когда есть точный эквивалент в родном языке.
Толкование с помощью синонима способствует
расширению словарного запаса детей, но тут важно
учитывать стилистическую окраску
слова-синонима, его тонкое смысловое отличие от
объясняемого слова. Толкование с помощью
антонима дается при объяснении
пространственных, временных, психологических
понятий.
Следуем разумному правилу: если толкование
новых слов и выражений – первый этап работы над
лексикой, следующим шагом является закрепление
ее в устной и письменной речи учащихся.
Из научно-методической литературы известно,
что новое слово переходит из пассивного запаса в
активный, если оно встречается школьнику не
менее семи раз. Поэтому на уроках развития речи
даются задания, предусматривающие активизацию
новой лексики: составить несколько предложений,
используя новые слова, или письменно дать
толкование новых слов, составить рассказ,
включив в него данную пословицу или поговорку.
4. И речь, и работа некоторых учителей, к
сожалению, не соответствуют предъявляемым
требованиям.
Тетради учащихся учителя систематически не
проверяют, а если и проверяют, то поверхностно:
пропускают ошибки, исправляют и классифицируют
их неправильно, нет системы в работе над
ошибками.
Правильно организованная работа над ошибками
является хорошим средством повышения речевой
орфографической и пунктуационной грамотности.
Прежде всего очень неточно классифицируются
ошибки в работах учащихся. Обычно, исправляя
письменные работы своих учеников, учителя
выделяют орфографические, пунктуационные и
стилистические ошибки с помощью известных помет
на полях: «галочки», «палочки» и волнистая линия.
Именно эти три типа ошибок учитываются и при
оценке грамотности работы как об этом говорится
в «Нормах оценки знаний, умений и навыков
учащихся национальных школ по русскому языку».
Все ошибки, не относящиеся к орфографическим и
пунктуационным, учителя относят к
стилистическим, что в корне неверно.
Необходимо различать, помимо орфографических и
пунктуационных ошибок, еще и речевые ошибки.
Речевые же ошибки, делятся на такие группы:
орфоэпические, лексические, морфологические и
стилистические.
Подобная классификация поможет учителю
определить подлинный уровень развития устной и
письменной речи учащихся. Очень важно, чтобы
учитель не только принял предлагаемую здесь
классификацию ошибок, но и правильно определял
тип каждой ошибки в работе ученика.
Работа над ошибками, организованная по такой
классификации, станет эффективнее и будет
способствовать повышению грамотности устной и
письменной речи учеников дагестанской нерусской
школы.
5. Серьезным недостатком, присущим работе
многих учителей-словесников, является
отсутствие творческих методов, активизирующих
работу учащихся. Учителя привыкли строить урок
по общеизвестной схеме (опрос, объяснение,
закрепление материала), пренебрегая активным
включением учеников в учебный процесс на уроке.
Речь идет о ролевых и деловых играх, об
уроках-диспутах и уроках-дискуссиях. Если
уроки-диспуты подходят для уроков литературы, то
деловые и ролевые игры приемлемы для уроков
русского языка. Назначение последних – развитие
и формирование речевых навыков, которые
необходимы в различных ситуациях общения.
Деловые и ролевые игры позволяют учащимся
по-новому видеть себя и партнера, иначе оценивать
и сам предмет обучения – русский язык, который
превращается из объекта изучения в средство
общения.
Традиционными должны стать в школе также
недели русского языка, школьные олимпиады,
викторины, конкурсы, предметные вечера и
утренники, которые проводятся на русском языке.
Но цель их должна быть одна: научить школьников
практическому владению русским языком, чтобы
они, окончив среднюю национальную школу, могли
свободно владеть русской речью в ее устной и
письменной формах.
М.Г. ГАЗАЛИЕВ,
учитель русского языка и литературы,
директор Андыхской средней школы,
Шамильский район,
Республика Дагестан
|