МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Практическая работа по теме «Деепричастие»Уровень C. 1. Составьте простые предложения по графическим схемам. А. | – . – . – | , == ––. Б. ==, | – . – . – |, == ––. В. == –– , | – . – . – |. 2. Решите задачку. От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастия несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав, организуя; премировав, премируя; женившись, женясь? Составьте со всеми этими деепричастиями предложения, чтобы понятен был выбор вида у деепричастия. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя буквы. Высоко надо мною ра_екая воздух крыльями пролетел осторожный ворон. Он повернул голову посмотрел на меня взмыл (в)верх и отрывисто каркая скрылся за лесом.4 Большая стая голубей ре_ко пронеслась с гумна и внезапно закружившись столбом хл_потливо ра_елась по полю. Кто(то) проехал за ближайшим холмом громко стуча пустой телегой. (И.Тургенев) Уровень А. 1. Из данных однокоренных слов выпишите только деепричастия, обозначьте в них суффиксы. Укажите у деепричастий вид, переходность и возвратность. Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожав. Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший, крепчайший, крепкий, крепя. 2. Образуйте от глаголов деепричастия, выделите в них суффиксы. Держать, подышать, играть, пахнуть. 3. Спишите, расставляя знаки препинания и графически объясняя запятые. Ночью в полях под напевы метели дремл_т качаясь березки и ели. Открыв книгу на сороковой странице я наш_л засохший лист клена. Ручей бежит сверкая и журча. 4. Укажите слитное и раздельное написание не. Расставьте знаки препинания. В саду (не)умолкая ни на минуту пели птиц_. 5. Вставьте нужный глагольный суффикс перед суффиксом деепричастия. Постро_в дом, увид_в корабль, прикле_в вверху, возненавид_в людей, обид_вшись на друга. Уровень В. 1. Образуйте от глагола деепричастия, выделите суффиксы деепричастий, укажите вид, и если есть, переходность, возвратность. Встревожиться, ненавидеть, трепетать, осмыслить. 2. Поставьте деепричастный оборот в нужное место в предложении, расставьте знаки препинания и объясните их графически. Кирила Петрович отпустил гостей и отправился спать (встав из-за стола). Кирила Петрович сел ужинать и тогда только хв_тился об Андре_ Гавриловиче (возвращаясь с гостями с псарного двора). Через минуту Шабашкин стоял уже перед Кирилом Петровичем (отвешивая поклон за поклоном). 3. Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Расставьте знаки препинания. В первую минуту он нагонял плот и кричал. 4. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом. Получив известие о сыне, радость охватила меня. Включив радио, раздались звуки музыки. Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед. 5. Спишите предложения, раскрывая скобки и объясняя написание не. Расставьте знаки препинания. Дождь б_рабанил по крыше точно (не)годуя на кого(то). Том продолжал работать (не)обращая внимания (ни)(на)кого. (Не)решительные действия врага привели к его пор_жению. 6. Вставьте нужный глагольный суффикс в деепричастия. Почу_в добычу, услыш_в разговоры, уничтож_в все следы, громко зала_в. 7. Исправьте пунктуационные ошибки в предложениях. Солнце послав на землю последний луч, зарылось в серую мглу. Соскучившись, я хотел было уже уходить, но закинув удочку, в последний раз поймал маленького дельфина. Контрольный диктант
|