Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №8/2009

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

 

5-й класс

Разрешите предложить вашему вниманию необычный урок русского языка в 5-м классе «Зачет наоборот». Этот урок – предпоследний в разделе «Морфемика». На предыдущих уроках пятиклассники получали новые знания, учились применять их на практике, выполняли разного рода проверочные работы, писали диктант на правописание приставок и чередующихся гласных в корне. Готовясь к зачету, ребята повторили изученный материал. Слушая ответы у доски, восстановили в памяти ранее изученное. Форму проведения зачета мы вместе обсудили заранее, идея понравилась, и вот какой получился урок.

Т.А. Зиатдинова

Зачет наоборот

Чередование гласных в корне, правописание приставок
пре-, при-, на з- (с-).

Цели: проверить знания, умения, навыки, полученные детьми при изучении данных тем; развивать навыки работы в группе, воспитывать интерес к предмету.

Русский язык: УМК под ред. В.Бабайцевой. Учебник для 5-го класса под ред. А.Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2001.

Как проходил зачет

За 3 дня до зачета класс был поделен на 4 группы по 4 человека в каждой: самые сильные, сильные, средние, слабые. В каждой группе ребята сами выбирали капитана. Обязанность капитана заключалась в том, чтобы распределить полученные от учителя вопросы по теории, изложить ответы своим «подопечным». Кроме того, капитан, получив упражнения, самостоятельно выполнял их и потом вместе со своим «учеником».

За отведенные три дня ребята подготовились, и 3 марта на уроке русского языка начался зачет. В кабинет русского языка, где все было готово к зачету, пришли четыре учителя: два математика, информатик и логопед.

После объявления тем зачета мы рассказали, как он будет проходить. Приглашенные учителя взяли на себя роль учеников. Потом провели жеребьевку среди «новеньких». Учителя-ученики сели за столы, присоединившись к своим группам. На подготовку отвели 20 минут.

Каждая группа получила свою тему.

1-я группа. Чередование гласных о – а в корне слова. (Упр. 590, 595, 599)

2-я группа. Правописание приставок пре-, при-. (Упр. 693, 687, 701)

3-я группа. Чередование гласных и – е в корне слова. (Упр. 619, 627)

4-я группа. Правописание приставок на з- (с-). (Упр. 665, 993, 994)

Ребята-учителя сразу же бойко начали объяснять полученную тему своим подопечным, используя для этого таблицы, опорные схемы; затем для закрепления выполнили упражнения. Учителя-ученики оказались очень дотошными: задавали разные вопросы, делали записи в тетради. Это была сенсация – ученики учат учителей!

Но вот время на подготовку истекло, и наступил самый ответственный момент – зачет. Подготовившиеся «ученики» получили карточки с заданиями (первый вопрос – теория, второй – практика, выполняется на доске, см. приложение). Ребята-учителя очень волновались за своих «учеников», ведь сейчас их подопечные работали самостоятельно.

«Ученики» подошли к доске и начали готовиться к ответу. Никто из них не попросил помощь команды. Все «ученики» выполнили свои задания блестяще и получили оценку «5».

Следующий этап – подведение итогов – был еще интереснее. Каждый из учителей рассказал, каково быть в роли ученика, кто и как их готовил к зачету. Было отмечено, что все дети очень добросовестно подготовились к зачету, имеют глубокие знания, безошибочно излагают материал.

Слово взяли «учителя». Они пришли к выводу, что очень интересно «учить», когда «ученики» такие способные. А затем все попросили проводить такие зачеты почаще.


ПРИЛОЖЕНИЕ

1-я группа

1. Написание каких корней зависит от ударения? От суффикса? От последующего согласного?

2. Вставьте пропущенные буквы.

Слабый р_сток р_сталкивает комья земли и тянется к свету. В Японии у одного петуха выр_с семиметровый хвост. Широкая улыбка оз_ряла открытое и простодушное лицо Хоттабыча.

Заг_релый, накл_ненье,
Р_створенье, оз_ренье –
Что писать под удареньем,
Что писать без ударенья?

Чудо-математик в Германии жил.
Он хлеб с колбасою случайно сл_жил.
Затем результат пол_жил себе в рот.
Вот так человек изобрел бутерброд.

2-я группа

1. Вставьте подходящее по смыслу слово.

Правописание приставок пре- и при- зависит от… (ударения, смысла).

2. Вспомните и запишите слова, которые пропущены в отрывках из сказок. Вам помогут память и догадливость. Выпишите слова на доску.

Пушки с ______ палят,
Кораблю ______ велят.

Здравствуй, князь ты мой ______!
Что ж ты тих, как день ненастный?

Только Поп один Балду не любит,
Никогда его не________.

_______ к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?».

3-я группа

1. Почему чередование и – е в корне слова называют орфограммой с девчачьим именем?

2. Вставьте пропущенные буквы, выпишите данные слова на доску.

а)

На девичник соб_раясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркалом своим
Перемолвилася с ним.

б)

Кто-то терем приб_рал
Да хозяев поджидал.
в) Как наешься ты своей полбы,
Соб_ри-ка ты с чертей оброк полный.

г)

Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь уп_рается, дрожит.

д)

Фарлаф с боязнию глядит,
В тумане ведьма исчезает,
В нем сердце зам_рло, дрожит.

е)

Но где Людмила? Он один!
В нем сердце, вспыхнув, зам_рает.

4-я группа

1. Почему приставки на з-, с- называют самыми капризными?

2. Подберите к данным словам противоположные по смыслу с приставками на з-, с-.

Образец: совестливый – бессовестный.

Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.

Т.А. ЗИАТДИНОВА,
пос. Рудногорск,
Иркутская обл.

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru