УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
5-й класс
Разрешите предложить вашему вниманию
необычный урок русского языка в 5-м классе «Зачет
наоборот». Этот урок – предпоследний в разделе
«Морфемика». На предыдущих уроках пятиклассники
получали новые знания, учились применять их на
практике, выполняли разного рода проверочные
работы, писали диктант на правописание приставок
и чередующихся гласных в корне. Готовясь к
зачету, ребята повторили изученный материал.
Слушая ответы у доски, восстановили в памяти
ранее изученное. Форму проведения зачета мы
вместе обсудили заранее, идея понравилась, и вот
какой получился урок.
Т.А. Зиатдинова |
Зачет наоборот
Чередование гласных в корне,
правописание приставок
пре-, при-, на з- (с-).
Цели: проверить знания, умения, навыки,
полученные детьми при изучении данных тем;
развивать навыки работы в группе, воспитывать
интерес к предмету.
Русский язык: УМК под ред. В.Бабайцевой. Учебник
для 5-го класса под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа,
2001.
Как проходил зачет
За 3 дня до зачета класс был поделен на 4 группы
по 4 человека в каждой: самые сильные, сильные,
средние, слабые. В каждой группе ребята сами
выбирали капитана. Обязанность капитана
заключалась в том, чтобы распределить полученные
от учителя вопросы по теории, изложить ответы
своим «подопечным». Кроме того, капитан, получив
упражнения, самостоятельно выполнял их и потом
вместе со своим «учеником».
За отведенные три дня ребята подготовились, и 3
марта на уроке русского языка начался зачет. В
кабинет русского языка, где все было готово к
зачету, пришли четыре учителя: два математика,
информатик и логопед.
После объявления тем зачета мы рассказали, как
он будет проходить. Приглашенные учителя взяли
на себя роль учеников. Потом провели жеребьевку
среди «новеньких». Учителя-ученики сели за столы,
присоединившись к своим группам. На подготовку
отвели 20 минут.
Каждая группа получила свою тему.
1-я группа. Чередование гласных о – а в
корне слова. (Упр. 590, 595, 599)
2-я группа. Правописание приставок пре-, при-.
(Упр. 693, 687, 701)
3-я группа. Чередование гласных и – е в
корне слова. (Упр. 619, 627)
4-я группа. Правописание приставок на з- (с-).
(Упр. 665, 993, 994)
Ребята-учителя сразу же бойко начали объяснять
полученную тему своим подопечным, используя для
этого таблицы, опорные схемы; затем для
закрепления выполнили упражнения.
Учителя-ученики оказались очень дотошными:
задавали разные вопросы, делали записи в тетради.
Это была сенсация – ученики учат учителей!
Но вот время на подготовку истекло, и наступил
самый ответственный момент – зачет.
Подготовившиеся «ученики» получили карточки с
заданиями (первый вопрос – теория, второй –
практика, выполняется на доске, см. приложение).
Ребята-учителя очень волновались за своих
«учеников», ведь сейчас их подопечные работали
самостоятельно.
«Ученики» подошли к доске и начали готовиться к
ответу. Никто из них не попросил помощь команды.
Все «ученики» выполнили свои задания блестяще и
получили оценку «5».
Следующий этап – подведение итогов – был еще
интереснее. Каждый из учителей рассказал, каково
быть в роли ученика, кто и как их готовил к зачету.
Было отмечено, что все дети очень добросовестно
подготовились к зачету, имеют глубокие знания,
безошибочно излагают материал.
Слово взяли «учителя». Они пришли к выводу, что
очень интересно «учить», когда «ученики» такие
способные. А затем все попросили проводить такие
зачеты почаще.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1-я группа
1. Написание каких корней зависит от ударения?
От суффикса? От последующего согласного?
2. Вставьте пропущенные буквы.
Слабый р_сток р_сталкивает комья земли и
тянется к свету. В Японии у одного петуха выр_с
семиметровый хвост. Широкая улыбка оз_ряла
открытое и простодушное лицо Хоттабыча.
Заг_релый, накл_ненье,
Р_створенье, оз_ренье –
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?
Чудо-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сл_жил.
Затем результат пол_жил себе в рот.
Вот так человек изобрел бутерброд.
2-я группа
1. Вставьте подходящее по смыслу слово.
Правописание приставок пре- и при-
зависит от… (ударения, смысла).
2. Вспомните
и запишите слова, которые пропущены в отрывках из
сказок. Вам помогут память и догадливость.
Выпишите слова на доску.
Пушки с ______ палят,
Кораблю ______ велят.
Здравствуй, князь ты мой ______!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Только Поп один Балду не любит,
Никогда его не________.
_______ к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».
3-я группа
1. Почему чередование и – е в корне слова
называют орфограммой с девчачьим именем?
2. Вставьте пропущенные буквы, выпишите данные
слова на доску.
а)
На
девичник соб_раясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним.
б)
Кто-то терем приб_рал
Да хозяев поджидал.
в) Как наешься ты своей полбы,
Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.
г)
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь уп_рается, дрожит.
д)
Фарлаф с боязнию глядит,
В тумане ведьма исчезает,
В нем
сердце зам_рло, дрожит.
е)
Но где Людмила? Он один!
В нем сердце, вспыхнув, зам_рает.
4-я группа
1. Почему приставки на з-, с- называют
самыми капризными?
2. Подберите к данным словам противоположные
по смыслу с приставками на з-, с-.
Образец: совестливый – бессовестный.
Порядок, участливый, одаренный, корыстный,
жалостливый, честный.
Т.А. ЗИАТДИНОВА,
пос. Рудногорск,
Иркутская обл.
|