Я ИДУ НА УРОК
7-й класс
Производные предлоги2 урока по технологии РКМЧППЕРВЫЙ УРОКПравописание производных предлоговЦели: – научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы; – развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных; – воспитывать коммуникативность, самостоятельность. Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты. ХОД УРОКА 1. Актуализация имеющихся знаний. СТАДИЯ ВЫЗОВА Прием «Верные и неверные утверждения» Прочитайте вслух только верные утверждения. Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже. 1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов. 2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются. 3. Все предлоги пишутся в одно слово. 4. Правописание производных предлогов надо запомнить. 5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом. 6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи. 2. Совместное определение темы и целей урока. – Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить? – Какие цели мы можем перед собой поставить? 3. Изучение нового материала. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Прием «Инсерт» А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки: «V» – эту информацию знаю; «+» – это новая для меня информация; «?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы. Правописание предлогов 1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу. 2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис. 3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие). 4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре. 5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами. Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как. 6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами: Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей. Поговорим насчет (= о) поездки. – На счет (на что?) банка поступали деньги. Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал. Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас. Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду. В течение урока. – В течении реки. В продолжение отпуска. – В продолжении фильма. В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка. 7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени. Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Б. Работа с учебным текстом. – Какая информация из текста вам была известна? – Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо. – Что нового вы узнали из текста? – Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали. – Как называются эти предлоги? – Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово. – Чем можно заменить эти предлоги? – Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова. – Какое значение имеют эти предлоги? В. Отработка навыка написания производных предлогов. Пишем диктант В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва. Работа с тестами I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога. 1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше. 2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его. 3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь. 4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели. II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог. 1. (В)начале урока мы читали текст. 2. Мы идем в поход (в)месте с родителями. 3. (В)месте падения метеорита образовался кратер. 4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие. Взаимопроверка. 4. Итог урока. – Еще раз назовите верные утверждения. – Какие производные предлоги пишутся в одно слово? – Какие производные предлоги пишутся в два слова? – Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами? 5. Разноуровневое домашнее задание. 1-й уровень – обязательный минимум – упражнение... 2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов». 3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги. ВТОРОЙ УРОКОмонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи Цели: – отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов; – развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи. Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов. ХОД УРОКА 1. Начало урока. СТАДИЯ ВЫЗОВА Прием «Отсроченная отгадка» (Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.) – Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды? – Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями? СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ – Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны. (Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.) Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год... Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны? Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы. Так чем же похожи хамелеоны и омонимы? Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды. 2. Совместное определение темы и целей урока. Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим? – Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать. 3. Актуализация имеющихся знаний. Прием «Кластер» Что такое омоформы, омографы и омофоны? (Слушаем подготовленного ученика.) – Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.) 4. Основная часть урока. – Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи? – Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.) Вернемся к тексту. Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи. Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его. – Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги. – Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно? Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...) Работа по разноуровневым карточкам 1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги. В_течени_ времени. В_следстиви_ дождей. На_счет похода. Не_смотря на трудности. Изменения в_течени_ реки. В_следстви_ по делу Иванова. Положить деньги на_счет в банке. Шел, не_смотря под ноги. 2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца. 3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий. Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие). Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам. Предупредительный диктант Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур. Итог урока – Что такое омонимы? – Почему омофоны представляют трудность для написания? – Как определить часть речи внешне сходных слов? – Как пишутся предлоги? – Какие предлоги пишутся раздельно, слитно? 6. Домашнее задание. Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания. Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны. Если останется время Поиграем? Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт. Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру, Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru. Е.Л. КОЗЫРЬ |