ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Как избежать «натаскивания»?
Подготовка к итоговой аттестации, к ЕГЭ
Продолжение. См. № 4, 5, 6/2009
I. Запишите, объясните знаки препинания.
Подготовьтесь к выразительному чтению.
Когда приходит весна? У астрономов – свое
время, дачники назовут свои сроки,
земледелец – свои… В Антарктиде это приход с
моря на землю пингвинов, в наших краях «весну
приносят грачи».
Земля вокруг Солнца ходит по строгому
расписанию, и все на земле приспособились к
этому. Все имеет строгие правила поведения. За
многие тысячи лет люди пригляделись к этим
закономерностям. Замечено: медведи, барсуки и
еноты вылезают на свет после спячки 7 апреля.
Известно, в какое время надо ждать первых осенних
морозов, когда зацветает липа и колосится рожь, в
какие летние сроки птицы кончают петь и в какое
время реки покрываются льдом. Все это знают
фенологи. Есть такая наука, есть и ученые, но и
любой человек может себя назвать фенологом, если
возьмется наблюдать за сезонными переменами на
земле.
Мальчишкой я уже знал: грачи прилетели –
весна; прилетела кукушка – конец охоты, дичь села
на гнезда; ласточки прилетели – можно купаться.
Эту азбуку в готовом виде я получил из копилки
сельского опыта. А ведь кто-то первым заметил все
это… Перед дождем иволга кричит дикой кошкой.
Цветок лилии опустился под воду – близится
летний вечер. Названия месяцев у славян крепко
связаны с проявлениями природы: май – травень,
июль – липец (время цветения липы), декабрь –
студень… Природа неисчерпаема для прилежного
наблюдателя. Каждый любознательный человек
может сделать свое открытие. И есть наблюдатели
за природой, талантливые и влюбленные: Виталий
Бианки, Михаил Пришвин… Они прославили
фенологию – самую поэтичную из наук.
(В.Песков)
1. Докажите, что это текст.
2. Какова роль первого предложения? В чем
особенности зачина текста?
3. Укажите средства связи между предложениями в
тексте:
а) однотематическая лексика; б) лексический
повтор; в) местоимения; г) вводные слова; д)
неполные предложения.
(Ответ: а–в, д.)
4. Докажите, что земля –
многозначное слово. В каких значениях это слово
употребляется в первом абзаце?
5. Какова роль в тексте сложных предложений?
Составьте схемы сложных предложений, входящих во
второй абзац.
6. Какие орфографические правила можно
подтвердить примерами из этого текста?
7. Подготовьтесь к изложению с дополнительным
творческим заданием – сочинением на одну из тем:
а) Что я узнал из этого текста о фенологии и
фенологах?
б) Фенология – самая поэтичная из наук.
в) Природа неисчерпаема для талантливого
наблюдателя.
г) Что я узнал о природе из произведений Виталия
Бианки, Михаила Пришвина (или других писателей,
например Паустовского).
II. Докажите, что это текст
публицистического стиля. Какова роль в тексте
повторов (лексических, грамматических)?
Подготовьтесь к изложению с элементами
сочинения.
Брэм всю жизнь писал «одну книгу». Книга имеет
десяток больших томов. Это был подвиг жизни.
Гиляровский всю жизнь писал «одну книгу». Мы
знаем и бережем этот памятник ушедшей Москвы.
Экзюпери всю жизнь писал «одну книгу» о
человеческом Благородстве, о Долге и о Земле.
Можно было бы дальше называть имена людей, для
которых писательство было неотделимо от жизни.
Оно просто не имело бы смысла, если бы человек
изменил себе. Экзюпери говорил: «Прежде чем
писать, я должен жить». Писательство и жизнь для
этих людей не были чем-то вроде «работа» и «после
работы». Книги являлись следствием образа жизни,
образа мыслей, избранного занятия. Живи человек
иначе, он бы ничего нам не оставил. Это, наверное,
исключения из общего правила, но и не очень
редкие исключения.
(В.Песков)
1. Подготовьте, обратившись к словарям,
справочникам, культуроведческий комментарий:
Брэм – это… .
Гиляровский – это… .
Экзюпери – это… .
2. В каком значении употребляется в тексте
словосочетание одна книга?
3. Подберите синонимы к вводному слову наверное.
4. Объясните орфограммы и пунктограммы.
5. Напишите изложение, включив в него элементы
культуроведческого комментария. Подготовьтесь к
сочинению на одну из тем:
а) Всю жизнь он писал «одну книгу»…
б) Его жизнь не делилась на «работу» и «после
работы»…
III. Подготовьтесь к изложению с
дополнительным творческим заданием (сочинением).
Фенолог
Дмитрий Зуев… Можно без ошибки сказать: нет
сейчас человека, кто бы лучше него знал природу
Центральной России и особенно Подмосковья.
Казалось, он знал о ней все. Если разговор о птице,
он знал ее по голосу, знал, когда прилетает, чем
кормится, кто враги у нее, поет ли в неволе, как
называют эту птицу в народе, рассказывал, где
наблюдал птицу и какие приключения случились при
этом. Он помнил, когда дрозды зимовали в
московских лесах, знал, какая птица может
глядеть, не моргая, на солнце, в какую морозную
зиму московские воробьи искали убежища на
станции метро «Смоленская». Он видел журавлиные
пляски. Поэтично рассказывал, почему щегла
называют щеглом, а снегиря – снегирем. Он знал,
где искать таинственного соперника соловья –
птицу варакушку, мог подражать десяткам лесных
голосов. И это не простая копилка знаний. У него
были ключи ко всем лесным и полевым тайнам… Он
был пчеловод с пчеловодами, был первым среди
охотников. Он был ботаником, знающим красоту,
родословную каждого из цветков, каждой травы и
каждого дерева в Подмосковье. Он был агрономом и
лесником, собирателем народных примет и хорошим
знатоком русской поэзии.
За шестьдесят лет он исходил все берега
подмосковных озер, речек, все глухие болота и
отдаленные лесные углы… Как истинный
наблюдатель, помнил все природные аномалии. Он
помнил, в каком году в июле были морозы, когда
вишня цвела в апреле, а в феврале была метель с
громом и молнией.
Во время войны маленький самолет увозил к
партизанам патроны и листовки с зуевским текстом
«Какую пищу можно найти в лесу». Зуевым написана
поэтичная и очень нужная книга «Дары русского
леса». К старику шли за советом, когда собирались
за грибами или готовились съемки кино о природе.
Просто с ним посидеть у костра радость была ни с
чем не сравнимая.
А ведь мы могли и не знать человека, не обладай
он и еще одним высоким талантом – талантом
рассказчика. И не просто рассказчика, а поэта.
Зуев имел свой писательский голос, самобытный и
сильный.
(В.Песков)
1. Озаглавьте текст. Выпишите слова, которые
входят в тематическую группу «Профессия.
Занятие».
2. Объясните значение слов фенолог, аномалии,
родословная, листовка. В каком значении
употребляется в тексте многозначное слово поэт
(известно, что Зуев никогда стихов не писал)?
3. Докажите, что это текст публицистического
стиля.
4. Укажите средства языковой выразительности:
а) слова, употребленные в переносном значении;
б) эпитеты; в) ряды однородных членов;
г) парцелляция; д) риторический вопрос.
(Ответ: а–г.)
5. Какое утверждение не соответствует
содержанию текста?
а) Зуев был не просто фенологом: его можно
назвать истинным поэтом.
б) Он обладал талантом замечательного
рассказчика.
в) невозможно найти ключи к тайнам леса.
г) Зуев был хорошим знатоком русской поэзии.
(Ответ: в.)
6. В чем особенности зачина, заключительной
части текста? Что достигается благодаря
использованию парцелляции в последнем абзаце?
7. Произведите разбор словосочетаний: знаток
поэзии, высокий талант, свой голос, знал лучше,
кино о природе, поэтичная книга.
8. Какие орфографические, пунктуационные
правила можно подтвердить примерами из текста?
9. Напишите изложение, а затем сочинение на одну
из тем:
а) Он обладал талантом рассказчика…
б) Можно ли человека назвать поэтом, если он не
пишет стихов?
в) Что это значит – иметь самобытный
писательский голос? (Подтвердите конкретными
примерами.)
г) Кого можно назвать хорошим знатоком русской
поэзии?
IV. Прочитайте отрывок из очерка В.Пескова
«Лесной человек». Подготовьтесь к изложению и
сочинению на основе данного текста. Докажите, что
это текст публицистического стиля.
Если очень вам повезет, на прилавке у букиниста
вы можете встретить книгу Д.Зуева «Времена года».
Покупайте немедленно! Эта книга самобытна по
форме, по стилю, по духу. Я поставил ее на полку
рядом с Аксаковым. Думаю, каждый именно так и
поступит, когда прочтет.
Короткие заметки о птицах, о рыбах, о грозах, о
холодных лесных ручьях, о сенокосе, о зверях…
Немыслимо перечислить и маленькой доли всего,
что вместили четыре сотни страниц. Леонид Леонов
назвал эту книгу «окном, распахнутым прямо в чащу
подмосковного леса». Обычные слова добротного,
неиспорченного русского языка… Но как мастерски
найдены, как поставлены в соседстве друг с
другом! Читаешь и видишь солнечных зайчиков на
траве, слышишь шорохи, скрип снега, чувствуешь
лесной запах, взволнованное дыхание
очарованного рассказчика. Книга – редкостный
сплав справочника и поэмы. Живущий среди природы
прочтет ее с большой практической пользой. Для
горожанина, неизбежно тоскующего о лесах, о
полях, это праздник, пришедший в дом. Книга
писалась всю жизнь – семьдесят лет…
Семя талантливой книги Зуева было заложено в
детстве. «Грибы я искал, еще не умея как следует
говорить, – вспоминал он. – Мать у овина посадит,
молотит с отцом снопы, а я ползаю, ищу в листьях
грибы…» Школьное сочинение о природе
двенадцатилетнего Дмитрия Зуева в 1900 году
послали на Парижскую всемирную выставку. Первый
хлеб он зарабатывал учительством… Потом
репортером газет. Лес победил газетчика…
«Лесного человека» давно заметили. В юности на
литературных вечерах Зуев видел Ивана Бунина,
был близок с Пришвиным, Новиковым-Прибоем… Он
мог вести серьезные беседы о судьбах литературы
и писал… заметки для газеты. Писал о том, что
увидел и разгадал в лесу, что подслушал на
деревенских праздниках. Его поддерживали те, для
кого он писал. Гора читательских писем. Люди
разглядели в коротких заметках и поэзию, и
копилку дорогих наблюдений…
Одна большая страсть руководила человеком
семьдесят лет… А это всегда приносит плоды…
Умер он тихо среди бумаг и пучков травы,
развешанных по стенам. Это был бедняк, считавший,
что жил на земле богачом. И он, конечно, не
ошибался.
(В.Песков)
1. Какая мысль не может быть основой вашего
сочинения?
а) Поэтичным может быть произведение, даже если
оно написано прозой, а не стихами.
б) Человека можно считать по-настоящему
богатым, если вся его жизнь была посвящена
творчеству, если это творчество было для него
радостью и приносило пользу людям.
в) Книга о природе, написанная увлеченно,
талантливо, – это праздник для читателя.
г) Книги о природе полезны и интересны только
тем, кто живет среди природы.
д) Любовь к природе, способность найти точные,
яркие слова, чтобы раскрыть для читателя загадки
и тайны русского леса, – это основа творчества
многих наших писателей.
е) Чтобы писать о природе, недостаточно только
иметь знания – надо владеть талантом
«очарованного рассказчика», уметь выразить свои
мысли и чувства с помощью слова.
(Ответ: г.)
2. Какие языковые средства выражения отношения,
эмоциональной оценки использует автор?
а) Оценочная лексика;
б) слова, употребленные в переносном значении;
в) антонимы;
г) парцелляция;
д) вводное слово;
е) односоставное предложение с
обобщенно-личным значением;
ж) восклицательные предложения;
з) риторический вопрос.
(Ответ: а–ж.)
3. Какова роль в тексте цитирования? Выпишите
примеры. Объясните знаки препинания.
4. Какие орфографические правила можно
подтвердить примерами из текста?
5. Подготовьтесь к выразительному чтению.
6. Перескажите текст.
7. Напишите сочинение.
V. Понаблюдайте за использованием в тексте
цитирования и риторического вопроса.
…Пушкин когда-то написал: «Клянусь честью, что
ни за что на свете я не хотел бы переменить
отечество или иметь другую историю, кроме
истории наших предков, такой, какой Бог дал ее».
Многие ли, помня первую половину XX века, решатся
сегодня повторить эти запальчивые слова?
(Н.Работников. Позапрошлые полвека)
1. Перед нами отрывок из текста
публицистического стиля, где риторический
вопрос служит одним из средств выражения не
только мыслей, но и чувств автора. Подготовьтесь
написать о том, как вы воспринимаете слова
Пушкина. Согласны ли вы с автором семейной
хроники «Позапрошлые полвека»?
Вспомните историю первой половины XX века
(обратитесь к учебникам, энциклопедиям,
художественным произведениям, к воспоминаниям
ваших родных). Напишите сочинение, используя
цитирование слов Пушкина в качестве зачина.
2. Выберите грамматически правильный вариант
продолжения предложения:
Помня первую половину XX века, …
а) ...слова Пушкина воспринимаются многими
нашими современниками иначе, чем это могло быть в
XIX веке.
б) ...многие приходят к выводу, что именно этот
период был самым трагическим в истории России.
в) ...Первая и Вторая мировые войны, Гражданская
война в России воспринимаются как события
трагические.
г) ...заключительная часть моего сочинения
опровергает справедливость этих слов.
3. Согласны ли вы с использованием автором
эпитета запальчивые (слова)
применительно к высказыванию Пушкина?
VI. Запишите отрывок – начало книги
«Попытка вспомнить», объясните орфограммы и
пунктограммы.
Мне было девять лет, когда началась война. Та
война, Вторая мировая. Поспешный отъезд с дачи,
где были такие замечательные песчаные косогоры
над Москвой-рекой и какие-то увлекательные игры в
этих пещерах-косогорах. Ощущение прерванной игры
еще долго мучило и в Москве, где уже начались
бомбежки-тревоги, и в поезде, мчавшем нас в
неведомую эвакуацию. Впрочем, это сильно сказано
– мчавшем. Он тащился и тащился, застревая на
станциях…
(М.Алексеева)
1. Понаблюдайте за использованием парцелляции в
начале текста (второе предложение).
2. Укажите средства связи между предложениями в
тексте.
3. Составьте схемы сложных предложений.
VII. Прочитайте отрывки из переписки
К.И. Чуковского и И.С. Шмелева (письма были
связаны с публикацией повести Шмелева «Человек
из ресторана»). Какие средства выражения
отношения, оценки используют авторы?
Многоуважаемый Иван Сергеевич! Ваша вещь
поразительная! Я хожу из дому в дом и читаю ее
вслух, и все восхищаются. Я взял ее с собою в
вагон, когда ехал к Леониду Андрееву, и в иных
местах не мог от волнения читать… Мне кажется,
что уже лет десять не читал ничего подобного. И,
помимо чувства, какая умелость. Как мастерски
сделаны первые главы. Ваш Чуковский.
(7 ноября 1911 года, Москва)
|
|
И. Шмелев
|
К. Чуковский
|
Многоуважаемый Корней Иванович,7
как обрадовали вы меня, какую теплую и светлую
каплю кинули на мое сердце. Не умею и сказать.
Читал письмо, и дрожали руки, и сердце дрожало. Но
не от удовольствия и удовлетворения дрожало, а от
какого-то иного чувства, неизмеримо ценнейшего и
неопределимого. Знаете, когда щекочет в глазах и
ползут мурашки. Ну вот, вот и дождался, вот и
потянулись к иному сердцу слова, выдавленные из
души, ушли из тихой комнатки в жизнь, под небо и
нашли приют и привет. И не спугнули их шумы бойкой
и хлесткой жизни, и не затоптали их на
перекрестках. Я счастлив и благодарю, благодарю.
Не прошло еще время, когда и тихие слова слышатся,
когда биение жизни отзывается в родном сердце.
Счастливо сознание, что могу говорить о том, что
лежит в душе заветного5, что легко
принимается это заветное, что Вы это приняли. Вы,
знающий тайну вышелушивания ядра писательского,
умеющий разом сыскать главное, то скрытое
зеркальце, где отражается настоящее лицо, где
ярче глаза, где особенно сильно отражается
постукивание сердца.4
Я счастлив, очень счастлив… И глубоко чувствую.
И вашу душевную искренность чую, и рад, рад.
Рад потому я, что мелкое и жуткое в жизни еще
встречает отклик в родной душе, что еще не все
облеклись в толстые кожи… Искренне уважающий
Вас Ив. Шмелев.
(10 ноября 1911 года)
1. Объясните значение слов: заветный,
мастерски.
2. Как вы понимаете сочетание слов толстая
кожа?
3. Укажите изобразительно-выразительные
средства, которые используются в письме Шмелева.
4. Выпишите 3–4 сложных предложения, составьте
их схемы.
5. Представим себе такую ситуацию: вы прочитали
произведение современного писателя, и вам
хочется написать автору письмо (или рецензию на
эту книгу). Напишите небольшое сочинение (письмо
или рецензию).
Т.М. ПАХНОВА,
г. Москва
|