Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2009

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

 

Практическая работа по теме «Деепричастие»

Уровень C.

1. Составьте простые предложения по графическим схемам.

А. | – . – . – | , == ––.

Б. ==, | – . – . – |, == ––.

В. == –– , | – . – . – |.

2. Решите задачку.

От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь?

Составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия.

3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя буквы.

Высоко надо мною ра_екая воздух крыльями пролетел осторожный ворон. Он повернул голову посмотрел на меня взмыл (в)верх и отрывисто каркая скрылся за лесом.4 Большая стая голубей ре_ко пронеслась с гумна и внезапно закружившись столбом хл_потливо ра_елась по полю. Кто(то) проехал за ближайшим холмом громко стуча пустой телегой. (И.Тургенев)

Уровень А.

1. Из данных однокоренных слов выпишите только деепричастия, обозначьте в них суффиксы. Укажите у деепричастий вид, переходность и возвратность.

Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав.

Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший, крепчайший, крепкий, крепя.

2. Образуйте от глаголов деепричастия, выделите в них суффиксы.

Держать, подышать, играть, пахнуть.

3. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя запятые.

Ночью в полях под напевы метели дремл_т качаясь березки и ели.

Открыв книгу на сороковой странице я наш_л засохший лист клена.

Ручей бежит сверкая и журча.

4. Укажите слитное и раздельное написание не. Расставьте знаки препинания.

В саду (не)умолкая ни на минуту пели птиц_.
Она (не)доумевая смотрела на брата.
Его (не)аккуратность извес_на всем.

5. Вставьте нужный глагольный суффикс перед суффиксом деепричастия.

Постро_в дом, увид_в корабль, прикле_в вверху, возненавид_в людей, обид_вшись на друга.

Уровень В.

1. Образуйте от глагола деепричастия, выделите суффиксы деепричастий, укажите вид, и если есть, переходность, возвратность.

Встревожиться, ненавидеть, трепетать, осмыслить.

2. Поставьте деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставьте знаки препинания и объясните их графически.

Кирила Петрович отпустил гостей и отправился спать (встав из-за стола).

Кирила Петрович сел ужинать и тогда только хв_тился об Андре_ Гавриловиче (возвращаясь с гостями с псарного двора).

Через минуту Шабашкин стоял уже перед Кирилом Петровичем (отвешивая поклон за поклоном).

3. Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания.

В первую минуту он нагонял плот и кричал.
Он ни секунды (не)колебался и поплыл туда.
Он впал в отчаяние и (не)почу_ствовал прежней решимости.

4. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом.

Получив известие о сыне, радость охватила меня.

Включив радио, раздались звуки музыки.

Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

5. Спишите предложения, раскрывая скобки и объясняя написание не. Расставьте знаки препинания.

Дождь б_рабанил по крыше точно (не)годуя на кого(то).

Том продолжал работать (не)обращая внимания (ни)(на)кого.

(Не)решительные действия врага привели к его пор_жению.

6. Вставьте нужный глагольный суффикс в деепричастия.

Почу_в добычу, услыш_в разговоры, уничтож_в все следы, громко зала_в.

7. Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях.

Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую мглу.

Соскучившись, я хотел было уже уходить, но закинув удочку, в последний раз поймал маленького дельфина.

Контрольный диктант
с заданием по теме «Деепричастия»

Время и люди не много оставили от просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки ее выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа. Пристроившись возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала она еще несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на ее ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только новенькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Все принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим. (По В.Быкову)

Грамматические задания

1. Выделите в тексте деепричастные обороты.

2. Разберите следующие слова по составу.

Хуторской, потеснив, подступил, одинокая, удерживала, выбросив.

3. Произведите морфологический разбор одного деепричастия из первого абзаца и одного из второго абзаца.

4. Произведите синтаксический разбор предложений.

Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на ее ветви.

Н.А. ЗАЙЦЕВА,
пос. Жуково,
Смоленская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru