МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА
Развитие критического мышления
через чтение и письмо (ркмчп) при обучении
русскому языку
Характеристика приемов технологии
Технология «Развитие критического мышления
через чтение и письмо» представляет собой
целостную систему, формирующую навыки работы с
информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии,
строится в соответствии с технологической
цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия.
Практически на любом уроке можно обращаться к
РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
На стадии вызова происходит актуализация
имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до
знакомства с текстом (под текстом понимается и
письменный текст, и речь преподавателя, и
видеоматериал) ученик начинает размышлять по
поводу конкретного материала. На первом этапе
включаются механизмы мотивации, определяется
цель.
На стадии осмысления происходит
непосредственная работа с текстом – чтение,
которое сопровождается действиями ученика:
маркировкой, составлением таблиц, ведением
дневника и др. В результате этого ученики
получают новую информацию, соотносят новые и
имеющиеся знания, систематизируют полученные
данные. Таким образом, ученик следит за
собственным пониманием самостоятельно.
На стадии рефлексии происходит обобщение
информации, возрастает роль письма. Письмо
помогает не только разобраться в материале и
поразмышлять над прочитанным, но и высказать
новые гипотезы.
В технологии РКМЧП используются разные методы
и приемы, применяемые как на определенном этапе
(вызов – верные и неверные утверждения;
осмысление – инсерт; рефлексия – концептуальная
таблица), так и в качестве стратегии ведения
урока в целом.
Рассмотрим те приемы, которые эффективно
используются при обучении русскому языку.
Прием «Верные и неверные утверждения»
Этот прием может быть началом урока. Учитель
предлагает ряд утверждений по определенной теме.
Учащиеся, выбирая только верные высказывания,
описывают заданную тему, ситуацию, систему
правил. Например, в 7-м классе по теме
«Правописание предлогов» можно рассмотреть
следующие утверждения:
а) все предлоги пишутся всегда отдельно от слов,
с которыми они употребляются;
б) все предлоги пишутся в одно слово;
в) правописание производных предлогов надо
запомнить;
г) в предложении предлог нельзя заменить другим
предлогом или союзом;
д) производные предлоги можно спутать с
самостоятельными частями речи.
Прием «Составление кластеров»
Кластер – прием систематизации материала в
виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые
единицы текста. Правила построения кластера
очень простые. Рисуем модель Солнечной системы:
звезду, планеты и их спутники. В центре
располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее
планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем
их прямой линией со звездой. У каждой планеты
свои спутники, у спутников свои. Система
кластеров охватывает большое количество
информации.
Этот прием применяется на стадии вызова, когда
мы систематизируем информацию до знакомства с
основным источником – текстом или другим
материалом для наблюдения.
Пример 1. В 5-м классе при изучении
темы «Чередование гласных в корне» предлагаем
ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по
их мнению, гласные чередуются.
Гора, загар, загорать, коснулся, косит,
касается, изложение, излагать, ложный и др.
Составляется первоначальный кластер.
Обязательно выясняем, почему слова гора,
косит, ложный не включены в кластер.
На стадии осмысления работаем с материалом для
наблюдения (за неимением времени можно
предложить готовый текст сводного правила),
который представляет собой группы слов с
чередованием гласных, правописание которых
зависит:
1) от ударения:
гореть, загорелый – угар, загар;
заря, зарница – зори, зарево;
наклониться, склонять – раскланиваться,
поклон;
творить – тварь, творчество;
пловец, пловчиха – плавать, поплавок;
2) от конечной гласной корня:
растение, выращенный – выросли;
предполагать – изложить;
скакать – вскочить;
3) от присутствия/отсутствия суффикса -а-:
беру – забирать;
запереть – запирать;
выдернуть – отдирать;
вытер – вытирать;
блестеть – блистать;
постелить – расстилать;
считать – вычесть;
сжег – сжигать;
коснулся – касается;
4) от значения слова:
макать в краску – промокнуть под дождем;
сравнить – заровнять.
Вместе с учениками определяем, отчего зависит
написание чередующихся гласных в каждой группе.
При возникновении затруднений дети ищут ответ в
тексте готового сводного правила. (Обычно
трудности вызывает четвертая группа.)
Теперь необходимо познакомить учащихся со
словами-исключениями.
– Как вы оцениваете написание данных слов?
Равнина, отрасль, Ростов, Ростислав, росток,
утварь, скачок, скачу.
– Почему они вынесены в отдельную группу?
– В чем нарушается правило, почему эти слова
являются исключением?
– Определите, к какой группе относятся
слова-исключения.
На этапе рефлексии совместными усилиями
формируется итоговый кластер.
Готовый кластер несколько раз озвучивается,
т.е. расшифровывается. Озвучивание –
обязательный этап, потому что дает возможность
развивать речь учеников и формирует умение
понимать логические схемы.
Составление кластеров можно предлагать
ребятам в качестве домашнего задания, когда
необходимо графически систематизировать ту или
иную информацию.
Прием «Инсерт»*
Пример 2. В 6-м классе познакомить
с понятием «Причастие» целесообразно при помощи
приема «Инсерт».
На стадии вызова предлагаем шестиклассникам
предположить, что такое причастие. На доске
фиксируем высказанные мнения. (Предположений не
много: дети говорят, что это какая-то часть речи.)
Затем просим определить части речи слов: белый,
белеет, белеющий, светлый, светлеет, светлеющий.
Мнения учащихся расходятся. Чтобы разрешить
все сомнения, учитель предлагает найти ответы в
учебном тексте.
На смысловой стадии перед самостоятельным
чтением учебного текста дается целевая
установка: по ходу чтения статьи делать в тексте
пометки.
«V» – знаю;
«+» – новое;
«?» – есть вопросы.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?». Или
4 значка – «+», «V», «?», «–» (думал иначе).
Главное, чтобы значки ставились на полях по ходу
чтения текста.
Имя прилагательное – это
самостоятельная часть речи, которая обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой?
чей? Имена прилагательные изменяются по
родам, падежам, числам. Могут иметь краткую форму.
В предложении прилагательные бывают
определениями и сказуемыми.
Глагол – это самостоятельная
часть речи, которая обозначает действие и
отвечает на вопросы что делать? что
сделать? Глагол изменяется по временам,
лицам, числам и родам. В предложении обычно
бывает сказуемым.
Причастие – это особая форма
глагола, которая обозначает признак предмета по
действию и отвечает на вопросы прилагательного: какой?
какая? какое? какие?
Причастие имеет признаки глагола:
вид – совершенный (что
сделавший? решивший);
несовершенный (что делавший? решавший);
время – настоящее (что
делающий? засыпающий);
прошедшее (что сделавший? заснувший);
возвратность – возвратное (обидевшийся);
невозвратное (обидевший);
признаки прилагательного:
род – ж.р. бегущая,
м.р. бегущий, с.р. бегущее;
число – ед. ч. рисующий,
мн. ч. рисующие;
падеж – и.п. живущий,
р.п. живущего, д.п. живущему,
в.п. живущего, т.п. живущим,
п.п. о живущем;
может иметь краткую форму –
построен, нарисована.
В предложении причастие является
определением или сказуемым.
Задание. Отметьте знаком «+»
причастия в следующем ряду: красный,
краснеет, краснеющий, танцующие, танцуют, работа
закончена, законченный, закончить.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к
своим первоначальным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы
«Инсерт», количество граф которой соответствует
числу значков маркировки:
«V» – знаю |
«+» – новое |
«?» – вопросы |
|
|
|
Этот прием работает и на стадии
осмысления. Для заполнения таблицы ученикам
понадобится вновь вернуться к тексту. Таким
образом обеспечивается вдумчивое, внимательное
чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица
«Инсерт» сделают зримым процесс накопления
информации, путь от «старого» знания к «новому»
– понятным и четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести
обсуждение записей, внесенных в таблицу, или
маркировки текста. Заканчивается работа
озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание
проговаривается.
Прием «Составление грамматических
алгоритмов»
Когда ученики имеют определенные знания по той
или иной теме, можно установить связи между
известными фактами. Каким образом? Например,
создать грамматические алгоритмы. Составленные
вместе с детьми или самими детьми алгоритмы
помогают понимать не только правило, но и порядок
соответствующих правилу действий.
Пример 3. При изучении темы «Н
и нн в отглагольных образованиях»
шестиклассникам предлагаются следующие ряды
слов: иллюстрированный –
асфальтированный – корчеванный.
– Что общего в этих словах?
– Какой можно сделать вывод?
Рассматривается следующий ряд слов: кованый
– жеваный.
– Что вы заметили? (Допущена ошибка, должно
быть два н.)
Здесь ошибки нет, это слова-исключения.
Анализируется следующий пример: cтриженый –
подстриженный – выстриженный.
Золоченый – позолоченный.
Вареный – сваренный.
– Чем различается написание данных слов? (Н
и нн.)
– Попробуем предположить, отчего это
происходит. (Если дети затрудняются, то задаем
вопрос-подсказку.)
– Сравним глаголы, от которых образовались эти
слова; чем они различаются? (Это глаголы разного
вида.)
– Какой можно сделать вывод?
(В словах, образованных от глаголов
совершенного вида, – нн.)
Сравним словосочетания:
жареный гусь – жаренный с яблоками
гусь.
– Чем различаются словосочетания в этой паре? (Возможны
два варианта ответа: они различаются количеством
н или количеством слов в
словосочетании.)
Задача учителя – не отвергать ответы детей, а
направлять их. Задаем вопрос: есть ли связь между
количеством слов во втором словосочетании и
количеством н? Какой можно сделать
вывод?
(Если в словосочетании есть слова, зависимые от
причастия, то в нем пишется нн.)
В результате анализа исследуемого материала
составляется алгоритм.
Алгоритм определения н и нн в
отглагольных образованиях
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть
использован на любой стадии урока: на стадии
вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии
осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на
стадии рефлексии (размышления) – демонстрация
понимания пройденного.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть
оформлены в виде таблицы.
Толстые? |
Тонкие? |
Дайте три объяснения: почему? Объясните:
почему...?
Почему вы думаете...?
Почему вы считаете...?
В чем различие...?
Предположите: что будет, если...?
Что, если...? |
Кто...? Что...?
Когда...?
Может...?
Будет...?
Мог ли...?
Как звать...?
Было ли...?
Согласны ли вы...?
Верно ли...? |
По ходу работы с таблицей в правую
колонку записываются вопросы, требующие
простого, односложного ответа. (Например: Какие
производные предлоги пишутся в одно слово?) В
левой колонке – вопросы, требующие подробного,
развернутого ответа. (Например: Какие трудности
существуют в правописании предлогов?)
Пример 4. Вот какая может
получиться запись на уроке обобщения в 7-м классе
по теме «Служебные части речи».
Толстые? |
Тонкие? |
Назовите два
признака, по которым служебные части речи
отличаются от самостоятельных.Объясните: в чем
отличие производных предлогов от непроизводных,
простых от сложных?
Какие трудности в правописании
предлогов?
Объясните: почему одни союзы называются
сочинительными, а другие – подчинительными?
Подробно расскажите о разрядах союзов
по значению.
Какие трудности в правописании союзов?
Расскажите о разрядах частиц.
Предположите, что было бы, если
одинаково писались бы служебные части речи и
омонимичные им самостоятельные части речи |
Какие части речи
называются служебными?
Как называются служебные слова,
указывающие на различные грамматические
отношения между словами в словосочетании и
предложении?
Какие производные предлоги пишутся в
одно слово?
Какие производные предлоги пишутся в
два слова?
Как называются служебные слова, которые
связывают между собой однородные члены
предложения или части сложного предложения?
Перечислите простые союзы.
Перечислите составные союзы.
Чем можно заменить союз?
Верно ли, что служебные слова, которые
служат для образования наклонений глагола и для
выражения различных оттенков в предложении,
называются частицами? |
Таблицы толстых и тонких вопросов
могут стать основой для исследований, дискуссий,
эссе.
Очень эффективная художественная форма
письменной рефлексии – эссе.
Эссе – это произведение небольшого объема,
раскрывающее конкретную тему и имеющее
подчеркнуто субъективную трактовку, свободную
композицию, ориентацию на разговорную речь,
склонность к парадоксам. Если работа проходит на
уроке, заранее оговариваются временные границы
ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это – время,
отведенное на «свободное письмо»). В зависимости
от цели написания отбирается автором и
содержание. В любом случае эссе – художественная
форма размышления, подталкивающая ученика
обратиться к собственному, может быть и
противоречивому, опыту.
Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация):
вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре.
4. Редактирование. Исправление замечаний,
сделанных в ходе правки.
5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Собственная позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, выдвигаемые
слушателями.
5. Причина, по которой заявленная позиция
остается прежней, объявляется правильной.
6. Заключение.
Научить учеников написанию эссе и других видов
письменной рефлексии – довольно трудная задача.
Выделим основные правила обучения письменной
рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Ученики должны
понимать, что написанный ими текст востребован
другими.
5. Привычка править – значит понимать, что любой
текст в любое время может быть откорректирован
пишущим.
6. Помощь друзей. Возможность делиться
написанным.
* Слово инсерт –
аббревиатура, имеющая следующую расшифровку:
I – interactive; N – noting; S – system; E – effective;
R – reading and; T – thinking.
В переводе: интерактивная системная разметка
для эффективного чтения и размышления.
Е.Л. КОЗЫРЬ
|