Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №5/2009

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

 

Литературоведение XXI века –
на уроки русского языка!

Достоевский как «отгадчик будущего»

 

«...для нас Достоевский... даже более актуален,
чем для своего времени... Достоевский и в XXI веке
будет одним из самых востребованных
писателей мира».

И.И. Виноградов

Ф.М. Достоевский. Портрет работы В.Г. Перова. 1872
Ф.М. Достоевский.
Портрет работы В.Г. Перова. 1872

В начале XXI века вышли книги двух участников широкого обсуждения в редакции журнала «Знамя» труда Ю.Ф. Карякина – «Достоевский и канун XXI века» – И.И. Виноградова и К.А. Степаняна. Я счел полезным – в порядке подготовки к домашнему сочинению на тему «Зачем изучать Достоевского?» – на уроках русского языка продиктовать своим ученикам по фрагменту из каждой. Первый я условно назвал «Проверка человеческой природы»:

«Решающим “разрешением” на убийство, без чего оно просто не состоялось бы, могла быть для человека склада Раскольникова только уверенность, что человеку вообще “все позволено”... если нет ни добра, ни зла, то наиболее полную и, так сказать, честную проверку своей способности переступить через “привычные” нормы “тварей дрожащих” может дать ему, конечно, только... убийство... действительно ли он может и способен сам устанавливать пределы своей совести?.. Это вопрос, решение которого и в самом деле не зависит от того, в каком веке и обществе, в каком положении и состоянии живет человек, каковы его материальные обстоятельства, социальное положение, житейские заботы и нужды, политические пристрастия и гражданские чувства... задача проверки Раскольникова – это и есть ведь задача проверки человеческой природы вообще, ее принципиальных возможностей, ее “критических пределов”». (И.Виноградов. Реализм в высшем смысле в книге «Духовные искания русской литературы». М.: Русский путь, 2005)

Второй фрагмент имел заголовок «Арифметика “нелюдей”»: «...если рассуждать так, как он, то есть что можно убить одного человека ради счастья нескольких, – значит, можно убить десять – ради счастья сотни, тысячу – ради миллиона, миллион – ради всего народа и человечества. Все революционеры рассуждали именно так, но никто их них... никогда не приносил счастья людям, и не только, естественно, жертвам, но и тем, ради кого все вроде бы делалось. Во-первых, потому, что, однажды разрешив насилие, его уже невозможно остановить, и в результате к власти приходят не честные и благородные люди, а те, кто лучше умеет убивать. Во-вторых, потому, что не может быть настоящего и прочного счастья, построенного на крови и мучениях... Да и сами люди, если только они продолжают оставаться людьми, откажутся от такого “счастья”». (К.Степанян. «Федор Михайлович Достоевский и мы», предисловие к книге «Ф.М. Достоевский. “Детям”». М.: Детская литература, 2000.)

И в том, и в другом фрагментах есть материал для проверки знаний по русскому языку (в первом – по безударным гласным, непроизносимым согласным, глаголу, причастиям, тире в простом предложении; во втором – н и нн во всех частях речи, числительным, причастному обороту; и в том, и в другом – по частицам, придаточным предложениям и вводным словам). Но не менее важна связь с литературой.

Раскольников. Илл. Д. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников. Илл. Д. Шмаринова
к роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»

И, наконец, в наши дни, когда идут процессы над убийцами Андрея Козлова и Анны Политковской и в памяти всего мира еще живы события нелепой, но тем не менее кровопролитной августовской войны 2008 года, глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс так отвечает на вопросы корреспондентов Русской службы Би-би-си, а также директора Всероссийской библиотеки иностранной литературы в Москве Екатерины Гениевой: «С тех пор как вышла моя книга (о Достоевском. – Ф.Н.), меня спрашивали не раз: с какой стати современным людям сегодня читать Достоевского?.. Достоевский дважды представил нам образ мира, в котором отброшена твердая шкала ценностей и главным стала человеческая воля. А человеческая воля – вещь страшная и дикая. И если она ничего не знает выше себя самой и ничего, кроме себя, не любит, она превращается в разрушительную силу. Сперва Достоевский показал нам это на примере одного человека, ставшего преступником, – в “Преступлении и наказании”. А потом он показал нам, как это происходит, когда в развитие действия включается некая политическая составляющая. Это – в романе “Бесы”, самом, на мой взгляд, тревожном, полном смятения его романе. И, мне кажется, нам стоит спросить самих себя: как это приложимо к нашему собственному обществу?

Индивид, живущий без любви, не знающий ничего, кроме себя самого, никому, кроме себя, и не будет нужен. А политика – если речь идет только о власти, о борьбе, соперничестве, завоевании – она становится смертоубийством. Достоевский метил сразу в две цели – в индивидуализм и в коллективизм, в ложный индивидуализм и в ложный коллективизм... он неизменно сдирает всякую самонадеянность. И это, по-моему, важно».

Этот текст тоже можно продиктовать старшеклассникам.

Вот такая «информация к размышлению» поступила в распоряжение учителя-словесника (а по его воле – возможно, и знакомящегося с творчеством Достоевского ученика) совсем недавно – 12 ноября 2008 года.

Ф.А. НОДЕЛЬ,
канд. пед. наук,
колледж № 17 архитектуры и
менеджмента в строительстве,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru