ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Тексты с заданиями,
|
Титульный лист
|
(1) Настоящая жизнь большая и сложная, и человеку никогда не удается узнать ее целиком и во всем разнообразии. (2) Да многое он и не может увидеть и пережить. (3) Например, он не может перенестись на триста лет назад и стать учеником Галилея, быть участником взятия Парижа в тысяча восемьсот четырнадцатом году или, сидя в Москве, прикоснуться рукой к мраморным колоннам Акрополя. (4) Или беседовать с Гоголем о бессмертных «Мертвых душах». (5) Или заседать в Конвенте и слышать речи Марата. (6) Или смотреть с палубы теплохода «Керчь» на Тихий океан, усеянный звездами. (7) Хотя бы потому, что этот человек никогда в жизни не видел даже моря. (8) А человек хочет знать, видеть и слышать все, хочет пережить все. (9) И вот воображение дает ему то, что не успела или не может ему дать действительность. (10) Воображение заполняет пустоты человеческой жизни.
(11) Тут вы, конечно, забудете о своем собеседнике и начнете говорить вещи для него непонятные.
(12) Кто может провести резкую границу между воображением и мыслью? (13) Ее нет, этой границы.
(14) Воображение создало закон притяжения, бином Ньютона, печальную повесть о Тристане и Изольде, расщепление атома, здание Адмиралтейства в Ленинграде, «Золотую осень» Левитана, «Марсельезу», радио, электрический свет, принца Гамлета, теорию относительности и фильм «Бемби».
(15) Человеческая мысль без воображения бесплодна, равно как бесплодно и воображение, оторванное от действительности.
(По К.Паустовскому)
1. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?
1) 1;
2) 8;
3) 9;
4) 15.
2. Какой(ие) тип(ы) речи в основном представлен(ы) в тексте?
1) Описание;
2) рассуждение;
3) повествование;
4) повествование и описание.
3. Выберите верный вариант лексического значения слова акрополь.
1) Возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость.
2) Памятник древнеримской архитектуры, служил для гладиаторских боев и других зрелищ.
3) Монументальное погребальное сооружение.
4) Буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
4. Из текста выпишите причастия.
5. Найдите в тексте предложения с вводными словами. Напишите их номера.
6. Среди предложений 1–10 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.
7. Среди предложений 7–15 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
8. Среди предложений 11–14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите его номер.
9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.
Автор рассуждает о воображении и действительности. Первая часть текста посвящена действительности. Многообразие жизни передано путем перечисления событий, при этом автор использует, помимо однородных членов, сразу два синтаксических средства – ____________, – при построении соседних предложений. Конкретизировать действительность автору помогает использование ____________.
Во второй части текста автор предлагает нам порассуждать о воображении. Сравнивая воображение и мысль, автор задает ___________ ____________. Этим приемом автор убеждает читателя разделить с ним его мнение о роли воображения, с помощью которого создано много великого. Перечисляя создания человеческого воображения в рамках одного предложения, автор употребляет ____________.
Это придает высказыванию полноту, насыщенность. Последнее предложение содержит ____________, подводящее итог рассуждениям автора.
Список терминов:
1) парцелляция;
2) параллелизм;
3) имена собственные;
4) метафора;
5) риторический вопрос;
6) антитеза;
7) восклицательные предложения;
8) однородные члены;
9) сравнения.
Н.В. Гоголь.
|
10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания и читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1. 4);
2. 2);
3. 1);
4. усеянный, оторванное;
5. 3), 11);
6. 6);
7. 9);
8. 13);
9. 2), 1), 3), 5), 8), 9).
II
(1) День был ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех дней, в которые охотно миришься и с холодом, и с сыростью.
(2) Воздух свеж, по-осеннему пахуч и прозрачен до того, что видишь клюв галки, которая сидит на колокольне, выделяющейся среди крыш_. (3) Выходишь на улицу, и щеки покрываются здоровым, широким румянцем, который похож на хорошее крымское яблоко.
(4) Луч света, греющий, ласкающий, бил в окна Приклонским. (5) Все сплошь было залито этим светом. (6) Казалось, что он пробивает брешь во мраке и неприятности самой жизни.
(7) Кому не известны фальшь и ненормальность состояния во время болезни? (8) Как приятно брать реванш_ у жизни за дни, когда чувствуешь свою немощь, мучишься, еле дышишь, на душе одиноко и пустынно.
(9) Маруся и Егорушка глядели в окно и праздновали свое выздоровление. (10) Как им было хорошо! (11) Выздоравливая, в особенности если ты молод, бываешь очень счастлив. (12) Ты чувствуешь и понимаешь здоровье, чего не постичь обыкновенному здоровому человеку.
(13) Когда удается превозмочь болезнь, когда ты снова могуч и полон сил, уже невтерпеж сидеть дома и хочется распахнуть окна настежь, вскачь пуститься по улице, искать встреч со знакомыми, которых не видел так давно, – одним словом, жить. (14) Ты дышишь полной грудью, тебя радует и удивляет любая мелочь. (15) Каждый выздоравливающий похож на ребенка.
(По А.Чехову)
1. Какова основная мысль, выраженная в тексте?
1) Солнечный свет способен рассеять неприятности, помогает справиться с болезнью.
2) Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.
3) Человек сам должен превозмочь болезнь, найти в себе силы жить.
4) Когда человек болен, его ничего не радует.
2. Определите стиль речи.
1) Разговорный;
2) публицистический;
3) художественный;
4) научный.
3. Определите лексическое значение слова реванш (предложение 8).
1) Награда, присужденная победителю;
2) успешное начинание;
3) первенство;
4) отплата, возмездие за поражение.
4. Из предложений 9–15 выпишите деепричастие.
5. Среди предложений 1–6 найдите простое предложение с однородными определениями. Напишите его номер.
6. Среди предложений 9–15 найдите предложение с вводными словами. Напишите его номер.
7. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.
8. Укажите средства связи между 4-м и 5-м предложениями.
9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.
Автор рассуждает о выздоровлении. В первой части текста, описывая хорошую погоду, автор использует ____________. А говоря о здоровом румянце (в предложении 3), ____________. Предложение 7 – это ____________. Характеризуя состояние выздоравливающих детей, автор употребляет ____________.
В предложении 13, описывая радость выздоровления и перечисляя возможности, которые дает здоровье, автор употребляет ____________.
Список терминов:
1) гипербола;
2) эпитеты;
3) сравнение;
4) риторическое обращение;
5) олицетворение;
6) риторический вопрос;
7) восклицательное предложение;
8) однородные члены;
9) многосоюзие.
10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1. 2);
2. 3);
3. 4);
4. выздоравливая;
5. 4);
6. 13);
7. 1), 2), 3);
8. лексический повтор и указательное местоимение;
9. 2), 3), 6), 7), 8);
10. Основная проблема:
– Проблема тяжести болезни и радости выздоровления.
Авторская позиция:
– Выздоравливающий человек по-особенному счастлив.
ФИЛИ
(1) Маленькая деревня Фили у самой Москвы. (2) Крестьянская изба. (3) Дубовый стол. (4) Дубовые лавки. (5) Образа в углу. (6) Свисает лампада.
(7) В избе за столом собрались русские генералы. (8) Идет военный совет. (9) Нужно решить вопрос: оставить Москву без боя или дать новую битву у стен Москвы?
(10) Легко сказать – оставить Москву. (11) Слова такие – ножом по русскому сердцу. (12) За битву стоят генералы.
(13) Нелегкий час в жизни Кутузова. (14) Он только что произведен в чин. (15) За Бородинское сражение Кутузов удостоен звания фельдмаршала. (16) Ему как старшему, как главнокомандующему, как фельдмаршалу – главное слово: да или нет?
(17) У Бородина не осилили русских французы. (18) Но ведь и русские не осилили. (19) Словом, ничейный бой. (20) Бой хоть ничейный, да как смотреть. (21) Наполеон впервые не разбил армию противника. (22) Русские первыми в мире не уступили Наполеону. (23) Вот почему для русских это победа. (24) Для французов и Наполеона победы нет.
(25) Рвутся в новый бой генералы. (26) Солдаты за новый бой. (27) Что же решить Кутузову?
(28) Сед, умудрен в военных делах Кутузов. (29) Знает он, что на подмогу к Наполеону торопятся войска из-под Витебска, из-под Смоленска. (30) Хоть и изранен француз, да не убит. (31) По-прежнему больше сил у противника.
(32) Новый бой – окончательный бой. (33) Ой как много военного риска! (34) Тут мерь перемерь, потом только режь. (35) В армии главная ценность. (36) Главное – войско сберечь. (37) Будет армия цела – будет время разбить врага.
(38) Все ждут, что скажет Кутузов.
(39) Поднялся фельдмаршал с дубового кресла, глянул на генералов.
(40) Ждут генералы.
(41) Посмотрел Кутузов на образа, на лампаду, глянул в оконце на клок сероватого неба, глянул себе под ноги.
(42) Ждут генералы. (43) Россия ждет.
(44) – С потерей Москвы, – тихо начал Кутузов, – еще не потеряна Россия... (45) Но коль уничтожится армия, погибли Москва и Россия.
(46) Кутузов остановился. (47) В оконце стучалась муха. (48) Под грузным телом фельдмаршала скрипнула половица. (49) Послышался чей-то глубокий вздох. (50) Кутузов поднял седую голову. (51) Увидел лицо атамана Платова. (52) Предательская слеза ползла по щеке бывалого воина. (53) Фельдмаршал понял: важны не слова, а приказ. (54) Он закончил быстро и твердо:
(55) – Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю... повелеваю, – вновь повторил Кутузов, – отступление...
(С.Алексеев)
1. Какая мысль осталась за рамками текста?
1) Ответственные решения даются нелегко даже великим людям.
2) Решение оставить Москву французам было верным.
3) Главное на войне – сберечь армию, тогда будет возможность разбить врага в следующей битве.
4) В армии важен приказ. Командир принимает решение, войска подчиняются приказу командира.
2. Какой(ие) тип(ы) речи представлен(ы) в первом абзаце текста (предложения 1– 6)?
1) Описание;
2) повествование;
3) рассуждение;
4) описание и повествование.
3. В каком предложении используется фразеологизм?
1) 9;
2) 11;
3) 16;
4) 32.
4. Из предложений 32–42 выпишите глаголы в повелительном наклонении.
5. Среди предложений 10–24 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
6. Среди предложений 38–45 найдите предложение с однородными членами. Напишите их номера.
7. Среди предложений 28–45 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Напишите номера этих предложений.
8. Среди предложений 25–33 найдите такие, которые соединяются с предыдущими с помощью лексического повтора. Напишите номера этих предложений.
9. Прочитайте текст. Из списка терминов выберите слова, которые должны стоять на месте пропусков. Напишите номера этих терминов.
Основная задача автора – показать, как трудно принималось решение оставить Москву.
С целью усилить выразительность речи автор нарушает прямой порядок слов во многих предложениях (например, № 13, 25, 39, 40 и др.). Этот прием называется ____________и служит для усиления смысловой нагрузки членов предложения. В предложении 16 используется ____________. Это стилистическая фигура, состоящая из такого расположения слов, при котором каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.
В тексте встречаются безличные, неполные предложения, а в первом абзаце автор использует ____________, которые помогают описать место проведения совета, не нарушив общей системы повествования, не отвлекая внимания от основной идеи рассказа.
Предложение 27 – это ____________, который ставится с целью привлечь внимание к основной проблеме.
В предложении 55 в речи Кутузова используются ____________, которые придают финалу рассказа особую значимость.
Список терминов.
1) Метафора;
2) восклицательное предложение;
3) риторический вопрос;
4) гипербола;
5) аллегория;
6) градация;
7) перифраза;
8) назывные предложения;
9) архаизмы;
10) инверсия.
10. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1. 2);
2. 1);
3. 2;
4. мерь перемерь, режь;
5. 19;
6. 39, 41;
7. 29, 38;
8. 26, 28;
9. 10. 6, 8. 3. 9.
10. Основные проблемы:
1) Проблема ответственности за принятое решение.
2) Проблема личности в истории.
3) Проблема значимости роли армии в государстве.
Позиция автора:
1) Историческое решение оставить Москву далось Кутузову нелегко. Он взял на себя всю ответственность, сберег армию и выиграл войну. В этом мудрость великого человека, талант опытного полководца.
2) Каждое решение должно быть взвешенным, продуманным, ответственным.
Е.В. ЖУКОВСКАЯ,
г. Калуга