Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2009

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

 

10–11-й класс

 

Подготовка к выполнению заданий частей
А, В, С на ЕГЭ

Причастие как часть речи.
Заключительный урок по теме

Программа Н.Гольцовой

Цель: обобщить и закрепить полученные знания по причастию.

Задачи:

• повторить морфологические признаки причастия, знать его синтаксическую функцию;

• подготовиться к выполнению заданий частей А, В, С.

Оборудование:

• Мультимедийный проектор, ПК, экран, программное обеспечение MS Power Point на базе MS Windows XP;

• непосредственно презентация;

• раздаточный дидактический материал – карточки для работы у доски, текст для заданий части В.

I. Подготовка к выполнению заданий части С

Задание 1. Прочитайте следующие предложения. Ответьте на вопросы.

Сколько наслаждения дарит человеку одна-единственная строка, сверкнувшая, словно серебряный месяц. (С.Цвейг, австрийский писатель XIX в.)

То, что однажды напечатано, становится достоянием мира на вечные времена. (Г.Э. Лессинг, немецкий писатель XVIII в.)

Книга – это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных делах вещающий молча. (Алишер Навои, узбекский поэт XV в.)

Книга – такое же явление жизни, как человек, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком. (М.Горький, русский писатель XX в.)

1) Какая тема объединяет высказывания писателей и поэта?

2) Выразите свое согласие или несогласие с одним из высказываний. Ответ аргументируйте.

3) Перепишите понравившееся вам высказывание. Найдите причастие.

4) Определите его морфологические признаки, синтаксическую роль.

Задания 2, 3 (на карточках у доски) по правописанию причастий.

Карточка 1. -Н- или -нн-?

Стира_ое белье, замече_ый объект, зва_ые гости, приглаше_ый ко двору, привлече_ы к ответственности, жаре_ый в сметане, дра_ый сапог, ободра_ый локоть, лома_ая линия, поля ограниче_ы рвом.

Карточка 2. -Ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-)?

Стел_щийся туман, чу_щий опасность, готов_щийся к экзамену, реж_щий металл, плохо слыш_щий, леч_щий врач, ла_щий пес, щебеч_щий птенец, ре_щее знамя, пил_щий дрова.

Проверка выполнения заданий 1, 2, 3.

Вопросы учителя

1) Какие формальные признаки помогли вам ответить на четвертый вопрос в задании 1, найти причастия и определить их морфологические признаки? (Наличие суффиксов.)

2) Какие формальные признаки причастия помогли справиться с заданиями 2, 3? (Карточка 1: форма причастия, вид глагола, наличие зависимого слова. Карточка 2: если начальная форма глагола – на -ить, то пишем суффиксы -ащ-, -ящ-; не на -ить -ущ-, -ющ-.)

II. Выполнение заданий части А

Причастие – одна из «любимых» частей речи КИМов. Эта часть речи встречается в заданиях А (связанных с орфографией, пунктуацией, грамматикой) и в заданиях части В. Рассмотрим задания А20 и А26, вызывающие наибольшие затруднения. Внимание на экран (или на доску).

Прочитайте и выполните варианты задания А20.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1. Хорошая книга (1) это подарок (2) завещанный автором человеческому роду. (Д.Аддисон, английский поэт XVII–XVIII вв.)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 3) нигде.

2. Вовремя прочитанная (1) книга (2) может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С.Михалков)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 2; 4) нигде.

3. Без некоторых книг (1) не пережитых в детстве (2) и отрочестве (3) сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной. (С.Михалков)

1) 1; 2) 1, 2; 3) 1, 2, 3; 4) 1, 3.

Проверка выполнения заданий. Обратите внимание на объяснение пропущенной запятой: обособленное определение, выраженное причастным оборотом (и его место в предложении относительно определяемого слова).

Вопросы учителя

1) Каких знаний о причастии требует выполнение задания А20? (Знание синтаксической роли причастия.)

Прочитайте и выполните варианты заданий А26.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1. Разве не смело встретили мы нашу судьбу, храня в сердце все то спокойствие, мир, доброту, которые нашли за волшебной дверью книг? (А. Конан Дойль)

2. Приучите человека к чтению, и вы его осчастливите. Вы введете его в общество мудрецов и остроумцев; его друзьями станут самые нежные, чистые и мужественные люди, которые были украшением человечества во все времена. (Гершель)

3. Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души. (Цицерон)

4. Книга – это та живая нить, которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с остальным миром. (Д.Мамин-Сибиряк)

Вопросы учителя

1) Какие формальные признаки говорят о том, что сделать замену невозможно? (Наличие предлога перед словом который, частицы бы в предложении со словом который, наличие указательного местоимения, к которому относится слово который.)

2) Как вы думаете: почему именно эти признаки указывают на невозможность заменить придаточное предложение обособленным определением?

3) Какие знания о причастии нужны, чтобы выполнить задания А26?

III. Выполнение задания части В

Прочитайте текст Сергея Лукьяненко. Какую тему затрагивает автор?

1) Мне давно кажется, что чтение книг миновало тот краткий период, когда оно было всеобщим развлечением. 2) Кино, как бы оно ни было хорошо снято, при всем желании составить конкуренцию не могло – поход в кино был отдельным событием, а книга всегда под рукой. 3) Телевизор, даже обретший цвет и большие экраны, не мог удовлетворить всех и сразу.

4) Зато видео и компьютер нанесли свой удар. 5) Кино – это чтение для нищих духом. 6) Для тех, кто не способен представить себе войну миров, вообразить себя на мостике «Наутилуса» или в кабинете Ниро Вульфа. 7) Кино – протертая кашка, обильно сдобренная сахарам спецэффектов, которую не надо жевать. 8) Открой рот – и глотай. 9) Почти то же самое с компьютерными играми – это вдруг ожившая книга, в которой ты волен выбрать, на чьей ты стороне.

10) А чтение вернулось к своему первоначальному состоянию. 11) К тому времени, когда оно было развлечением умных. 12) Книги стали дороже, тиражи стали меньше – примерно как в XIX веке.

13) По мне так лучше признать: чтение – это удовольствие не для всех. 14) И даже не просто удовольствие, это работа.

(С.Лукьяненко. Чистовик)

Выполните задания части В по вариантам. (Каждый из 5 рядов класса получает свое задание. Справившиеся с заданием приступают к выполнению других вариантов. Таким образом сильные ученики получают возможность работать с опережением.)

В1. Из предложений 2, 4 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

В2. Из текста выпишите действительное(ые) причастие(я) прошедшего времени.

В3. Из предложения 9 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание, в котором главным словом является причастие.

В4. Среди предложений текста найдите сложное, одна из грамматических основ которого включает составное именное сказуемое, выраженное кратким причастием. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений текста найдите предложения с обособленным распространенным определением. Напишите номера этих предложений.

Проверка выполнения заданий. Обратите внимание на подсказки в формулировках: выпишите номер или номера предложений.

IV. Итоги

Сегодня мы с вами работали над заданиями ЕГЭ, посвященными одной части речи – причастию. Давайте еще раз повторим формальные признаки этой части речи.

Вопросы учителя

1) Какие формальные признаки причастия надо знать, чтобы найти причастия в предложении?

2) Какие синтаксические функции выполняет причастие?

Домашнее задание. Выполните задания А28–А30, С1 по тексту С.Лукьяненко.

А28. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1) 1; 2) 5; 3) 12; 4) 14.

А29. Какой тип речи представлен в тексте?

1) Повествование;

2) описание;

3) рассуждение;

4) рассуждение и описание.

А30. В каком предложении есть фразеологизм?

1) 1; 2) 2; 3) 6; 4) 13.

С1. Выразите свое отношение к поднятой автором проблеме. Подберите один аргумент.

Е.В. ДАВЫДОВА,
г. Сочи

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru