Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2009

Я ИДУ НА УРОК

 

7-й класс

 

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Урок по технологии развития критического мышления

ЭТАПЫ УРОКА

I. Стадия вызова

1. Мозговой штурм

Накануне урока я написала несколько словосочетаний на доске. Есть в моем классе любопытные мальчики Андрей и Саша. На перемене они обнаружили запись и стали спорить. В итоге они поссорились и ушли домой. Давайте разберемся, в чем дело. (Весь иллюстративный материал дается на слайдах.)

Новая це(н,нн)а, вещь це(н,нн)ая, бандероль це(н,нн)а, уцене(н,нн)ые товары, старания оцене(н,нн)ы, оторвать це(н,нн)ик, отчет по це(н,нн)ообразованию.

Как вы думаете: как эти слова пишутся?

 

Вывод: все эти слова пишутся по-разному:

1) цена – существительное, с одной н;

2) ценная – прилагательное, пишется с нн на стыке морфем;

3) ценна – краткое прилагательное, в нем сохраняется столько н, сколько и в полной форме (ценная – ценна, ценен);

4) уцененный – причастие, от глагола уценить (сов. вид), пишется нн, образовано с помощью суффикса -енн-;

5) оценены – краткое причастие, в нем одна н;

6) ценник – существительное от цена + -ник-, поэтому нн;

7) ценообразование – сложное существительное от частей цен + образование.

2. Составление кластера

Давайте составим кластер по тем ответам, которые сейчас прозвучали.

Правописание н и нн в разных частях речи

 

Вы заметили, что мы записали не все пункты кластера? Мы это сделаем позже.

II. Стадия осмысления

Знакомство с новой информацией с помощью инсерта

Инсерт – в переводе с английского означает «вставка, вклейка». Если у вас есть компьютер, то вы знаете, что есть клавиша «Insert» – «дополнить, вставить». Инсерт – это прием маркировки текста, когда учащиеся используют специальные значки:

«+» – новое;

«V» – знаю, уверен;

«–» вызывает сомнение;

«?» – есть вопросы.

1. В слове замешенный пишется нн, потому что оно образовано от приставочного глагола замесить (сов. вид) тесто с помощью суффикса -енн-.

2. В словах данный, брошенный пишется нн, потому что это полные причастия, образованные от глаголов совершенного вида.

3. Дрессированный пишется с двумя нн, потому что это – заимствованное слово.

4. Нн пишется в словах с суффиксом -ова-, -ирова-; маринованный, импровизированный.

5. Жареная рыба пишется всегда с одной буквой н.

6. В сложных словах пишется столько н, сколько в отдельном корне: свежемороженый, свежезамороженный.

7. Приставка не- не влияет на написание суффикса: кошеный луг – некошеный луг (список исключений).

8. В этих словах всегда пишется нн: желанный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, чеканный, доморощенный (список исключений).

9. Одна буква н пишется в прилагательных назвaный (брат), посажёный (отец), но в причастиях пишется нн; березы, посаженные вокруг школы; удачно названная книга.

III. Стадия размышления

1. Разбор инсерта

А.М. Корин. Бабушка и внучка. 1893
А.М. Корин. Бабушка и внучка. 1893

Давайте с вами рассуждать, что и как мы отметили в нашем тексте.

«V» В 1-м случае мы поставим знак «знаю», потому что об этом мы уже говорили: см. разбор слова уцененный.

«+» 2-я позиция для вас новая.

«–» В 3-м случае мы сомневаемся. Почему? Нн в таких словах пишется не потому, что они заимствованы, а потому, что в них есть суффикс -ова-, -ева-.

«?» В 4-м пункте ставим вопросы: а есть ли суффикс -ирова- или это все-таки два суффикса?

«?» 5-й пункт: есть вопрос, который всех должен насторожить: как только у слова жареный появятся зависимые слова (на вертеле, вчера, к ужину), оно будет писаться с нн.

«V» 6-й пункт – «знаю», «уверен».

«+» 7-й пункт – новая информация.

«+» 8-й пункт – тоже новая информация.

«?» 9-й пункт – см. пункт 5.

2. Дополнение кластера (вносится в центральную часть)

Правописание н и нн в разных частях речи

IV. Потренируемся!

Задание 1. Соотнесите предложения с пропущенными буквами (1-я колонка) с правильным объяснением (2-я колонка):

1. Девочка умна и воспита_а. А. Краткое имя прилагательное, сохраняющее нн полной формы

Б. Страдательное причастие, в краткой форме пишется с одним н

2. Девочка воспита_а, к сожалению, одной бабушкой.
3. Фирма не образова_а вновь, а лишь реконструирова_а.
4. Дети невежливы и необразова_ы.

Задание 2. В каких словосочетаниях пишется -нн?

А. Моче_ые яблоки;

Б. Кипяче_ое на медленном огне молоко;

В. Вскипяче_ое молоко;

Г. Сельдь вымоче_а в молоке;

Д. Вымоче_е в уксусе кусочки мяса.

Задание 3. Вставьте на месте пропусков в 1-ю колонку слова, указанные во 2-й колонке.

1. Молоко, _________ утром, к вечеру прокисло.

2. Я не люблю ____________ молоко.

А. Кипяченное;

Б. Кипяченое

В. Груженая;

Г. Груженная

3. Утром ____________ углем баржа отплыла от причала.

4. На пристани стояли ___________ баржа и спасательная шлюпка.

Ответ: задание 1: 1 – А, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А; задание 2: Б, В, Д; задание 3: 1 – А, 2 – Б, 3 – Г, 4 – В.

Задание 4 для самоконтроля. Заполните магический квадрат.

1) Книги прочита_ы

2) разряже_ая дама

3) ране_ый в руку солдат

4) нарисова_ый портрет

5) пече_ый картофель

6) войска сосредоточе_ы на границе

7) обдума_ое решение

8) исти_ое утверждение

9) купле_ый билет

10) назва_ая сестра

11) посаже_ая мать

12) смышле_ый малыш

13) варе_ые овощи

14) рва_ая одежда

15) вяле_ая рыба

16) суше_ый гриб

17) лише_ый денег

18) высуше_ые растения

19) сея_ая сквозь сито мука

20) слое_ый пирог

21) гране_ый стакан

22) кваше_ая бабушкой капуста

23) позолоче_ая брошь

24) стриже_ая под мальчика женщина

25) плавле_ый сырок

н нн нн нн н
н нн нн нн н
н н н н н
н нн нн нн н
н нн нн нн н

Соедините все н в квадрате. Если у вас получилась большая буква н, значит, вы хорошо усвоили правило и теперь смело можете приступать к выполнению самостоятельной работы. Если буква н не получилась, стоит еще раз поучить это правило.

V. Подведем итоги

Что же вы ответите мальчикам, которые поспорили у доски о том, как пишутся эти слова: новая цена, вещь ценная, бандероль ценна, уцененные товары, старания оценены, оторвать ценник, отчет по ценообразованию.

VI. Домашнее задание:

1)дополните кластерправилами написания прилагательных, а к наречию вы обратитесь позже, когда будете изучать эту часть речи;

2) на основании кластера составьте алгоритм написания н и нн в причастиях;

3) выполните упражнение учебника по данной теме по своему выбору;

4) составьте для соседа по парте тест на три вопроса по сегодняшней теме.

С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru