Я ИДУ НА УРОК
7-й класс
Правописание н и нн в прилагательных и причастияхУрок по технологии развития критического мышленияЭТАПЫ УРОКА I. Стадия вызова 1. Мозговой штурм Накануне урока я написала несколько словосочетаний на доске. Есть в моем классе любопытные мальчики Андрей и Саша. На перемене они обнаружили запись и стали спорить. В итоге они поссорились и ушли домой. Давайте разберемся, в чем дело. (Весь иллюстративный материал дается на слайдах.) Новая це(н,нн)а, вещь це(н,нн)ая, бандероль це(н,нн)а, уцене(н,нн)ые товары, старания оцене(н,нн)ы, оторвать це(н,нн)ик, отчет по це(н,нн)ообразованию. Как вы думаете: как эти слова пишутся?
Вывод: все эти слова пишутся по-разному: 1) цена – существительное, с одной н; 2) ценная – прилагательное, пишется с нн на стыке морфем; 3) ценна – краткое прилагательное, в нем сохраняется столько н, сколько и в полной форме (ценная – ценна, ценен); 4) уцененный – причастие, от глагола уценить (сов. вид), пишется нн, образовано с помощью суффикса -енн-; 5) оценены – краткое причастие, в нем одна н; 6) ценник – существительное от цена + -ник-, поэтому нн; 7) ценообразование – сложное существительное от частей цен + образование. 2. Составление кластера Давайте составим кластер по тем ответам, которые сейчас прозвучали. Правописание н и нн в разных частях речи
Вы заметили, что мы записали не все пункты кластера? Мы это сделаем позже. II. Стадия осмысления Знакомство с новой информацией с помощью инсерта Инсерт – в переводе с английского означает «вставка, вклейка». Если у вас есть компьютер, то вы знаете, что есть клавиша «Insert» – «дополнить, вставить». Инсерт – это прием маркировки текста, когда учащиеся используют специальные значки: «+» – новое; «V» – знаю, уверен; «–» вызывает сомнение; «?» – есть вопросы. 1. В слове замешенный пишется нн, потому что оно образовано от приставочного глагола замесить (сов. вид) тесто с помощью суффикса -енн-. 2. В словах данный, брошенный пишется нн, потому что это полные причастия, образованные от глаголов совершенного вида. 3. Дрессированный пишется с двумя нн, потому что это – заимствованное слово. 4. Нн пишется в словах с суффиксом -ова-, -ирова-; маринованный, импровизированный. 5. Жареная рыба пишется всегда с одной буквой н. 6. В сложных словах пишется столько н, сколько в отдельном корне: свежемороженый, свежезамороженный. 7. Приставка не- не влияет на написание суффикса: кошеный луг – некошеный луг (список исключений). 8. В этих словах всегда пишется нн: желанный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, чеканный, доморощенный (список исключений). 9. Одна буква н пишется в прилагательных назвaный (брат), посажёный (отец), но в причастиях пишется нн; березы, посаженные вокруг школы; удачно названная книга. III. Стадия размышления 1. Разбор инсерта
Давайте с вами рассуждать, что и как мы отметили в нашем тексте. «V» В 1-м случае мы поставим знак «знаю», потому что об этом мы уже говорили: см. разбор слова уцененный. «+» 2-я позиция для вас новая. «–» В 3-м случае мы сомневаемся. Почему? Нн в таких словах пишется не потому, что они заимствованы, а потому, что в них есть суффикс -ова-, -ева-. «?» В 4-м пункте ставим вопросы: а есть ли суффикс -ирова- или это все-таки два суффикса? «?» 5-й пункт: есть вопрос, который всех должен насторожить: как только у слова жареный появятся зависимые слова (на вертеле, вчера, к ужину), оно будет писаться с нн. «V» 6-й пункт – «знаю», «уверен». «+» 7-й пункт – новая информация. «+» 8-й пункт – тоже новая информация. «?» 9-й пункт – см. пункт 5. 2. Дополнение кластера (вносится в центральную часть) Правописание н и нн в разных частях речи IV. Потренируемся! Задание 1. Соотнесите предложения с пропущенными буквами (1-я колонка) с правильным объяснением (2-я колонка):
Задание 2. В каких словосочетаниях пишется -нн? А. Моче_ые яблоки; Б. Кипяче_ое на медленном огне молоко; В. Вскипяче_ое молоко; Г. Сельдь вымоче_а в молоке; Д. Вымоче_е в уксусе кусочки мяса. Задание 3. Вставьте на месте пропусков в 1-ю колонку слова, указанные во 2-й колонке.
Ответ: задание 1: 1 – А, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А; задание 2: Б, В, Д; задание 3: 1 – А, 2 – Б, 3 – Г, 4 – В. Задание 4 для самоконтроля. Заполните магический квадрат. 1) Книги прочита_ы 2) разряже_ая дама 3) ране_ый в руку солдат 4) нарисова_ый портрет 5) пече_ый картофель 6) войска сосредоточе_ы на границе 7) обдума_ое решение 8) исти_ое утверждение 9) купле_ый билет 10) назва_ая сестра 11) посаже_ая мать 12) смышле_ый малыш 13) варе_ые овощи 14) рва_ая одежда 15) вяле_ая рыба 16) суше_ый гриб 17) лише_ый денег 18) высуше_ые растения 19) сея_ая сквозь сито мука 20) слое_ый пирог 21) гране_ый стакан 22) кваше_ая бабушкой капуста 23) позолоче_ая брошь 24) стриже_ая под мальчика женщина 25) плавле_ый сырок
Соедините все н в квадрате. Если у вас получилась большая буква н, значит, вы хорошо усвоили правило и теперь смело можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Если буква н не получилась, стоит еще раз поучить это правило. V. Подведем итоги Что же вы ответите мальчикам, которые поспорили у доски о том, как пишутся эти слова: новая цена, вещь ценная, бандероль ценна, уцененные товары, старания оценены, оторвать ценник, отчет по ценообразованию. VI. Домашнее задание: 1)дополните кластерправилами написания прилагательных, а к наречию вы обратитесь позже, когда будете изучать эту часть речи; 2) на основании кластера составьте алгоритм написания н и нн в причастиях; 3) выполните упражнение учебника по данной теме по своему выбору; 4) составьте для соседа по парте тест на три вопроса по сегодняшней теме. С.М. ВОВК, |